Русский балет с немецким акцентом


Рубрика: Персона
Среда,14.08.2013
Русский балет с немецким акцентом Русский балет с немецким акцентом Русский балет с немецким акцентом Русский балет с немецким акцентом

Маленькая Наташа Ситникова любила танцевать, но она даже представить себе не могла, что благодаря своему увлечению сможет побывать во многих городах и странах мира и будет жить не в Чайковском, а Мюнхене.

Готовясь к интервью с балериной, корреспондент «ЧИ» не представлял себе, как она выглядит. Однако зная, что Наталья является профессором в балетной академии Университета музыки и исполнительских искусств Мюнхена, он предполагал увидеть перед собой солидную женщину в возрасте. Как выяснилось при встрече – это было большим заблуждением: Наталью Гофман-Ситникову (Hoffmann-Sitnikova) можно назвать скорее девушкой: красивой, обаятельной, открытой и искренне влюбленной в дело своей жизни – балет.

 

Танцы сквозь слезы

Еще в детстве Наташе говорили, что она очень хорошо танцует. Ей, тогда еще девочке, было сложно оценить масштаб своего таланта. Всерьез она его осознала, когда после окончания третьего класса мама предложила ей поступить в Пермское хореографическое училище. «Я, не имея представления, что же это на самом деле, согласилась», – вспоминает Наталья. Так десятилетняя девочка из Чайковского оказалась в огромной Перми, где ее ждали восемь лет обучения балетному мастерству и жизнь в интернате.

инфо.png «Если ты хочешь быть успешным танцором балета, будь все время в форме, показывай только лучший результат и выдерживай конкуренцию. Ты должен показать все, что можешь», –  сказала Наталья.

В то время как ее ровесники, проживающие в семьях, после школы вприпрыжку бежали домой, Наталья стояла у хореографического станка, разучивая новые па либо постигая нюансы балетного ремесла на занятиях по истории танца. Конечно, среди профессиональных предметов находилось время и для общеобразовательных, но на оценки по ним преподаватели смотрели сквозь пальцы, основной упор все же был на танцевальные дисциплины. После занятий Наташе также не удавалось расслабиться, потому что ее ждал интернат, а не родители. В первый год обучения она пролила немало слез и даже подумывала о том, чтобы бросить колледж и вернуться в родительский дом. Но после первых зимних каникул на вопрос мамы о том, не хочет ли девочка переехать в Чайковский, она ответила «нет» и вновь отправилась в Пермь. И снова начались уроки танцев, в том числе излюбленная ею дисциплина «классический танец». Труднее всего Наташе давались физика, математика и химия.

Восемь лет танцев, встреч и прощаний с родителями, прогулок по Перми со старшим братом, который в то время учился в медицинском колледже, знакомство с будущим супругом и профессия артиста балета – с таким багажом семнадцатилетняя Наташа подошла к выпуску из балетного училища. Получив диплом, она по распределению была направлена в Пермский театр. Туда же попал и молодой человек, который вскоре стал ее законным мужем. С ним они учились в одном классе с десяти лет.

инфо.png «Артисты балета, как правило, очень дисциплинированные и целеустремленные, – поделилась Наталья Гофман-Ситникова. – Если надо что-то сделать – они сделают, несмотря на плохое самочувствие и другие факторы. Этому нас учат с детства. Еще в училище нам говорили, что нет слов «не могу», есть – «надо».

 

Балет с ребенком на руках

Работа увлекла молодых танцоров балета: новые знакомства, постановки, балетмейстеры, однако вскоре из-за беременности Наталья была вынуждена оставить сцену. Но, даже вынашивая ребенка, она не бросила танцы. Она ходила на занятия и репетиции до четвертого месяца беременности, а когда дочке Анечке исполнилось полгода – вернулась на сцену. «Это не рекорд – некоторые балерины выходили на работу уже через два месяца после родов, – сказала Наталья. – Мы, балерины, немножко ненормальные в профессиональном плане и думаем только о том, что нужно постоянно держать себя в форме и как можно меньше пропустить. Ведь чем дольше не занимаешься – тем сложнее восстановиться. Поэтому мы не можем позволить себе полный отпуск, особенно если через несколько недель после выхода из него нужно выступать».

Во время репетиций Анечка была с родственниками Натальи и ее мужа, а когда подросла – частенько бывала в театре, наблюдая за репетициями родителей. «В России к этому относились и до сих пор относятся лояльно, а вот на Западе все иначе, – сказала Наталья. – Там ребенок – это проблемы и заботы только родителей. Вот и приходится танцовщицам нанимать нянечек, услуги которых стоят не так уж и дешево».

инфо.png Дочь Натальи Гофман-Ситниковой Анна в детстве хотела быть, как и мама, балериной. Но к десяти годам она все же решила, что это не ее. «Мне кажется, к тому моменту она уже увидела минусы это профессии, – сказала Наталья. Сейчас Анна работает стилистом, который создает образы для фотосессий, а в свободное время занимается в балетной школе своего папы.

Так прошли семь лет работы Натальи и ее супруга в Пермском театре. В их маленьком театральном мирке было все спокойно, чего нельзя было сказать о ситуации в стране. Неспокойный 1992 год балерина до сих пор вспоминает с содроганием. «Кушать было нечего, продукты выдавались по талонам, кругом процветал криминал», – так описала Наталья то время.

В эти непростые для страны годы эмигрировали в Германию последние родственники мужа Натальи. Он, как русский немец, также имел вид на жительство в этой стране, которым и воспользовалась молодая семья. Они уехали в Германию не только в поисках лучшей жизни, но и преследуя свои профессиональные интересы. «В России к тому моменту существовал только классический танец, а мне хотелось развития, ведь в то время на Западе уже стал популярным модерн. Я хотела попробовать что-то новое, тем более у нас была для этого возможность», – сказала Наталья.

 

Балет по-немецки

Первые полгода в Германии молодая семья жила в бесплатном временном жилье, занималась оформлением всех документов, после чего все ее члены стали полноправными гражданами этой страны. Параллельно молодые люди посещали уроки немецкого языка. Так как их образование в балетном училище в Германии было признано высшим, танцорам не пришлось платить за курсы. «Во время обучения мы получали стипендию в размере одной тысячи евро, – вспоминает Наталья. – Мы занимались ежедневно по пять часов, а во время уроков нам запрещали общаться по-русски и заглядывать в словари. Нам очень нравились занятия, но мы не окончили курсы, потому что уже через два месяца устроились на работу».

Первым местом работы семьи стала Боннская опера. Молодым людям повезло – их коллективом руководил русский танцор, и в нем работало немало выходцев из России. «На Западе и, в особенности, в Германии в балете очень мало немцев и много русских, – рассказала Наталья. – Я вообще не встречала ни одного театра или школы, где бы не было русских. Это связано с тем, что в России очень хорошая балетная школа, которая ценится за рубежом».

Спустя год семья приехала в Москву на гастроли. Их впечатление о России ничуть не изменилось. «Помню, было очень холодно, голодно и грязно, – вспоминает Наталья. – По центру города ходили люди в кожаных плащах, явно имевшие отношение к криминальному миру». Так что о возвращении в Россию семья даже не думала и продолжила работу в Бонне.

Спустя четыре года танцоров пригласили в Амстердам, в Голландский национальный балет. Отработав в Нидерландах четыре года, супругу Натальи сделали предложение, от которого он не смог отказаться, – возглавить частную балетную школу в городе Изерлоне (Германия). На тот момент мужчина уже подумывал о завершении сценической карьеры, однако Наталья не была готова оставить сцену. Тогда супруги пришли к общему решению: расстояние не сможет испортить их отношений. Следующие одиннадцать лет они провели вдали друг от друга, встречаясь раз в неделю – по выходным.

 

От сцены к закулисью

Расстояние действительно не стало помехой для танцоров. Они смогли сохранить крепкие отношения и оба добились определенных успехов в профессии. Наталья выступала не только в Амстердаме. Она объездила с гастролями многие страны, исполняя роли в «Жизели», «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спящей красавице», «Сне в летнюю ночь» и многих других классических балетах. А ее супруг тем временем обучал в частной школе более ста танцоров самых разных возрастов: от малышей до взрослых танцоров-любителей. Кстати, в этой школе когда-то занималась и семейство Гофман. Это было в первые месяцы жизни в Германии. Танцоры так боялись потерять форму, что попросили директора школы разрешить заниматься в ее стенах. Именно тогда владелица школы и обратила внимание на русского танцора, которого в будущем сделала своим преемником.

В последние пять лет жизни в Амстердаме Наталья начала подумывать о карьере педагога. К этому времени – в среднем к 38 годам или после двадцати лет танцевальной карьеры – балерины уходят на заслуженный отдых. Но Наталья не бросила сцену. Более того, она стала удачно сочетать работу в качестве ассистента преподавателя и педагога-репетитора, а в скором времени поступила в Государственную академию славянской культуры, расположенную в Москве. Там педагогом артистки стал известный танцор Большого театра Борис Акимов.

Получив педагогическое высшее образование, Наталья, как гостевой педагог объездила практически весь мир, а год назад она получила предложение стать профессором в балетной академии Университета музыки и исполнительских искусств Мюнхена. Тогда балерина решила оставить сцену, целиком и полностью посвятив себя преподаванию. На тот момент ее сценический стаж составлял двадцать восемь лет. Сейчас Наталья преподает девушкам 16-18 лет предмет, который некогда был ее любимым, – классический танец.

– То, что я протанцевала двадцать семь лет вместо обычных двадцати – стало возможным благодаря хорошей школе и наследственности, – уверена Наталья. – С возрастом, конечно, восстанавливаешься дольше и уже не играешь те роли, которые исполнял в молодости. Но я ушла со сцены не поэтому, а потому что очень тяжело было совмещать преподавание и выступления, да и рабочие поездки отнимают массу времени.

 

На родину!

На своей малой родине – в Чайковском – Наталья не была последние три года, но недавно ей все же удалось побывать в местах, где прошло ее детство. Прогулявшись по городу, танцовщица отметила для себя запущенность некоторых зданий и грязь на улицах. «Город выглядит так, будто бы в нем нет хозяина», – резюмировала она.

Наталья отметила также и то, что в России очень тяжело жить. «Мне кажется, здесь все время нужно быть начеку, потому что тебя все время пытаются обмануть, – сказала балерина. – Даже в магазине ты должен проверить срок годности товара и не подделали ли его, обратить внимание на цену, которая на кассе может оказаться совершенной другой. Каждый пытается вытянуть из тебя деньги, всучив не то, что ты хотел приобрести. Если подобное случится в Германии, тебе не только вернут деньги и компенсируют затраты, но и принесут извинения, чтобы клиент ни в коем случае не подумал, что это происходит постоянно. Так ситуация обстоит не только в магазинах, но и в других сферах жизни. Равно как и в большей части стран, где мне удалось побывать. Жаль, что в России это не так».

К моменту выхода этого номера Наталья Гофман-Ситникова уже уехала из Чайковского. После отпуска ее ждет новый учебный год, репетиции, поездки, новые знакомства и многое другое. Сейчас Наталья ставит перед собой другие цели, нежели в юности, но все так же целеустремленна и не собирается оставлять дело своей жизни.



Информация:

Наталья Гофман-Ситникова покинула сцену спустя двадцать восемь лет карьеры, хотя уже в тридцать восемь лет она могла со спокойной душой уйти на пенсию.



Просмотров: 4336


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам