Театр – ее жизнь


Рубрика: Новости
Четверг,24.03.2011

Открытие отремонтированного театра запланировано на 1 апреля - представлением новой сатирической программы «Спецназженстройбат - 5-й. Дембель».

- Марина Георгиевна, когда Вы впервые познакомились с театром?
- Первое знакомство с театром у меня произошло в три года. Мой папа был ведущим режиссером и певцом-тенором в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского, и на репетиции всех опер, которые проходили на площадке театра, он меня все время брал с собой. Однажды пришел и мой «звездный момент». Они выпускали сразу две оперы, где были роли для детей. В «Евгении Онегине» я была пажом, который несет шлейф Татьяны Лариной на балу. А в «Пиковой даме» мы с другими детьми играли в горелки «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». И это первое детское впечатление от театра, от огромной сцены, от этого шикарного оформления было для меня сказкой. Я думаю, что именно эти впечатления и отложили отпечаток на мою будущую профессию, потому что уже лет в 10 я организовала свой дворовый театр (мы жили на Гайве в Перми в своем доме). Там я ставила множество спектаклей вплоть до «Трех мушкетеров» Дюма. Вот сейчас в Интернете меня находят старые знакомые из Красноярска, Новосибирска – это те девочки с нашего двора, которые играли у меня в спектаклях. Театр этот жил где-то лет, наверное, 5-6, пока я не уехала из Перми, я этим постоянно занималась. В школе тоже делала всевозможные постановки.
- А как Вы попали в Чайковский?

- Так судьба повернула, что моя мама жила в Чайковском, они с папой были в разводе (но при этом всю жизнь дружили и поддерживали хорошие отношения), и она меня позвала сюда. Мне тогда было 17 лет, я как раз окончила 9 классов. Тогда еще «десятилетку» заканчивали, вроде бы еще всего год доучиться, но по маминой просьбе я, конечно, все бросила и поехала к ней. А здесь в то время ничего еще не было – только политехникум легкой промышленности первый год работал. Мама мне сказала, что если я хочу доучиться, то она определит меня в бывшую школу № 3, но это всего на один год, а ведь нужно будет «притереться» к людям, а я характером была девушка очень сложная, своеобразная. Но мама мне подсказала другой путь: «У нас есть политехникум. Давай, Мариша, иди туда, будешь делать цветные ткани, представляешь, какая красота?» В итоге она меня уговорила, я пошла учиться и окончила политехникум по специальности «техник-технолог ткацкого производства». Но когда я поступила на первый курс, я все равно жадно искала в Чайковском какой-то островок – место моей принадлежности, и когда я увидела на заборе у строящегося дома афишу, что объявляется набор в драматическую студию при Чайковском народном театре в «Гидростроителе», я, конечно, на другой же день отправилась туда. И так я осталась в чайковском театре, и это стало моей судьбой, моей жизнью. Моим первым педагогом и наставником была режиссер и руководитель народного театра Мария Никифоровна Тихоновец, и я ей очень благодарна, она дала мне путевку в будущую профессию.
- Вы сказали, что ваша первая роль была в три года, а сколько Вы всего сыграли ролей?
- Ролей 20 я сыграла в народном театре. Дело в том, что я никогда не стремилась выбиться в актрисы, у нас были свои «звезды». Но я всегда была актером на подхвате, у меня была очень хорошая память, и любую роль я могла выучить за день. Мария Никифоровна могла сказать так: «Марина, завтра в 8 вечера играем «Белые тени», актрису на роль Бланш положили в больницу, тебе нужно выйти на сцену за нее». Тексты я все знала наизусть и практически без репетиций играла.
- А какая роль запомнилась Вам больше всего?
- Больше всего я любила играть роли Клары или Финеи  в «Дурочке» Лопе де Вега.
- Почему же все-таки Вы стали режиссером, а не актрисой? Почему был сделан такой выбор?
 - Во-первых, это с детства – я в своих спектаклях во дворе никогда не играла, занималась постановкой: устраивала читки, распределяла роли, делала костюмы, декорации, учила актеров выразительности, пыталась передать свое видение спектакля, умела заразить идеей, брала на себя всю организационную работу и совершенно не терпела вмешательства со стороны, - смеется Марина Георгиевна. - Зато какое счастье охватывало всех, когда бурными аплодисментами заканчивался наш очередной спектакль! После окончания  студии при народном театре у меня появились новые роли, но главное событие - это предложение Марии Никифоровны стать завучем студии. Это великая ответственность. Уже в своей студии я практически все предметы вела сама, тщательно к ним готовилась. Кроме того, массовые сцены в спектаклях  Марии Никифоровны  делали студийцы, мне очень нравилось придумывать интересные мизансцены и демонстрировать их, как сюрприз, нашему любимому режиссеру. Никогда не мечтала стать актрисой, просто очень нравилась атмосфера в коллективе, где все с радостью могли самовыражаться. И уж, конечно, и предположить не могла, что когда-то стану режиссером. Все свершилось тогда, когда Мария Никифоровна по семейным обстоятельствам вынуждена была уехать жить в Пермь. Предложение возглавить театр было как гром средь ясного неба! Опыта было мало, не было специального образования. И я вежливо отказалась, но меня вызвали в постройком и в деликатно-приказной форме сказали: «НАДО!» Я вышла оттуда как кипятком ошпаренная, пришла домой, у меня ноги подкашивались. Быть режиссером такого коллектива, где играли именитые актеры с двадцатилетним стажем! И меня – девчонку – поставили над ними, над звездами, на которых я молилась и за счастье считала выйти на площадку рядом с одним из них. На размышления времени не дали, и я на 3,5 года после отъезда Марии Никифоровны окунулась в режиссерскую работу народного театра. Там я поставила 6 спектаклей для детей и подростков. Конечно, участие в моих спектаклях принимали и старшие актеры, но я не могла дать им то, что могла им дать Мария Никифоровна, с чем-то я была не согласна, но ломать этих людей под себя мне было очень стыдно и некомфортно, да и неэтично. Поэтому после очередного юбилея народного театра, который был 14 мая 1976 года,  я подала заявление об уходе. Не знаю, как я на это решилась, дней пять ревела в подушку без своего театра, я ведь ушла в никуда.
Тогда первый год уже работал Дворец «Текстильщик» и в нем уже были три драматических коллектива. В то время обязанности директора исполнял Николай Иванович Савельев. И, наверное, благодаря ему я не потеряла любимую  профессию. Савельев сказал, что профком комбината против, нет штатных единиц, но он схитрил – предложил мне ставку культмассовика-затейника. Если честно - я была в шоке, но взяла себя в руки. Мне надо было думать, куда пойдут ребята-студийцы, которые ушли за мной из «Гидростроителя». И я согласилась на эту ставку, но в роли руководителя агитбригады. Начали мы бурно, сделали две хорошие программы, третья программа у нас была уже больше похожа на спектакль и называлась «Любовь моя владычица». Это была великолепная литературно-музыкальная композиция с отрывками из пьес, в которых есть тематика любви. Тогда Савельев сказал, что нас уже можно называть агиттеатром. За первые полгода я восстановила спектакль «Девочка и апрель» (который ставила еще в народном театре) на большой сцене дворца… втихаря, поздними вечерами, когда сцена освобождалась, чтобы никто не знал. В ноябре 1976 года был какой-то молодежный форум, и нужно было что-то показать,  я предложила сыграть этот спектакль. Савельев на страх и риск согласился, и мы на большой сцене показали «Девочку и апрель», зал принял спектакль на «ура». После этого мы заслуженно получили статус театра юного зрителя. Так началась жизнь ТЮЗа. В систему вошли занятия в студии, начали появляться спектакли, жила агитбригада. Вот так и жили, параллельно занимаясь разными жанрами, и вот доросли, - смеется. – А потом уже дети моих первых актеров занимались у меня, а теперь уже их внуки.
- Сколько вообще за 35 лет ТЮЗ показал спектаклей?
- Больше 80. Каждый год по-разному, но, несмотря на то, что мы любительский театр,  3-4 премьеры в год мы выдаем. В юбилейные годы выдавали и 7-8 спектаклей. В этом творческом сезоне, если считать с детскими спектаклями, тоже получится 7 спектаклей, еще плюс дипломный спектакль студентов Чайковского музыкального училища в июне. А еще я сейчас хочу вернуться к наболевшей проблеме, и не только нашего города, - это проблема наркомании. Несколько лет назад мы предложили зрителям такую тему в спектакле «Блин-2», сегодня мы берем пьесу В. Сигарева «Семья вурдалака».
- Сколько человек ежегодно проходят школу ТЮЗа?
- Ежегодно по 70-80 человек.
- Как возникла идея создать студию «Гном» для маленьких актеров?

- Часто актеры или студийцы брали с собой на вечерние занятия и репетиции своих маленьких детей, младших братьев и сестер, которых не с кем  было оставить. И когда мы готовили очередной юбилей, мне захотелось сделать небольшой блок, чтобы участвовали малыши, – он назывался «Тилимилимляндия». В 1998 году я все-таки решилась набрать детскую студию и назвала ее «Гном». Для них я написала собственную программу, в которой были прописаны не только уроки по мастерству актера. Хотелось научить детей общению, раскрепостить их фантазию, научить правильно дышать и говорить. Детей было 20 человек, и после года обучения мы поставили первый спектакль «Кошкин дом» по С. Маршаку. Спектакль понравился родителям и дал нам уверенность в том, что ребята готовы играть на сцене для  широкой публики. Я сама себе сделала проблему, - улыбается Марина Георгиевна. - Мне пришлось в сентябре снова открывать набор, потому что желающих было много! Сейчас у нас в театре 4 возрастные  группы студийцев, это больше 120 человек.
- Сколько спектаклей за 13 лет было поставлено студией «Гном»?
- Если считать новогодние представления, то где-то 15 спектаклей.
- Какой из поставленных Вами спектаклей запомнился больше всего?
- Я всегда думала над репертуаром серьезно, мне всегда хотелось, чтобы это было социально, чтобы это было злободневно. Из-за этого в советские времена у меня с Парткомом всегда были натянутые отношения,  цензура не дремала…
Один спектакль выделить просто невозможно. Со многими связаны не только творческие проблемы, но и проблемы политические и социальные. Например, спектакль «Порог» нам запрещали. Главный герой - алкоголик, автор выписал судьбу человека, опустившегося на дно жизни.  Несмотря на запреты, спектакль вышел в срок и его посмотрели почти все работники комбината шелковых тканей. Еще «Вестсайдская история», когда мои «трудные» подростки (первый набор - 12 молодых людей, стоящих на учете в милиции, «врученных» мне по комсомольской линии) так отыграли спектакль, что их всех через месяц сняли с учета в милиции. Есть спектакли, которые я очень любила из классики: «Укрощение строптивой», «Дурочка», современный спектакль «Игра в фанты». Много работ очень памятных, хороших, и из детских сказок тоже. Например, я обожаю «Золотые стрелы» по пьесе моего мужа Сережи. Очень умный спектакль, пьесу он посвятил нашим дочкам.  Каждый спектакль дорог и памятен по-своему, потому что актеры и студийцы отдают ему частичку своей души, тратят на него свое свободное время.
- Театр драмы и комедии чуть младше ТЮЗа. Когда он появился, не было ли желания уйти туда?
- Предложения попробовать себя там были. Но мои цели и задачи другие. Любительский театр – это семья, наш общий дом, где мы не только выходим на сцену, где мы воспитываемся, приобретаем новых друзей,  учимся творить, любить и прощать.
- А Вы следите за репертуаром театра драмы и комедии?
- Театр драмы и комедии я, конечно, посещаю, стараюсь бывать на премьерах.  Профессиональный театр необходим городу! У них свой зритель, у нас свой. Я очень дружна со многими актерами и с директором Валерием  Эминовым.  Я им желаю  найти  своего постоянного режиссера, он должен быть центром коллектива, его творческим защитником.

«У нас в ТЮЗе нет «звездности». Мы никого не выделяем, это невозможно – все замечательные,  в любительстве –  все помогают друг другу раскрыться, быть неповторимым, интересным в роли. Взаимовыручка - залог успеха».

- Насколько нам известно, КВНовское движение в городе зародилось с вашей подачи?
- Рождение КВНа было в политехникуме легкой промышленности, где я училась. Потом КВН вырос до большой сцены Дворца – примерно 40 лет назад (в 1967 году). Игры проходили и по цехам КШТ. Я с юмором дружу, поэтому по сей день люблю этот жанр. КВН – это тоже молодежь. Самое главное – выявлять их таланты, их умения, видеть, как они творят, – это самое дорогое. КВН – жанр, который раскрывает человека всесторонне. Считаю, что в городе КВН должен быть! И  желаю новых побед, успехов и процветания чайковскому КВНу.
Вставкой
«Я в техникуме больше занималась самодеятельностью, чем училась  текстильной профессии, но меня не лишали стипендии, несмотря на то, что у меня были прогулы, во время которых я придумывала сценарии или готовила очередную программу».
- Ко всему вышеперечисленному Вы 8 лет назад взялись за преподавание на актерском отделении в Чайковском музыкальном училище? Почему?
- Для меня это было неожиданно. Но о том, что моя кандидатура рассмативается, я знала. От предложения не отказалась, подошла к этому сознательно и  серьезно – одно дело занять досуг человека, другое - дать ему дорогу в профессию. С первым набором я сама училась, училась преподавать и требовать. Теперь считаю, что опыт был удачен, и это не только мое мнение. Студенты  проходят специальные предметы в стенах ТЮЗа – они здесь растут,  осваивают практические навыки. С ними театр вышел на новый виток: стараемся работать профессионально. Поэтому те ребята, которые приходят в студию, они, конечно, немного отстают, но кто хочет – тот подтягивается.  Студенты и актеры – моя вторая  семья.
- Как среди всех этих дел Вам удается уделять время семье? У Вас трое детей и уже трое внуков. Ваши дети не чувствовали недостатка внимания?
- Пожалуй, старшему сыну Виталию досталось меньше всех любви и внимания. Но ни один из моих детей ни разу не укорил меня в том, что я им что-то недодала. У меня и работа ладится тогда, когда в семье  покой и порядок.
Дети с рождения были со мной в театре. Я ведь в декретном отпуске ни с одним ребенком не была.  И внуки все в театре выросли. Сначала бегали, запинались, потом гоняли на трехколесных велосипедах, на роликах, а теперь уже в спектаклях играют!
Я считаю, что вся эта гармония от того, что мой муж Сережа – замечательный человек, с великим терпением, с огромной любовью и добротой, которых хватает на семью и на тех, кого он учит.  Все эти годы мы шли бок о бок рядом, вместе творили, спорили и «строили» наш ТЮЗ. Он написал много интересных пьес для детей, которые мы поставили с театром «Гном». Он – моя правая рука. Он умеет очень спокойно, неимпульсивно поработать с малышами, где-то пожестче потребовать отдачи от старших. Он преподает сценический бой. А наша старшая дочь Анна ведет предмет «Грим» и работает со студиями, младшая дочь Ольга ведет «Хореографию» и КРГ (коррекцию регионального говора), я полностью работаю с актерским составом и студентами.  Для  нас всех дом и театр - единое целое.
- Есть ли у вас семейные традиции?
- Конечно. Во-первых, это встреча Нового года всей семьей, а семья у меня теперь огромная, так как все дети выросли и у всех есть теперь свои вторые половинки и уже свои дети. Праздник всегда проходит в родительском доме, с сюрпризами и с подарками. К нам на лыжах приходит тайный Дед Мороз,  оставляет у дверей подарки, но увидеть его так и не удается – видна только лыжня в окошко, - улыбается Марина Георгиевна. – Летом мы часто бываем на нашей даче, на огороде. Мы там можем поработать, отдохнуть, позагорать, сделать шашлычки. С мужем и сыном мы часто выезжаем в лес за грибами. Лес – это наша стихия! И, естественно, дни рождения каждого ребенка и внука – это тоже семейные праздники. А все остальные традиции переплетаются с традициями театра.
- Если бы Вы не стали режиссером, какую бы профессию Вы выбрали?
- Вообще меня готовили в музыканты, если бы я не уехала из Перми, то должна была поступить в музыкальное училище на класс «фортепиано». Но музыкантом, как мой брат, я вряд ли бы стала. Я думаю, что я была бы врачом. У меня мама была медицинским работником и фармацевтом. Можно сказать, что медицина – это мое хобби почти 20 лет. Я постоянно сижу на всех мыслимых и немыслимых медицинских сайтах, читаю медицинскую литературу. Я раньше так и говорила: «Ну вот выгонят из режиссеров – пойду в медучилище».
- Было очень удивительно узнать, что Вам исполнилось 60 лет, в это не верится! Вы очень хорошо выглядите. Как Вам это удается? На какой возраст Вы сами себя чувствуете?
- Меня выбивают из колеи только стрессы. В остальном – я себя лечу сама и вообще никогда не думаю о том, болит у меня что-то или нет и к какому бы врачу сходить. Помогает мне быть в форме моя работа. В окружении молодежи я забываю о возрасте, потому что у нас одинаковый ритм жизни. Я только на уроке – педагог, а как только «звонок прозвенел» – мы все едины, у нас общие темы для разговоров, мы можем и похохмить! Многие мне говорят, что это плохо, что я их к себе слишком близко подпускаю, но я не могу иначе. Вот в таком тонусе и живем! И болеть некогда. Возраст, конечно, чувствуется, когда устаю. Сплю мало - компьютер не дает, Интернет затягивает, а там столько друзей! Пьесы читаю везде, где удобно, и в больших количествах! Еще я – газетчица, безумно люблю читать газеты. Я наши газеты прочитываю от корки до корки. Эта привычка у меня от папы – он в ларьке в Перми всегда закупал кипу газет, шел домой и все это читал, начиная от культуры, заканчивая футболом. Я над ним подсмеивалась, в итоге – сама такая же.
- Многие мечтают о заслуженном отдыхе, а Вы не собираетесь на пенсию?
- Нет! Ни в коем случае. Только работа, и, как говорила одна старая актриса, - «Умру на сцене, и будет мне покой». Я никогда ни на один день, если  буду нужна и востребована,  отсюда не уйду, со своим театром буду до конца. У меня есть хорошая смена - мои дети, которые умеют работать, любить театр и отдаваться делу сполна. Меня это успокаивает, потому что я хочу, чтобы наш ТЮЗ жил и после меня.
- Есть ли у Вас какая-то еще несбывшаяся мечта?

- Пролистывая всю жизнь, я могу сказать, что, пожалуй, нет. Я люблю свою работу, семью, у меня много друзей – а это все, что нужно для счастья. Единственная постоянная мечта - чтобы мои близкие нашли свой правильный путь в жизни и сделали нужный выбор, чтобы ни о чем потом не жалеть.

«Я всегда отвечаю на все поздравительные письма и сообщения в Интернете лично каждому. Каждый человек, который меня поздравил, заслуживает хотя бы двух слов. Поэтому я должна дать отклик каждому другу, потому что он – друг».

Блиц-анкета
Дата рождения: 7 марта 1951 года.
Место рождения: Пермь.
Знак Зодиака: Рыбы.
Образование: высшее.
Специальность: руководитель коллектива, режиссер.
Семейное положение: замужем, трое детей, трое внуков.
Регалии: заслуженный работник культуры РФ с 2003 года, член Союза театральных деятелей России с 2008 года, почетный гражданин города с 2006 года.
Любимое занятие в свободное время: в любое время года – уход за домашними животными («У меня были две собаки и кошка, сейчас остался только один пес, которому уже 15 лет»), чтение книг и газет, медицина и уход за садом из домашних цветов, плюс летом – грибы и огород.
Любимый цветок: «Я люблю разные цветы. Каждое время года – это свои цветы. Если это весна – то пионы. Люблю первые маленькие ландыши, которыми у меня усеян весь огород. Очень люблю полевые цветы, а когда мне дарят розы, я в них вижу произведение искусства. Любые цветы вызывают теплый душевный эмоциональный всплеск».
Любимая книга или автор: «Сложно сказать. Много авторов нравится. Если из современных: чуть раньше любила Викторию Токареву, Дмитрия Либскерова, Андрея Максимова. Не люблю фантастику, но люблю почитать классику, особенно то, что не прочла в юности».
Любимый литературный герой: «Во всех литературных героях есть что-то свое интересное, неповторимое , что можно взять и собрать в нужный образ».
Любимая музыка: «Тоже очень многое нравится. Я очень люблю оперную классику. «Новая опера» (Москва) – это мой любимый театр, там дирижер - мой брат, я стараюсь бывать в этом театре как можно чаще. Люблю музыку Чайковского, Рахманинова».
Любимые фильмы: «Не часто приходится смотреть - некогда, но один из последних – 16-серийный сериал «Ликвидация» с Владимиром Машковым. Очень люблю исторические фильмы.  Не смотрю комедии, не нахожу в них юмора».
Любимое время года: «Раньше любимым временем года была зима, но с возрастом я стала ждать лета. Поэтому и период весны для меня самый благодатный – период ожидания. Когда заканчивается лето, я думаю, что скоро зима, которую я люблю, поэтому и осенние шаги к зиме тоже прекрасны, и осень – она очень красочная, пробуждает  творческие мысли. Так что все времена года хороши».
Любимое блюдо: «Всякие овощные и травяные салаты, все, что растет, – это мое любимое. И все, что плавает в воде тоже».
Нелюбимое блюдо: булки с изюмом.
Какие три черты цените в людях: «Честность, преданность и прощение (надо прощать всегда)».
Какие качества в людях недопустимы: «Показуха» (в актерстве это называется «наигрыш»), высокомерие и ложь (лучше любая правда, нельзя на лжи строить отношения – ни личные, ни семейные, ни общественные)».
Самая лучшая черта в Вас: «Всепрощение. Наверное, я не лукавлю в этом - я все прощаю очень быстро, могу вспылить, обидеться, накричать, рассердиться, но моего гнева хватает на 15-20 минут».
А самая худшая ваша черта: «Иногда в решении каких-то вопросов - излишняя эмоциональность. Я не всегда сначала думаю, а потом делаю. Надо бы подумать, сосчитать до 10, а я сразу «в бой».
Жизненное кредо: «Самое страшное в жизни – это быть успокоенным! (всегда было девизом)».






Просмотров: 859


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Лучший ткач страны работает на «Чайковском текстиле»

Лучший ткач страны работает на «Чайковском текстиле»

Оксана Самарина, ткач группы компаний «Чайковский текстиль», была признана победителем  в номинации «Рабочие профессии» в рамках XVII национальной премии в области индустрии моды «Золотое веретено».

Другие новости:

Последние комментарии
Напишите нам