Инженер смолоду: «ЭРИС» готовит новые кадры со школьной скамьи
Предприятие «ЭРИС» совместно со школами уже не первый год реализует в Чайковском образовательный проект. О его результатах и о том, почему так важно начинать готовить будущих инженеров с детства, рассказываем на страницах газеты «Частный Интерес».
История предприятия начинается с сервисной деятельности в 1997 году, в 2001 году была создана новая компания ООО «ЭРИС», которая сегодня известна по всей России и даже в странах Ближнего Зарубежья и Европы.
За годы работы предприятие стало мощной интеллектуальной и производственной площадкой мирового уровня. Проделана огромная работа, чтобы компания процветала и была успешной, чтобы создавать новые рабочие места, чтобы производить оборудование, отвечающее за безопасность жизни и здоровья людей на производственных площадках. На сегодняшний день на предприятии разработаны уникальные продукты, такие как газоанализаторы, беспроводные газоаналитические системы, не имеющие аналогов во всём мире.
Где родился – там и пригодился
Где родился, там и пригодился – такой подход директора компании «ЭРИС» Владимира Юркова к образованию сотрудники предприятия считают эталонным.
Не секрет, что молодёжь рвётся в большие города. Владимир Иванович задался такой целью, чтобы готовить работников с малого возраста. Сегодня предприятие активно взаимодействует со школами, стараясь заинтересовать детей, показывая подрастающему поколению преимущества и перспективы инженерных профессий.
Уроки физики, химии, информатики, математики – прямо на производственных площадках, в лабораториях предприятия «ЭРИС», с использованием реального оборудования, под руководством инженеров, имеющих огромный опыт и фундаментальные знания.
Раньше о таком можно было только мечтать. Для чайковских школьников это уже становится привычным, но от этого не менее интересным. Ведь здесь не бывает однотипных уроков, каждый уникален по-своему. Новые образовательные форматы, разработанные сотрудниками компании «ЭРИС» и педагогами школ, уже приносят свои результаты. Оценили такие нововведения и сами ученики.
Ранняя профориентация
Вопросы подготовки будущих инженеров всегда были очень актуальны. Необходимо работать с детьми, выявлять их способности и предпочтения, знакомить с профессиями и помогать выбрать правильную образовательную траекторию – это признают и государство, и педагоги, и родители, да и сами ученики.
Взаимодействие школ с предприятием «ЭРИС» стало той самой дорогой в будущее для юных чайковцев. Изначально компания просто приглашала школьников к себе на экскурсии, тогда дети впервые увидели производственные площадки компании, музей измерительных приборов, что их уже впечатлило. Затем взаимодействие переросло уже в более плотную работу, направленную на такой важный процесс, как профессиональное самоопределение школьников.
Сегодня уже никого не удивишь профильным обучением в школе. Однако разносторонние теоретические знания, которые ребёнок получает в школе, должны закрепляться в ходе практических занятий, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, научно-техническим творчеством. Это понимает каждый учитель-предметник, каждый руководитель учреждения образования.
«Педагогический коллектив, часть родителей, детей осознают необходимость сотрудничества школы, вуза, предприятия. Это сотрудничество должно выливаться в то, что уже в школе дети должны понимать значимый смысл инженерных профессий. Собственно говоря, чем мы занимаемся с предприятием «ЭРИС»? Мы пытаемся создать пространство для формирования инженерного мышления, – рассказывает директор школы № 7 Дмитрий Дядюков. – Ведь именно здесь, на предприятии показана живая деятельность инженерного состава, дети с головой погружаются в процесс».
В течение учебного года дети, используя ресурсы предприятия, проводят со своими педагогами и сотрудниками компании лабораторные работы, закрепляя тем самым школьную теорию. Детей приглашают на летнюю практику, где они имеют возможность реализовать себя на производстве в качестве работников, получать определённое представление и навыки о профессии.
Введённое дистанционное обучение в связи с пандемией наложило, конечно, свой отпечаток на образовательный процесс. Но выход нашли. Совместными усилиями педагогов разны школ, сотрудников предприятия были разработаны модели уроков с учётом всех ресурсов компании и для детей организованы онлайн-уроки, проводимые с производственных площадок предприятия.
Билет в будущее
В школах проводятся и событийные мероприятия с участием компании «ЭРИС». «Технофест» и «День науки» – проводятся на площадке школы № 7, собирая учащихся со всех школ города и сёл.
В феврале 2020 года на базе школы № 1 прошло большое мероприятие, связанное с профориентацией «Билет в будущее», где был представлен практически весь спектр предприятий нашего города, и очень хорошую качественную площадку предоставила компания «ЭРИС».
«ЭРИС» для нас наставник – в том ключе, в котором школа пока не может ответить на вызовы, вопросы и желания детей. Поэтому «ЭРИС» для нас – это индустрия возможности, работа с предприятием – одна из возможностей приблизить представление наших детей о мире профессии, о своём будущем», – рассказывает о сотрудничестве с компанией директор школы № 1 Александр Рогожников.
Наставничество предприятия выражается и в оснащении учреждений образования современной материально-технической базой. Компьютерные классы, программное обеспечение, интерактивные комплексы, 3D-принтеры, которые сейчас очень котируются на производствах, и школьники уже получают первые навыки работы с этим оборудованием.
«Предприятие дало нам такую возможность, что мы гораздо увереннее себя чувствуем в оснащении нашей базы, и здесь «ЭРИС», как наставники, конечно, продвинули нас вперёд. И мы сейчас благодаря им осваиваем новые технологии, о которых наша школа раньше и не задумывалась», – подчеркнул Александр Владимирович.
Наработанный опыт стараются транслировать и на сельские школы, привлекая ребят к новым форматам образовательного процесса.
Идёт в ногу со временем и коллектив Прикамской школы, сотрудничая с предприятием «ЭРИС» с 2018 года. Экскурсии, онлайн-уроки, лабораторные работы на площадках предприятия, профориентационный летний лагерь, организованный компанией, – всё это дало ребятам из Прикамского, Сосново, Альняша новые возможности по-другому взглянуть на выбор будущей профессии, приобрести новые знания.
«В этом учебном году также проводим онлайн-уроки по информатике, именно на основе той базы и ресурсов, которыми располагает предприятие, – рассказывает директор Прикамской школы Наталья Гудкова. – Ребята занимаются проектной, исследовательской деятельностью, пишут работы, основываясь на ресурсной базе «ЭРИСа». Кроме того, в этом году учителями физики и химии был разработан проект по повышению образовательных результатов с использованием технических средств компании «ЭРИС».
Важно отметить, что для сельских школьников работа в таком направлении особенно важна. Ведь ввиду территориальной отдалённости ребятам не всегда удаётся принять участие в каких-либо профориентационных мероприятиях, проводимых в городе.
Технический английский – спецдисциплина для школьников
Как отмечает Марина Русинова, директор гимназии, «Владимир Иванович заботится не только о развитии своего производства, но в первую очередь видит стратегию развития города и села, и соответственно даёт возможность нам, используя ресурсы предприятия, школы найти точки взаимопритяжения и совместно с работниками предприятия выстроить так образовательный процесс, чтобы он был полезен, нужен, значим не только для школы, но и для самих детей, их родителей, ну и, конечно, для предприятия и города в целом».
Кстати, в этом году в гимназии приступили к реализации ещё одного направления совместной деятельности – открыта спецдисциплина «технический английский». Школьники работают с переводом технических текстов.
«Напрямую сегодня заинтересовано в нас предприятие, поскольку они работают с иностранными компаниями. Наши гимназисты помогают компании в работе с техническим переводом. Нам это важно, потому что мы наращиваем свою компетенцию, а предприятие в свою очередь в этой работе крайне полезно нашим ученикам», – отмечает Марина Владимировна.
Кроме того, углублённо изучая предметы, практикуясь на производственных площадках «ЭРИСа», ребята действительно выходят на новый уровень образования, обогащая себя знаниями и навыками, пишут исследовательские и проектные работы уже совершенно иного качества, показывают отличные результаты.
Ирина Буслаева, ученица 10 класса гимназии, впервые побывала на площадках компании в 7 классе. «Для нас проводили лабораторную работу по физике с использованием их оборудования, потом были ещё несколько раз на предприятии. Конечно, интереснее проводить лабораторные работы на производстве, там более современное, более сложное оборудование. После 9 класса проходила практику на предприятии, мы были на производстве, занимались исследованием и усовершенствованием термокаталитических сенсоров на газах. Сейчас пишу исследовательскую работу. Сами исследования проводятся на территории «ЭРИСа», они предоставляют материал, оборудование», – делится своими впечатлениями гимназистка, отмечая, что получив после окончания школы высшее образование, вполне возможно, что вернётся в родной город и будет работать в компании «ЭРИС».
И таких примеров среди сегодняшних школьников немало. В этом, собственно, и состоит задача совместного образовательного проекта, реализующегося школами Чайковского округа и предприятием «ЭРИС», – привлечь в город молодёжь, обучить молодых специалистов и обеспечить их стабильной работой.
Лидия Ломакина
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее