Опера стала нам ближе


Рубрика: Персона
Четверг,11.11.2010
— Сергей, расскажите, как Вы составляли программу вчерашнего концерта, по какому принципу Вами выбирались музыкальные произведения для исполнения на сцене Чайковского?
— Я сразу хотел наполнить эту программу романсами, которые люблю исполнять сам и, знаю, очень любит русский зритель. А обсудив программу с организаторами концерта, я, по их просьбе, добавил в свое выступление несколько произведений, которые пел жителям Чайковского на концерте 9 мая. И, конечно, не оставил без внимания оперные арии — это неотъемлемая часть моего творчества. При этом произведения были выстроены по принципу психологического возрастания. С каждым романсом, с каждой арией мы со зрителем становились ближе друг другу и вместе испытывали более сильные переживания. Для этого я отдал очень много своей энергии, но и не меньше получил взамен. Для меня это особенно важно — ощущать понимание и поддержку зрителя, и все это на вчерашнем концерте ощущалось мною с избытком. Не зря после выступления Оксана Корохова сказала мне, что по такому зрителю нельзя не скучать и в эти места хочется вернуться снова. Эти впечатления от города и зрительного зала я с Оксаной полностью разделяю.

— Многие из песен, которые Вы исполнили во время концерта, уже были у меня и других зрителей на слуху, но раньше не вызывали таких переживаний, как Вы думаете, почему?
— Песня — это не только техника, не только профессиональное исполнение в плане владения голосом и дыхательными мышцами. Гораздо важнее, особенно для открытого и восприимчивого зрителя, тот энергетический заряд, который передает артист, и та история музыкального произведения, которую он сумел передать со сцены. В итоге между зрителем и исполнителем устанавливается резонанс, то есть появляется общее переживание. Благодаря этому произведение наполняется большим смыслом, находит в душе больше отклика.

— Что же должен сделать артист, чтобы создать это общее со зрительным залом переживание?
— Для начала он должен выбрать произведения, действительно наполненные смыслом, а потом глубоко пережить их самому. Только в этом случае можно донести до зрителя как смысл, так и переживание в полном объеме. А еще важно быть во время выступления открытым, быть готовым к общению со зрителем на уровне переживаний. В восточной философии есть идея, что общение может строиться на уровне интеллектуальном, когда у человека сильнее развит энергетический центр в голове, на уровне телесном, когда сильнее развит физический центр, и на уровне душевном, когда энергия во время общения направляется и принимается именно сердечным центром. Я сам пользуюсь в основном сердечной энергией и если вижу, что часть зрителей пробует воспринимать меня на уровне интеллекта или телесности, то стараюсь привести их к сердечному восприятию. Когда это получается, этого нельзя не заметить. Между зрителем и артистом налаживается своеобразный мостик, невидимый контакт, и тогда музыкальное произведение может открыться и тому и другому по-новому.

— Как Вы ощущаете, что у Вас получилось наладить контакт со зрителем?
— Прежде всего, в этом случае я ощущаю, что не только отдаю энергию, но и очень много получаю взамен. А еще я люблю петь и смотреть зрителям в глаза. Это помогает мне выстраивать то переживание, по которому мне хочется провести своих зрителей. Я могу даже переделать концертную программу по ходу выступления, основываясь только на реакции зрителей, на их восприятии музыкальных произведений и переживаниях, которые раскрываются в сердцах людей. Хотя некоторые артисты не любят смотреть в глаза зрителям, мне же, напротив, трудно без этого петь.
— Во время вашего выступления в зале плакали люди, как Вы думаете, почему?
— Наверное, я попал, что называется, «в точку». Для кого-то переживания были особенно сильными, может быть, они затронули давно забытую часть души. В этом случае слезы обладают очищающим эффектом, они как будто освобождают человека от ограничений в жизни и открывают ему новые степени свободы. Поэтому эти слезы всегда радостные, благодарные. А вообще у меня как-то родилась ассоциация, что сердце человека подобно арфе и музыкой можно привести его в состояние естественной гармонии, нужно только грамотно провести зрителя по миру музыкальных переживаний. И это большое удовольствие, когда у тебя это получается.

— Вам приходилось выступать на самых разных концертных площадках мира, Вы чувствуете разницу в том, как Вас воспринимают зрители в России и за границей?
— Я давно понял, что русский зритель — мой любимый зритель. Иногда на концерте за границей появляется ощущение, что передо мной сидят люди, которые включили пластинку и наслаждаются качественным звуком. Бывает, что их сердца начинают открываться, но чаще всего они вспоминают про социальную жизнь, которая ждет их за стенами зрительного зала, и предпочитают не уходить от нее далеко в сторону. Совсем другое дело русский зритель. Они бросаются в переживания с головой, и петь для них одно удовольствие. Поэтому заграничный концерт для меня всегда работа, а на родине это дополнительная энергия от встречи открытых сердец. Особенно мне нравится петь в русской глубинке, вот у вас, например, я получил от концерта большое удовольствие, и мне хочется приехать к вам снова. Здесь живут совершенно особенные люди, не испорченные перенаселением мегаполиса.

— Сергей, после концерта ни у кого не осталось сомнений, что Вы нашли свое жизненное предназначение и занимаетесь именно тем, в чем заключается ваше призвание. Но ведь найти свой путь в жизни удается далеко не каждому. Как это удалось Вам?

— Большую роль в этом сыграли мои родители, которые заложили во мне основу любви к музыке, помогли понять ее красоту и силу. Но не могу сказать, что я с раннего детства мечтал петь на сцене. Было время, когда я хотел стать врачом. И после школы два года работал в операционной санитаром, чтобы заработать медицинский стаж. Там я почти каждый день сталкивался со смертью и начал задумываться о ее философской составляющей и о смысле жизни, конечно, тоже. Потом, когда я пел в церковном хоре, у меня были мысли стать священником, и даже был долгий и серьезный разговор с настоятелем храма на эту тему. Но он тогда отговорил меня от этой идеи, сказав, что гораздо больше я могу дать людям своим творчеством, если буду петь со сцены. А сейчас, когда я действительно посвятил этому свою жизнь, я вижу перед собой возможность духовного врачевания. Ведь музыка затрагивает очень тонкие переживания в человеке и в буквальном смысле этого слова лечит наши души и сердца. Я чувствую, что это не просто слова, для меня это реальность и это действительно то, чему бы мне хотелось посвятить свою жизнь.

— У Вас самая что ни на есть творческая профессия, но чувствуете ли Вы себя в ней свободным?

— Ну, насколько вообще можно быть свободным в рамках достаточно канонического оперного искусства (смеется). Но в целом я вижу перед собой возможности творческого свободного самовыражения. Для меня это творчество заключается в контакте со зрителем, ведь к каждому из них нужно найти свой путь, своими дорожками провести его по таким переживаниям, чтобы наполнить сердце любовью или просто открыть его навстречу жизни и смыслу. Чтобы делать это, нужно, конечно, и самому быть наполненным соответствующим содержанием. Возможность такого наполнения я вижу для себя в системе йоги. Те, кто хоть немного знаком с ней, знают, как меняет она человека, делает его более осознанным и при этом открытым. Тем более, что пранаяму (систему дыхательных упражнений, являющихся частью йоги) я и так активно использую для технической стороны пения, и это очень мне помогает.
Елена, учитель начальных классов:
— Только сейчас, после концерта, я поняла, как много бы потеряла, если бы не пришла. На полтора часа мне удалось полностью забыть про свои проблемы, обязанности, работу. Это время, проведенное в концертном зале под звуки классической музыки, романсы и оперные арии, было наполнено настоящей жизнью, глубокими внутренними переживаниями. И сейчас я ощущаю себя более энергичной и отдохнувшей, чем когда бы то ни было. В голове столько новых идей и планов, что невозможно все это держать в себе и хочется поделиться с кем-то еще. Концерт был просто чудесный.

Иван, фотокорреспондент:
— После концерта у меня в голове еще долго крутились те музыкальные произведения, которые исполнил Сергей Шеремет на чайковской сцене. У нас в городе редко бывают такие известные исполнители, и вокальные данные этого певца меня впечатлили. Я вообще люблю такого рода музыку, хорошо воспринимаю классические произведения, поэтому могу сказать, что время провел хорошо и очень рад, что в нашу глубинку приезжают такие люди. Весь концерт было очень приятно слушать.

Олег, юрист:

— Мне концерт очень понравился. В этот день прозвучало много романсов, под которые можно было и плакать, и веселиться, и концерт получился для меня довольно переживательным. Был особенно рад, что в программу включили арию мистера Икса, потому что это одно из моих любимейших произведений в мире классической музыки. Я очень хорошо отдохнул на этом концерте. Здорово, что он состоялся, потому что такие люди приезжают к нам нечасто. Было заметно по публике в зрительном зале, что всем выступление артистов нравится.

Евгения, студентка:
— Я даже не ожидала, что классическая музыка настолько мне понравится, вызовет столько эмоций и переживаний. Этот концерт превзошел все мои ожидания, и теперь мне хочется, чтобы в нашем городе почаще устраивали такие мероприятия. Хорошая музыка действительно помогает понять себя, разобраться в своих мыслях и чувствах и даже принять какое-то решение в жизни. По крайней мере, такие выводы я сделала для себя. Хочется сказать большое спасибо организаторам этого мероприятия. Для меня этот концерт стал настоящим подарком.







Просмотров: 1130


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам