Педагог на всю жизнь
Чайковский – очень молодой город. И в нем не так много людей, которые проработали в одной профессии практически с момента его основания до сегодняшнего дня. Один из них – Александр Марамыгин – мастер производственного обучения Чайковского индустриального колледжа, работающий в этом учебном заведении чуть менее полувека.
Случайность на всю жизнь
Общий трудовой стаж Александра Никоноровича в колледже – сорок четыре года, и сорок из них он занимается педагогической деятельностью. И как говорит он сам, его судьба сложилась именно таким образом по чистой случайности.
В молодости Александр Марамыгин работал в Сарапуле на заводе № 203 (имени Орджоникидзе) регулировщиком радиоаппаратуры. При этом он был лучшим регулировщиком в цехе, его фото вместе с фотографией начальника цеха висело на стене, а условия труда, включая зарплату, радовали молодого специалиста. Однако во время поездки в гости к брату в Чайковский Александр Никонорович решил здесь задержаться – встретил девушку, женился, а затем ему предложили работу в недавно открывшемся здесь профессиональном училище № 105 (нынешний Чайковский индустриальный колледж). «В то время училище только строилось, и я начал работать здесь электриком, – вспоминает Александр Марамыгин. – А затем перешел на должность мастера производственного обучения. Никогда не думал, что всю жизнь проработаю в этой профессии».
|
| ||
| «Жалею ли я о выборе профессии? Я не могу ответить на этот вопрос, – говорит Александр Марамыгин. – Говорят, что лучше там, где нас нет. Но когда человек проработает в какой-то области десять-пятнадцать лет, он обычно уже не уходит из нее. Так получилось и со мной. Сам от себя не ожидал, что большую часть жизни проработаю мастером производственного обучения. Во всяком случае, жаловаться на работу мне точно никогда не приходилось». |
| |
|
|
Сделай сам
Говоря о первых годах работы в Чайковском, Александр Никонорович отмечает, что именно они были самыми сложными – учебное заведение еще строилось, и многое в нем делалось руками первых преподавателей и студентов. «Все строилось силами тех, кто здесь работал и учился, – говорит мастер. – Речь не о стенах и здании, их построил еще «Воткинскгэсстрой». А вот установкой оборудования, обустройством рабочих мест и многим другим – этим всем мы занимались сами. Первые мастера вложили много сил в создание учебного заведения. Работы хватало и студентам: каменщикам, штукатурам, арматурщикам, плотникам, малярам, облицовщикам и другим».
Следует отметить, что прежние годы Александр Марамыгин связывает не только с периодом становления нынешнего колледжа, но и с различиями в учебном процессе тогда и сегодня. Одно из них, по мнению мастера, – самое существенное. Это сокращение часов производственной практики. «Жаль, что у студентов стало меньше практики, – говорит Александр Никонорович. – Раньше она длилась по полгода, студенты регулярно меняли участки, они полноценно осваивали профессию и были готовы к работе после окончания учебы. А сейчас устроить студентов на производственную практику гораздо сложнее, многие предприятия соглашаются на это не так охотно. Хотя раньше заявок от них было столько, что иногда просто студентов не хватало».
|
| ||
| Александр Марамыгин отмечает, что у него никогда не было дефицита студентов. На протяжении всех лет его работы они охотно поступали на специальность «автомеханика». «У нас с ними одна цель и одни задачи, которые мы всегда выполняли, – говорит мастер. – Может быть, не сразу, но уже ко второму году обучения все студенты это осознают, и мы с ними дружим уже до их выпуска, а иногда и после него». |
| |
|
|
Мастер должен быть хитрым
Работа со студентами – основная составляющая работы мастера производственного обучения. Именно она, по словам Александра Никоноровича, делает эту профессию одновременно сложной и интересной. «Самое непростое – это подружиться с молодежью, – подчеркивает Александр Марамыгин. – Это особенно сложно с первым курсом. Надо быть и специалистом в своей сфере, понимать, что ты делаешь, чтобы студенты тебя видели и уважали, и параллельно с этим быть психологом». Впрочем, за десятки лет Александр Никонорович выработал свои собственные приемы и методы работы, которые помогают ему налаживать отношения с первокурсниками и поддерживать их на протяжении всего периода обучения. «Своих хитростей у каждого педагога огромное количество, – говорит мастер с улыбкой. – И у меня их тоже немало. Даже в течение одного дня иногда приходится применять по несколько таких приемов. С одним студентом вот так надо работать, а с другим – по-другому. С кем-то мягче, с кем-то – требовательнее. Каждый мастер, каждый педагог тоже должен быть хитрым и владеть разными подходами к студентам, ведь сразу найти общий язык удается не со всеми – с некоторыми приходится «мучиться» месяцами».
Но несмотря на все сложности своей работы, Александр Марамыгин говорит, что гордится каждым своим выпускником. А запоминающиеся и яркие моменты в его деятельности происходят каждые три года – это очередное окончание учебы и выпуск студентов с присвоением им разрядов по специальности «автомеханика». «Наверное, любой мастер волнительно переживает каждый свой выпуск, – делится Александр Марамыгин. – За три года мы со студентами привыкаем друг к другу, начинаем ладить, а потом наступает расставание». Но при этом, как говорит сам Александр Никонорович, его выпускники помнят о своем мастере. «Не так давно приходил в гости один мой бывший студент, – вспоминает мастер. – Он закончил учебу еще двадцать пять лет назад, но все равно решил зайти сюда. Бывшие ученики приходят очень часто, и это всегда приятно. Некоторые из них приводят и своих детей, чтобы те учились именно здесь и именно у меня в группе. Почему – не знаю».
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее