Чайковский – территория комфорта
Что такое зона комфорта, почему в европейских городах больше туристов и как привлечь в Чайковский крупных инвесторов? На эти и другие вопросы ответил житель Чайковского, представитель инициативной группы – Александр Гаврилов, предлагающий помощь в разработке дизайн-кода для нашего города.
– Александр, словосочетание «дизайн-код города» звучит громко, но не совсем понятно. Что это такое?
– Пожалуй, прежде, чем дать определение этому понятию, стоит рассказать о зоне комфорта. Зона комфорта – это область жизненного пространства, дающая ощущение комфорта, уюта и безопасности. У нас она, как правило, ограничивается квартирой.
Подъезд – это уже что-то не мое. Можно годами не обращать внимания на уродливые надписи, можно бросить окурок, плюнуть на лестницу, замарать стены грязным колесом велосипеда…
Улица – это вообще не мое. Это то место, где можно делать все, что угодно – мусорить, разбивать, разрушать, затаптывать.
Получается замкнутый круг. Для того, чтобы человек расширил зону комфорта до пределов улицы или хотя бы до предела подъезда, нужно, чтобы там стало как минимум чисто и красиво. А для этого нужно чтобы там, где в принципе все мусорят, не мусорил никто. Получается такой порочный круг, из которого не выйти. Хотя я считаю, что с чего-то начинать все же надо.
– Но многим городам, например европейским, это все же удалось?
– Да, это очень долгий процесс. В первую очередь, нужно осознать, что город - это твой дом, и только с твоей помощью он может стать по-настоящему чистым и комфортным. Поэтому нужно менять сознание людей, менталитет.
Вспомните историю Европы времен Средневековья. Люди не мылись годами, нечистоты выливались прямо из окон, города буквально утопали в грязи. Достаточно сказать, что в 17 веке в честь грандиозной «уборки» Парижа, которая произвела на современников большое впечатление, была выпущена памятная медаль.
Ситуация начала меняться только в 19 веке. Сейчас аккуратные европейские городки радуют глаз ухоженными улицами и привлекают толпы туристов. В современной России с благоустройством городов дела обстоят гораздо хуже. По-настоящему масштабные и продуманные проекты реализуются лишь в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани...
– В чем Вы видите свою задачу? Дотянуть Чайковский до Европы?
– Наша первоочередная задача – постараться расширить зону комфорта. Сделать так, чтобы, выходя на улицу, человек чувствовал себя не менее комфортно, чем дома.
Сразу хочу сказать, что нам не нужно слепо копировать европейский опыт, но у европейских городов, безусловно, есть чему поучиться, как и у многих азиатских. Имеет смысл обратиться и к опыту своей страны времен царской России, СССР.
Есть такое расхожее выражение: «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому родители, которым небезразлична судьба ребенка, стараются сформировать вокруг него достойное окружение. Это же применимо и к окружающей среде. Если ребенок будет жить в квартире, где отваливаются обои и повсюду грязь, то и в своей квартире он вряд ли будет поддерживать порядок.
Точно также, выходя на улицу с детьми, мы формируем у них впечатление об окружающем мире. Что они видят сегодня? Кучи грязного снега вперемешку с окурками и пустыми бутылками, безвкусно оформленные вывески, облепившие ободранные фасады домов...
У нас есть своеобразная традиция: если предприниматель арендовал первый этаж жилого дома под свои нужны, он считает что фасад дома также принадлежит ему. В результате улицы Чайковского, некогда задуманного и построенного энтузиастами как город-сад, больше напоминают рынок под открытым небом.
В городе действуют правила благоустройства территорий, но в них прописано лишь то, что предприниматель должен следить и поддерживать порядок на своей территории. Наша задача шире.
– Мне кажется, большинство людей не замечают того, о чем Вы говорите – вывески, фасады …
– Возможно. Это как раз и говорит об узкой зоне комфорта. Многих жителей просто не волнует, как оформлено пространство за дверями их квартир.
Но для Чайковского такие вещи важны, потому что наш город в достаточной степени туристический. А со стороны любая проблема всегда заметнее. В данном случае туристами я называю не только пассажиров прогулочных теплоходов. В Чайковский прибывает огромное количество людей из других российских и не только городов: спортсмены и болельщики, творческие коллективы, бизнесмены и просто желающие отдохнуть. Они останавливаются в наших гостиницах, ходят по местам развлечений, музеям, тратя деньги, и, в конечном счете, город получает прямую выгоду от этого. А если туристу из гостиницы даже выходить не захочется, то где он потратит деньги? Он напьется в гостинице и заснет…
Это все, конечно, крайности, тем более, что в Чайковском есть много мест для развлечений и отдыха. Хотя здесь снова будет уместно сравнение с квартирой, в которой есть, например, классная джакузи, уголок, где можно кофе попить, но между всем этим страшный коридор с ободранными обоями и грязными полами.
– С чего нужно начинать?
– Для решения задачи наша инициативная группа предлагает разработать дизайн-код города, который будет регламентировать размещение рекламно-информационных материалов и предоставит в распоряжение жителей и гостей города удобную и понятную систему навигации.
Это первый этап масштабного проекта по созданию комфортной городской среды. Дизайн-коды существуют у таких городов как Нью-Йорк, Лондон, Москва.
Я считаю, что начинать нужно с небольших, но заметных и значимых вещей, чтобы горожане увидели результат и поддержали проект. Нужно хотя бы на одной улице привести в порядок фасады домов, стандартизировать и регламентировать размещение вывесок, создать удобную систему навигации (домовые таблички, указатели и т. д.), чтобы даже человек, впервые посетивший Чайковский, мог легко сориентироваться в городе, понять, где и что находится.
– Я знаю, что Вы уже обратились в городскую администрацию и Думу со своими предложениями.
– Да, мы пришли туда не только с идеей дизайн-кода, но и с конкретными предложениями дальнейшего благоустройства.
Работа над созданием проекта дизайн-кода уже начата. Больше всего времени и сил уйдет на подготовительный этап. Необходимо заручиться поддержкой горожан и администрации, определить основные точки приложения усилий, подготовить правовую базу, классифицировать типы зданий и рекламных конструкций, существующих элементов навигации. На основании подготовительного этапа будет составлен дизайн-код и, надеюсь, реализован в тестовом режиме на примере одной из центральных улиц. Если проект будет признан успешным, дизайн-код распространит свое действие на весь город.
С помощью дизайн-кода города можно и нужно подчеркивать то, что Чайковский – это молодой, энергичный и безопасный город, зеленый и красивый.
В качестве примера могу привести Самару. У нас на городской пляж без слез не взглянешь, а в Самаре набережная – настоящая золотая жила. Там на пляже всегда песок, а сама набережная – это красивая и уютная зона развлечений и отдыха. С музыкой, кафе, возможностью прогуляться и заняться спортом.
В Чайковский на набережную надо приглашать бизнесменов, выдавать им разрешение на аренду земли, открытие кафе при условии, что они будут следить за порядком, а контролирующий орган будет это проверять. Но делать это нужно в рамках единой концепции развития городского пространства, частью которого как раз и является дизайн-код.
Нам важно запустить механизм, который позволит проектам по благоустройству города окупать себя. Красивый и уютный город способен привлечь инвесторов, которые запустят новые интересные проекты, создадут рабочие места, увеличат налогооблагаемую базу.
– Людям порой сложно поверить, что человек хочет сделать что-то просто так, только для того, чтобы стало лучше.
– Да, к сожалению, в нашей стране сразу возникают подозрения, что человек хочет что-то «отжать», «распилить» и оказаться поближе к «кормушке». У меня тоже есть корыстный интерес – сделать город комфортным и безопасным для себя и свих близких. Но мне почему-то кажется, что это желание совпадает с интересами большинства горожан.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее