Кем быть?
«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – пожалуй, один из самых популярных вопросов, который постоянно слышат дети.
В связи с этим мы решили поинтересоваться у наших читателей, удалось ли им стать теми, кем они мечтали быть в детстве? Также мы узнали, считают ли горожане необходимым проводить в раннем возрасте профориентацию, и стоит ли с детского сада настраивать детей на конкретную профессию?
Оказывается, выбор профессии уже превратился в целую индустрию, в которой заняты ведущие российские вузы и выдающиеся ученые. «Научные методы, помогающие определиться с будущей профессией – это психометрическая и психофизиологическая диагностика, «тесты достижений» и так далее, – рассказал в начале этой недели в интервью «Российской Газете» научный сотрудник факультета психологии МГУ Алексей Серебряков. – А задача «карьерного» психолога – понять, чем интересуется ребенок, оценить его интеллектуальные способности и особенности личности, узнать мотивы. И только после этого что-то советовать».
Полуторачасовые тесты с вопросами о жизненных приоритетах, задачами по математике и логике, проверкой эрудиции и определением типа личности – все это часть профориентации в современном мире. При этом тесты составляются так, что пройти их полностью не может никто. Технари лучше справляются со сложением и вычитанием, а гуманитарии – с творческими задачами. «В итоге получаешь список профессий. Из них выбираешь самые интересные и перспективные, а потом смотришь, в каких вузах такое образование можно получить», – добавляет Алексей Серебряков.
Это может показаться удивительным, но сегодня в вопросах выбора профессии приходит на помощь даже дактилоскопия.
По словам директора инновационного центра профориентации Сергея Дорофеева, узоры на подушечках пальцев ребенка закладываются на 13-й неделе беременности. Примерно в то же время формируется его нервная система. Чтобы изучить, как они связаны, статистику пришлось собирать не один десяток лет. Правда, пока удалось определить лишь то, что по дугам, петлям и завиткам на подушечках пальцев можно определить тип мышления, памяти и внимания, интеллектуальные способности, слабые и сильные стороны психики и спортивный потенциал ребенка.
Впрочем, более консервативных методов профориентации еще никто не отменял. «Космические смены» Роскосмоса в «Артеке» или слеты юных корреспондентов и правозащитников в «Орленке», а также экскурсии на различные предприятия и организации, где дети узнают о работе тех или иных специалистов – проверенный способ помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии.
Михаил, 39 лет, техник:
- Я в детстве мечтал быть строителем. Потом водителем. Еще позже моряком. И даже полярником мечтал стать. Но ничего из этого не получилось. Не то чтобы что-то мешало, просто со временем мечты забылись, уступили место каким-то будничным делам и заботам.
Если бы сейчас была такая возможность, я бы с удовольствием после окончания школы поступил в какой-нибудь авиационный вуз и выучился бы на летчика. Летал бы на самолетах в разные страны, а заодно осуществил бы мечту бабушки. Вывод – надо слушаться старших. По крайней мере, в детстве.
Анастасия, 31 год, педагог:
- В детстве у меня вообще не было никаких мыслей по поводу того, кем я хочу стать. Не знаю, почему. С ранних лет я считала, что успею определиться с этим позже. А лет в 20 я поняла, что у меня замечательно получается ладить с детьми, и мне интересно открывать для них что-то новое, чему-то их учить. Собственно, с этого и начался мой путь в преподавательской деятельности.
А по поводу профориентации для детей – это, мне кажется, спорный вопрос. Она может быть полезной, если не навязывается, и детям дается реальный выбор. Если детей насильно ведут на экскурсию под угрозой «двоек» в дневнике и рассказывают там, как хорошо быть пожарным или полицейским, а все остальные профессии – это какая-то ерунда, то от этого будет только вред. Другое дело, когда детям рассказывают о разных профессиях и делают это объективно – то есть говорят не только о плюсах, но и о минусах каждой профессии.
Светлана, 49 лет, экономист:
- Когда я была ребенком, я мечтала стать… машинистом поезда. Да, это странно, ненормально, удивительно, неадекватно и уж точно совсем не по-девичьи. Но мне очень хотелось работать именно машинистом. Просто мы с родителями постоянно ездили на поезде либо к бабушке с дедушкой, либо к тете с дядей, либо на море, либо еще куда-нибудь. И я с самых ранних лет была в полном восторге от этого транспорта.
Правда, с годами я поняла и то, что это, во-первых, не лучший выбор для девочки, а во-вторых, вообще не лучший выбор в принципе.
Что же касается профориентации – почему бы нет? Если честно, на меня робкие попытки учителей и родственников рассказывать о том, что все профессии нужны, все профессии важны, что важно трудиться на благо Родины и что все мы идем прямиком в светлое будущее вообще никак не повлияли. Тут, наверное, раз на раз не приходится. Кому-то это поможет, кому-то нет.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее