«Коровушка ты моя»
ГАЗ 20 - «Победа» - машина, кажется, известная не только на территории бывшего СССР, но и далеко за его пределами.
В Чайковском тоже есть одно такое авто. Его возраст уже давно перевалил за пятый десяток, а пробег – пошел на круг в два миллиона километров. Но, тем не менее, машина до сих пор исправно возит своего хозяина на летнюю рыбалку.
По наследству
Дмитрию Николаевичу Баранову, электрику на пенсии, авто досталось 12 лет назад от тестя.
«Покойный Юрий Николаевич всю жизнь проработал водителем, был настоящим профессионалом, всю жизнь был влюблен в машины. Он даже не знал, как в трамвае билет купить», - рассказывает Дмитрий Николаевич.
У родственника «Победа» появилась jlyjq из первых в Ижевске, когда все машины в городе можно было пересчитать по пальцам одной руки. «Машину тесть купил у полковника, а тот ее из Польши пригнал. Там в 1958 году нашу «Победу» под новым названием «Варшава» выпускали», - говорит автовладелец.
Тесть в авто души не чаял – пылинки сдувал, ухаживал, называл ее «коровушка моя». А после болезни передал любимому зятю: «Мы сели, бутылочку распили, он мне ключи отдал и наказал не продавать. Когда уже уезжали, он даже капот гладил, целовал», - вспоминает Дмитрий Николаевич.
Наш герой на машине сначала ездить стеснялся – что, мол, за старое корыто. Но все равно, на радость тестю, покрасил раритет и тщательно ухаживал. А потом и ездить понравилось: «Если бы я каждый раз брал деньги, когда ее фотографируют, уже стал бы миллионером», - смеется он. Полиция его тоже останавливает, чтобы полюбоваться раритетом. Один раз, правда, молодой полицейский чуть не оштрафовал за отсутствие ремней безопасности, да более старший товарищ подсказал – не предусмотрены конструкцией.
Вагон запчастей
Вместе с авто чайковцу в наследство досталась и целая «ГАЗель» родных запчастей – от фонарей и стеклоподъемников до деталей ходовой. До сих сохранилась даже родная резина. Правда, ее Дмитрий Николаевич ставить боится, опасно - состояние покрышек уже не то. Потому в ход идут покрышки с «Волги», «УАЗа» и других моделей отечественного автопрома.
Заменен и двигатель – установлен более мощный, на 1,75 литров, от «Волги». «Дороги стали лучше, ездить можно было и побыстрее, вот тесть и поставил», - рассказывает владелец авто. Правда, родственник все же наказал: быстро не ездить, а если успеть куда-то надо, лучше на 10 минут раньше выйти из дома.
Радует владельцев раритета и грузоподъемность, даже испытания проводили: загрузили под завязку кирпичами и благополучно отвезли их в гараж. «Кому потом не рассказывали, что всю эту кучу привезла «Победа», никто не верил»,- смеется Дмитрий Николаевич.
Сейчас машину он ремонтирует сам с помощью знакомых – не доверяет сервисам. Тем более, что и там не стремятся брать на обслуживание старое авто: «Денег много не срубишь, а работы полно», - считает водитель.
Коллекционер
Чайковский автовладелец не считает свою «Победу» раритетом и активно использует в обычной жизни: на рыбалку съездить, в город семью свозить – милое дело. «У меня тесть был рыбак страшный. Он на задние колеса от ГАЗ-69 ставил, диски с комбайна, передние колеса с «Победы» - они тоже высокие - и спокойно везде проезжал. Машина тяжелая, оборотистая, я на колеса только цепи наматываю», - рассказывает Баранов. Правда, далеко он на этой машине все же не ездит – на трассе скорости совсем другие.
«Еду как-то, а мне фарами иномарка сигналит, просит остановиться. Оказывается, водитель тоже купил «Победу» - специально за ней в Москву ездил. Только он на своей дальше двора не выезжает, поэтому очень удивился, увидев, что я спокойно на ней езжу», - вспоминает Дмитрий Николаевич.
Раньше он подумывал продать авто. Даже с помощью внучки объявление в Интернете разместил. Звонков было много. А потом позвонил коллекционер из Перми и по-дружески посоветовал объявление о продаже снять: звонить будут одни «перекупы», которые хорошую цену за машину не предложат.
А теперь Дмитрии Николаевич о продаже и не думает: новая машина не нужна, а «Победа» - машина экономная, да и запчасти есть.
Кроме того, авто приметили устроители свадеб и приглашают в свадебный кортеж. «Первый раз стыдно было к ЗАГСу подъезжать – сколько там иномарок шикарных. А потом смотрю, все молодожены у «Победы» фотографируются, и успокоился. Теперь есть два заказа – один в Воткинске. Приглашали и в Пермь, но так далеко не поеду», - говорит Дмитрий Баранов.
Рождение “Победы”
Второго февраля 1943 года 91 000 человек во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом, оставшихся в живых после окружения 6–й немецкой армии, сдались в плен. Сталинградская битва, надломившая хребет военной машине Рейха, окончилась.
А на следующий день, 3 февраля, в Москве, в Наркомсредмаше, проходило совещание, на котором докладывали о ходе разработок новых машин в том числе и легковой ГАЗ-25. «Родина» — таково было рабочее название автомобиля.
«Победа» было резервное название. Первое – «Родина». Спросили добро у Сталина. «А сколько стоит Родина?» — прищурясь, осведомился вождь. И машину назвали «Победой».
У Дмитрия Баранова даже сохранился оригинальный каталог запасных частей автомобиля «М-20 Победа».
История польской Победы – «Варшавы» - началась сразу после войны. До основания разрушенная Польша не имела возможностей для разработки собственного авто.
Еще до войны у поляков был контракт с «Фиатом», его и решили реализовать.
По условиям контракта, за 2 млн. долларов «Фиат» обязался построить недалеко от Варшавы завод мощностью 25 000 машин в год и начать там выпуск своей модели 1100. Однако когда цеха были уже готовы, разразилась «холодная война», и Сталин запретил полякам поддерживать отношения с «реакционными кругами Запада».
Контракт с «Фиатом» расторгли. А чтобы поляки не очень расстраивались, Сталин передал им лицензию на производство «Победы». Warszawa – в польском варианте.
Однако ее производство «не пошло» и вскоре было свернуто.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее