Наталья Запольских: «Юмор помогает в общении с учениками»


Рубрика: Событие
Понедельник,14.02.2022
Наталья Запольских: «Юмор помогает в общении с учениками»

Каким должен быть настоящий учитель? Об этом узнал «Частный Интерес» при встрече с абсолютным победителем муниципального этапа всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2022» Натальей Запольских.

 

Быть учителем – это призвание. И подтверждается правильность выбранного пути различными, как правило, успешными достижениями, победами, признанием в этой области. Абсолютная и безоговорочная победа в конкурсе «Учитель года» – яркое подтверждение того, что человек идёт своим путём и в правильном направлении. Разговор с учителем физики Натальей Геннадьевной Запольских, ставшей абсолютным победителем в учительском состязании среди лучших, лишь подтвердил правильность этой мысли. Яркая, успешная, красивая, молодая, целеустремлённая, обладающая лидерскими качествами и невероятным опытом работы в выбранной сфере – такой предстала передо мной лучший учитель города Чайковского этого года.

 

– Первый вопрос к Вам, Наталья Геннадьевна, традиционный: как Вы выбрали профессию учителя?

– Выбор мой был осознанным. Уже в детстве я понимала, что мне нужно работать с людьми, ведь я всегда получала от этого удовольствие. Однако область учительства подсказал мой любимый учитель физики Александр Борисович Рычихин. Он настолько заразил меня этой наукой, что я себя видела только педагогом в этой области. Я жила в сельской местности, в Кировской области, поэтому когда поступала в Кировский педагогический институт (сейчас это Вятский государственный педагогический университет), мне учёба давалась нелегко: уровень сельских школ всё же отстаёт от городских. Но всё получилось! Окончила вуз по специальности «учитель физики и информатики».

 

– Каким был Ваш путь в профессии – трудным и тернистым или всё удавалось с первого раза?

– Мне всегда везло на коллективы и руководство – все директора школ помогали и поддерживали в любых начинаниях. А начался мой педагогический путь в 2000 году весьма необычно – с преподавания в вечерней школе города Кирово-Чепецка, где ученики зачастую были старше меня. То есть уже на старте я получила колоссальный опыт работы как со взрослыми людьми, которые уже работали на производстве, так и с трудными подростками, которых периодически отправляли получать образование в нашу школу. Работа со взрослыми сразу заставила меня пересмотреть подачу материала: мы разбирали действие законов физики на примерах, взятых из их работы, из жизни. В работе с детьми из асоциальных семей тоже приходилось учитывать их специфику. Получается, одновременно мне приходилось готовиться к урокам как со слабыми учениками, так и со взрослыми. Это было сложно, но многому меня научило. Довольно быстро я стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, одновременно обучая физике и ведя классное руководство. Новая должность потребовала получить дополнительное образование – менеджмент, и сейчас я дипломированный администратор образовательного учреждения. Тогда же произошла судьбоносная встреча с педагогом, у которого я проходила практику. Ангелина Николаевна Ильина позвала меня в свою школу № 10 им. Циолковского, и вскоре я стала частью коллектива самой большой школы в Кирове в должности заместителя директора по информационным технологиям.


– Информационные технологии – веяние нового времени. Наверно, много интересного принесла Вам новая работа?

– Да, очень много. На базе нашей школы при региональной поддержке открылся школьный центр космических услуг, которым я руководила: мы с ребятами осваивали ГИС-технологии, компьютерные программы для того, чтобы, получая сведения из космоса через «Роскосмос», применять их в учебной деятельности. Мы даже стали победителем регионального конкурса проектов и съездили с группой детей на Байконур. В поездке мы побывали в Московском музее космонавтики, где даже я сделала для себя массу открытий. На Байконуре меня поразила природа, непривычная нашему взгляду, – бескрайние степи, перекати-поле, верблюды… И само место вызвало много эмоций: законсервированные здания, которые остались после ухода с космодрома российской стороны, своеобразные местные жители и, конечно, громадные размеры конструкций. Каждого из нас поездка впечатлила.

 

– Как Вы попали в Чайковский?

– Видимо, судьба. Я приехала в город за мужем. Несмотря на то, что сам он тоже из Кировской области, здесь работал и был просто влюблён в город и чудесную природу. Поэтому вопроса, где будем жить, не стояло – только Чайковский. С 2016 года мы стали жителями этого города. Сразу после выхода из декрета я стала работать во второй школе, а после – в НьюТоне.

 

– Почему всё же Вы выбрали физику, помимо того, что у Вас был прекрасный педагог в школе? Чем лично Вас привлекает эта наука и чем Вы увлекаете ребят на своих уроках?

– Физика вокруг нас. Я знакомлю с ней даже своих детей, хотя они ещё маленькие, на примерах из жизни. Это наука о природе, которая описывает все явления. И в классе в начале урока мы можем просто посмотреть в окно и начать о чём-то рассуждать, постепенно подходя к научному обоснованию явлений. Если нужного мне явления в окружающем пространстве нет, я показываю видеосюжет, который также наталкивает ребят на размышления.

 

– Какой у Вас педагогический стаж?

– Общий стаж работы – 25 лет, педагогический меньше, потому что стаж работы со взрослыми людьми в вечерней школе по каким-то причинам не стали засчитывать в выслугу лет.

 

– Это довольно большой отрезок жизни. Не хочется ли Вам всё оставить и уйти в другую сферу деятельности, ведь всем известно, что педагог – работа сложная как в эмоциональном плане, так и в плане многочасовой нагрузки при современной нехватке педагогов в школах?

– Мысли о том, чтобы уйти из школы, возникают постоянно в конце учебного года – каждый учитель очень устаёт в результате огромной нагрузки. Поэтому я себя реализую через новые возможности, которые помогают отвлечься: веду школьный сайт, который помогает реализовать мой творческий потенциал; учусь сама создавать сайты и осваиваю профессию СММ-менеджера; для красоты и здоровья – увлекаюсь тейпированием (прим. ред. – наложение на кожу специальных клейких хлопчатобумажных повязок – тейпов); в этом году начала вести курс таргетинга (прим. ред. – реклама, которая нацелена на конкретную аудиторию, как правило, запущенная в соцсетях) для социально-экономического профиля нашей школы. Но самое главное, что помогает оставаться в школе, – дети. Я детей очень люблю, наверно, поэтому больших конфликтов с ними у меня не происходит. Если ребёнок чересчур накалён, рассержен, я не акцентирую внимание на этом и жду, пока он успокоится и будет готов разговаривать. А ещё очень люблю шутить. Юмор помогает в общении.

 

– Всё же хочется затронуть наболевшую тему педагогических ошибок, которые не так заметны, как медицинские, но в неменьшей степени влияют на жизнь ребят. Были ли у вас случаи, когда Вы ошибались? Если да, как исправляли ситуацию?

– Я начинаю работать с детьми с седьмого класса, к этому времени школьники уже приходят с проблемами, которые появились раньше. Поэтому педагогические ошибки могут возникнуть в начальной школе или в момент перехода в среднее звено – пятый-шестой классы. Именно в это время учителям и родителям необходимо объединиться, чтобы проблем в дальнейшем не возникало.

 

– Какие курьёзные случаи из школьной практики Вам запомнились?

– Их было немало. Но один случай, ещё из вечерней школы, запомнился особенно. Мой ученик, взрослый мужчина, спросил меня, почему при падении кирпича в лужу от него расходятся по воде круги, а не волны в форме предмета. Меня этот вопрос рассмешил настолько, что я запомнила его на всю жизнь. Конечно, мы разобрали с ним, почему так происходит. И сейчас на своих уроках я привожу этот пример для того, чтобы показать ребятам, как важно учиться вовремя, чтобы во взрослой жизни суметь объяснить своим детям элементарные вещи.

 

– За что учитель физики Наталья Геннадьевна может поставить ученикам двойку?

– Если ребёнок не пишет контрольную работу, я ставлю «2», но даю возможность исправить. Если двойку не поставить, ребёнок может совсем не писать работу, а мне необходимо понимать уровень знаний ученика. Вообще я двойками не заваливаю, для меня это как крайнее средство, если испробованы все остальные. Мне больше нравится давать ребятам шанс проявить себя, хорошее средство для этого – выполнение творческих заданий. К примеру, когда я готовилась к конкурсу «Учитель года», уроков физики не было, но задание ученикам я дала: найти в жизни примеры электростатики и смонтировать видеоролики по этой теме. Насколько творчески и в то же время верно подошли они к этому заданию! Меня восхищает способность современных детей ориентироваться в море информации.

 

– В финале конкурса «Учитель года», когда Вас объявили абсолютным победителем, Вы сказали, что осознанно шли на этот конкурс. Что всё же побудило Вас принять участие в столь непростом испытании?

– Большую осознанную часть жизни я была в роли администратора, где нет места творчеству. В Чайковском первое время мне было тяжело, маленький ребёнок, новая работа, новый коллектив. И потом я оказалась в ситуации, где нужно было себя проявить: я приняла участие в краевой олимпиаде для учителей физики и в заочном этапе я оказалась в десятке лучших, которые были допущены в очный этап. В Перми, пройдя ряд сложнейших испытаний, стала второй. Мне настолько понравилась конкурсная атмосфера, что я приняла решение участвовать в конкурсе «Учитель года». Я почувствовала, что настало то время, когда я готова морально, что накоплен опыт, которым хочется поделиться, что мне хочется показать себя, хочется публичности. Все мои ожидания оправдались на все сто!

 

– Наталья Геннадьевна, каковы ощущения сейчас, после победы? Что Вы ощутили, когда Вас объявили абсолютным победителем?

– Я до последнего не понимала, как идёт расклад по местам. Почему-то я готовилась ко второму месту в своей номинации. А потом директор задала мне вопрос: «Наталья Геннадьевна, а кому Вы готовы уступить победу?» И я поняла, что никому. О том, что выявляют ещё и абсолютного победителя, я узнала лишь перед финалом, когда коллеги посоветовали на всякий случай подготовить небольшую речь, если в этой роли окажусь я. И мне их совет действительно пригодился. Эмоции на сцене были невероятные! Я до сих пор нахожусь на эмоциональном подъёме! Особенно ценным для меня стало признание детей, когда детское жюри вручило мне статуэтку. Свою победу я до конца до сих пор не осознала, но ощущения очень приятные, хотя отдыхать долго не придётся, ведь дальше – региональный этап, который всё покажет.

 

– Наталья Геннадьевна, а какой Вы человек? Мы узнали о Вас как о педагоге. Но ведь есть и другая жизнь, помимо профессиональной…

– По знаку Зодиака я Дева, мне нравится копаться в земле, меня это занятие гармонизирует. Для этого есть небольшой участок. Дома тоже есть растения, одно из них – так называемое долларовое дерево, которое обычно цветёт крайне редко, накануне конкурса оно зацвело. Мне показалось это хорошим знаком. Люблю вышивать крестиком: на первую работу у меня ушло три года, две картины сейчас в процессе. Люблю вязать, причём схемы не использую, создаю рисунок сама. Моя мечта – освоить автомобиль: права есть, а вот опыт пока не приобрела. Хочется максимально сократить время на дорогу до работы и обратно и больше успевать сделать других вещей.

 

Таким вот общительным, открытым, разносторонним, наполненным бурлящей энергией и кучей планов человеком оказалась Наталья Геннадьевна Запольских, лучший учитель педагогического сообщества нашего города. Остаётся только порадоваться за её учеников, которые имеют возможность перенимать её богатый опыт, за семью, которая ежедневно поддерживает её, за коллег, которым посчастливилось работать с профессионалом высокого уровня. А мы, чайковцы, будем болеть за Наталью Геннадьевну во время её участия в региональном этапе главного конкурса педагогического мастерства. И пусть всё получится!

 


Беседовала Вера Мухаметдинова.

Фото Вероники Хабаровой






Просмотров: 577


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам