Штурмуя «верха»
«Я неординарный человек, – говорит о себе Вячеслав Филиппов, тридцать лет возглавлявший третью школу – до тех пор, пока в ее стенах после реконструкции не открыли так называемый новый образовательный центр. – За время моей работы меня три раза пытались уволить и в итоге отправили на пенсию. Общество хотело меня переделать для того, чтобы я был удобным для него. Но я работал с детьми, и стоял на страже их интересов. Работать по-другому я не мог, потому что в этом случае нарушилось бы мое душевное равновесие. А ведь очень важно жить в согласии с собой».
Сегодня на страницах «ЧИ» мы беседуем с Вячеславом Аркадьевичем о современном образовании, здоровом патриотизме и воспитании добрых и честных людей.
В защиту Петьки
«Одна из главных проблем современного образования в том, что сейчас в этой сфере не хватает профессионалов – Учителей с большой буквы, которые умели бы находить общий язык с любым учеником, – говорит Вячеслав Филиппов. – Третья школа всегда была востребована в нашем городе. Я учил всех, даже так называемых проблемных детей. Они приходили в мою школу, потому что не могли ужиться в десятой, девятой, одиннадцатой, приезжали даже с Нового поселка. А в третьей школе они уживались. Почему? Потому что педагогический коллектив понял, что важно создавать благоприятные условия для детей – тогда обстановка в школе не будет напряженной. Донести это до учителей было непросто, сначала они не понимали меня. Бывали ситуации, когда кто-нибудь говорил мне: «Вячеслав Аркадьевич, Вы не любите нас! Вы Петьку Иванова защищаете, а он матом меня сегодня обложил!..» Начинаешь разбираться в ситуации и понимаешь, что Петька так поступил, потому что учительница сама его спровоцировала в присутствии всего класса и сделала такое, что, честно говоря, и я бы на месте Петьки не выдержал. Но со временем педагоги уяснили суть моего подхода к образовательному процессу. Они осознали, что на время урока этот ребенок – их. И они должны создать все условия, чтобы он не хотел от них уйти, слушал материал, а для этого его надо заинтересовать – в этом и заключается работа учителя. Успешное выполнение данной задачи говорило о том, что преподаватель растет в профессиональном плане».
|
| ||
| Работая директором третьей школы, я чувствовал ответственность за каждого ученика. Когда родители приводили в нашу школу своего ребенка, я говорил им спасибо. Они спрашивали: «За что?» А я отвечал: «За доверие». |
| |
|
|
«Политические» дети
«На последнем звонке в школе мы традиционно вручали грамоты и благодарственные письма ребятам, которые показали достойные результаты в учебе, приняли участие в предметных олимпиадах, отличились в спорте, творческой или трудовой деятельности. Я знал, что даже если ребенок не проявил себя в учебе, он наверняка проявил себя в чем-то другом – и это надо отметить. Задача учителя, классного руководителя, директора увидеть тягу ученика к тому или иному делу и поддержать его. Но в некоторых школах этот принцип нарушается – там ведется определенная политика, в том числе и в отношении детей.
|
| ||
| Бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов сейчас припеваючи живет во Франции. А интересно, на какие такие честно заработанные он туда уехал? А зарабатывал он, в том числе, на открытии в крае новых образовательных центров. Лично я ему не дал заработать на себе ни рубля, и пострадал из-за этого. А многие другие исправно работали, создавая НОЦы и помогая отчитываться перед Москвой.
Когда я вижу, как в угоду власти предержащим разваливается нечто ценное, мне противно. Мне противно за то, что эти люди, желая набить карманы, предают Россию-матушку, Пермский край, наш город. А потом они машут нам ручкой из-за границы и рассказывают о том, как им там хорошо живется на эти деньги. |
| |
|
|
«Что мы не сказали педсовету»
«По моим данным, – рассказывает Вячеслав Аркадьевич, – каждый год из НОЦа часть детей переводят в средние специальные учебные заведения города. Это что же получается: сначала НОЦ принял ребенка с его оценками и со всеми его «потрохами», а потом, когда этот ученик перестал их устраивать, отправил его в техникум. Но, открывая учебное заведение для всех (а именно таковым является НОЦ – школа для старшеклассников, филиал школы № 10), вы берете на себя определенную ответственность. В третьей школе учились ребята, которым вместо аттестата впору было выдавать справку – педсовет не хотел допускать их до экзаменов. И тогда я откладывал решение педсовета на день или на два. Приглашал к себе в кабинет классного руководителя, завуча, учителя-предметника и спрашивал: «Что мы не сказали педсовету в пользу этого ученика?» И выяснялось, что о некоторых существенных вещах не было упомянуто, а о них надо обязательно сказать педсовету, чтобы ребенок получил шанс выйти из школы с аттестатом и потом получить профессию.
|
| ||
| Пытаться переломить «систему» – значит играть на поражение. А вот на небольшой территории, конкретно в нашем городе, порядок навести можно. Но кто его будет наводить? – молодые люди, которые умеют думать и которым жить в этом городе. Но на сегодняшний день большая часть молодежи занимается только своей личной жизнью – они зарабатывают деньги, служа «желтому дьяволу». |
| |
|
|
За здоровье!
«В один прекрасный момент многие родители встают перед выбором: добиваться от своего чада безупречной учебы – часто ценой его психического и эмоционального равновесия, или же сделать выбор в пользу сохранения здоровья ребенка.
Когда-то в третьей школе был лозунг: мы хорошо учим и не вредим здоровью. Посмотрите: современная жизнь изобилует негативными факторами. Кроме того, порой дети страдают от конфликтов между родителями, от прочих проблем в семье… Но если в школе для ребенка создан комфортный микроклимат, если он приходит сюда с воодушевлением – это позволит сохранить здоровье ученика. А школа, где ребенка ценят, видят его сильные стороны и поощряют их, обязательно сыграет в его жизни положительную роль.
В двухтысячных годах – единственный раз за время моей работы директором – проводилось медицинское обследование учеников всех школ Чайковского района. И по его итогам меня вызвали в ЦГБ и поздравили с тем, что, оказывается, в третьей школе учатся самые здоровые дети. Я был доволен и сказал тогда своему коллективу, что мы выполняем самую главную задачу: мы не калечим здоровье детей».
|
| ||
| Когда есть коллективный творческий союз – идея обязательно будет воплощена в жизнь. |
| |
|
|
Равнение на Запад?
«Не так давно я напросился на встречу с учениками НОЦа. Я по сути своей провокатор, и мне было интересно узнать, умеют ли эти дети размышлять, озвучивать свою точку зрения и доказывать ее. Ведь преподаватели нового образовательного центра, который позиционируется как исследовательский, в первую очередь должны научить старшеклассников думать и аргументировать свою позицию. И оказалось, что десятиклассники были не готовы к этому. К концу нашей встречи осталось только двое заинтересованных ребят, которые поддержали диалог и попытались понять меня – взрослого человека. Остальным это было не нужно, они сказали: «Мы вас не понимаем».
Более того, как я понял из разговора с детьми, в НОЦе имеет место агитация получать дальнейшее образование не в России, а за рубежом… И вот одному из учащихся, собравшихся уезжать туда, я задал вопрос: «А подготовила ли тебя школа к адаптации в другой стране?» И он задумался… «Ты готов к тому, чтобы попасть в абсолютно не знакомую тебе среду, ты готов находить общий язык с людьми, у которых совершенно другой менталитет, принимать их образ жизни?» Ребенок молчит. Он знает четко только одно: «За границей образование лучше, чем в России, Пермском крае и нашем городе». А между тем в России есть сильнейшие вузы, которые способны подготовить отличных специалистов по самым разным направлениям. В качестве вариантов для поступления выпускники должны рассматривать и чайковские учебные заведения. Но в НОЦе детей нацеливают на то, чтобы они уезжали из родного города, родной страны, и гордятся этим. А чем гордиться? Ведь для многих людей до сих пор остается актуальной поговорка «где родился – там и пригодился».
«Разруха исчезнет сама собой»?
«Здание НОЦа рассчитано на шестьсот человек, а сейчас в нем занимаются чуть больше 250-ти учеников. Это в то время, когда Основной район страдает от нехватки мест в школах. Первоклассники и выпускники, которые по образовательному стандарту должны учиться только в первую смену, учатся в две смены.
В начале двухтысячных годов в третьей школе занималось 1200 человек (это 42 класса-комплекта). Чуть позднее меня пытались убедить в том, что ее надо закрывать, так как экономически она себя не оправдывает и содержать ее накладно. А разве ради 250 учеников – ради десяти классов – не накладно содержать такое огромное здание?
НОЦ был открыт четыре года назад. На его территории до сих пор не появился спорткомплекс, как было обещано властями. Строительство собираются начать только в 2015-м году, но я не уверен, что начнут.
Музей Боевой славы 359-й Ярцевской стрелковой дивизии – гордость третьей школы – до сих пор не восстановлен в полной мере. Работа с детьми там практически не ведется, тогда как раньше он играл огромную роль в героико-патриотическом воспитании молодежи, в изучении истории Великой Отечественной войны.
Чтобы не расстраивать родственников ветеранов дивизии, бывший руководитель музея Зинаида Алексеевна Грызунова, которая и создавала его, позвонила им и сказала, что музей после реконструкции школы снова открылся, – мол, всё хорошо. Когда она передавала мне привет от этих людей, я попросил ее сказать им, что прошу у них прощения за то, что я как директор не смог сохранить музей. Сейчас он существует формально, в нем нет жизни».
|
| ||
| В настоящее время редакция еженедельника «Частный Интерес» готовит обращение в адрес главы Чайковского муниципального района Юрия Вострикова о необходимости размещения в здании НОЦа средней общеобразовательной школы. То есть о восстановлении статуса школы № 3, которая продолжила бы обслуживать микрорайон «Речники». Обращение будет опубликовано на страницах «ЧИ», после чего мы объявим сбор подписей. |
| |
|
|
Родители, дело за вами!
«Третью школу пора возвращать обратно – она должна работать не только для старшеклассников, но и для учеников начального и среднего звена.
Семьи с детьми, проживающие в районе, который раньше обслуживала третья школа, могут сыграют главную роль в деле ее восстановления. Именно родители способны изменить ситуацию и вернуть школу детям, если загорятся этой идеей и найдут общий язык с властью. Инициатива, идущая снизу, может быть поддержана наверху и реализована. Я могу привести свежий пример из своей жизни.
Между домами № 25 и № 27 по ул. Советской когда-то располагалась детская площадка. Но несколько лет назад этот участок был перекопан из-за ремонта труб. Как водится, перекопать его перекопали, а площадку так и не восстановили. Со временем на ее месте образовалась стихийная парковка – машины ставились по всей территории, как-то раз я насчитал около девяноста машин. Как старший по дому № 25, я решил попробовать вернуть площадку детям и сказал себе: «Ну, что, Филиппов, когда ты был директором школы, у тебя была власть. Когда ты был депутатом – она у тебя тоже была, были деньги, которые можно было использовать для решения той или иной проблемы. А сейчас ты просто российский пенсионер. Слабо тебе восстановить площадку?» И сам себе ответил: «Не слабо».
Я привлек к восстановлению площадки депутата Земского собрания Владимира Левашова, председателя Совет микрорайона «Уральский» Наталью Бачерову, администрацию Чайковского городского поселения в лице Евгения Габсаматова, Чайковскую управляющую компанию в лице Александра Бердникова и жильцов наших домов. Год у нас ушел на то, чтобы изыскать все необходимые ресурсы и восстановить площадку – большое спасибо всем за это. Сейчас около нее оборудована парковка, площадка ограждена, восстановлены игровые формы, есть песочница для малышей, проведено озеленение… Остались еще кое-какие недоделки, но городская администрация обещала в скором времени довести всё до конца и организовать торжественное открытие. Уже сейчас на площадке постоянно играют дети, и мне приятно, что я имею отношение к ее восстановлению. Не это ли является патриотизмом – когда каждый человек вносит свой вклад в развитие и процветание Родины, пусть даже в отдельно взятом дворе?»
Вячеслав Аркадьевич Филиппов
Родился 12 февраля 1950 г. в Тамбовской области.
В 1976 г. окончил Тамбовский государственный педагогический институт, работал в сельской школе на Тамбовщине.
В 1979 году приехал в город Чайковский.
С 1980 г. по 2010 г. работал директором СОШ № 3.
Отличник народного просвещения.
Ветеран труда.
Член-корреспондент Международной академии общественных наук.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее