Учиться – модно, заниматься наукой – интересно
Как должно измениться образование в школе, чтобы дети любили учиться и даже шли заниматься наукой? Вы не поверите, но ответ на этот вопрос уже найден. Своими наработками и опытом поделились представители «Пермской научно-производственной приборостроительной компании», пермской школы «Фотоника», руководители чайковских школ на встрече, состоявшейся на площадке компании «Эрис».
В Пермском крае уже несколько лет стараются выстроить эффективную профориентационную работу со школьниками. Если говорить о флагманах в решении этого вопроса, то можно назвать сразу несколько компаний. Например, в Перми это «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», в Чайковском – безусловно, компания «ЭРИС».
Своей главной социальной ответственностью предприятия считают для себя именно профориентационную поддержку школьников, открывая перед учащимися широкий спектр возможностей. Обучая ребят, ставят перед ними интересные задачи, вовлекая в мир науки через уроки физики, химии, информатики, математики, которые проходят прямо на производственных площадках, в лабораториях предприятий с использованием реального оборудования. О различных форматах взаимодействия со школами, об обучающих программах и о многом другом рассказываем в нашем материале.
Политехническая школа «Фотоника»
Ещё в 2014 году обычная пермская общеобразовательная школа № 93 совместно с ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» разработали уникальную концепцию развития системы образования, суть которой в создании многоступенчатой системы профессиональной научно-инженерной подготовки. В рамках профориентации учащихся разработали инновационную образовательную программу. Так появилась политехническая школа «Фотоника».
«По сути это «инженерный лифт» – путь от первых самостоятельных технических решений до новаций, которые могут иметь практическое применение даже в производстве. При этом направить учеников в политехнические вузы – не самоцель. Важно, чтобы ребята могли творить, создавать что-то новое, чтобы имели возможность сами выбрать себе траекторию развития, определить сферу деятельности, в которой им интересно развиваться, в том числе и в дальнейшем будущем. И нашу школу мы здесь определили неким фундаментом развития данной системы», – пояснил директор школы «Фотоника» Павел Алексеевич Вахрушев.
Помимо основных школьных предметов ребята посещают элективные курсы инженерно-технической направленности: робототехнику, программирование, прототипирование, инженерное моделирование и многое другое. Школьники готовят проекты, участвуют в выставках детского технического творчества, научно-практических конференциях, проводят эксперименты и исследования на базе лабораторий приборостроительной компании. У старшеклассников также есть социальные практики и профессиональные пробы на базе предприятия.
«К физике, математике, химии надо приучать с детства. Поэтому мы должны создать самые комфортные условия, самые современные технологические площадки, где школьникам было бы интересно изучать естественно-научные предметы. У нас есть и лаборатория робототехники, институт проведения летних практик, где мы показываем детям реальное производство. Порядка двух тысяч детей ежегодно проходит через наши производственные площадки. При этом мы не ставим задачу – сделать учёного из каждого, ребята смотрят, пробуют и делают выбор», – рассказывает директор приборостроительной компании Алексей Гурьевич Андреев.
Сегодня кластер «Фотоника» – это большая структура, в которую входит 45 различных организаций: академические и отраслевые институты, научные и промышленные организации, музей науки и техники и т. д.
«ЭРИС» – шаг в успешное будущее
Взаимодействие чайковской компании «ЭРИС» со школами, начавшееся несколько лет назад, которое сегодня переросло уже в плотную стабильную работу, направленную на профессиональное самоопределение школьников, и стало той самой дорогой в будущее для юных чайковцев.
Здесь, на местах, вдалеке от краевой столицы, ребята познают азы инженерии, всё глубже вовлекаясь в научную деятельность. Используя ресурсы предприятия, проводят со своими педагогами и сотрудниками компании лабораторные работы, пишут проектные работы, закрепляя тем самым школьную теорию. Детей приглашают на летнюю практику, где они имеют возможность реализовать себя на производстве в качестве работников, получить определённое представление о профессии и необходимые навыки.
Наставничество предприятия также выражается и в оснащении учреждений образования современной материально-технической базой. Компьютерные классы, программное обеспечение, интерактивные комплексы, 3D-принтеры, которые сейчас очень котируются на производствах, и школьники уже получают первые навыки работы с этим оборудованием.
Как отметила директор гимназии Марина Русинова, в параллели с «Фотоникой» у нас, может быть, работа в направлении профориентации и не в таком большом масштабе проводится, но она есть и ведётся на должном уровне. «Благодаря компании «ЭРИС» и её руководителю Владимиру Ивановичу Юркову у нас есть возможность проводить производственные практики, профессиональные пробы – и всё это на площадках предприятия. В этом году мы успешно реализуем новый курс – «Технический английский», изучая который, также плотно сотрудничаем с предприятием. Вообще, многие вещи, реализуемые школой «Фотоника», мы уже применяем – и это замечательно, что у наших ребят тоже есть такая уникальная возможность заниматься наукой, и очень многие действительно серьёзно начинают увлекаться и заниматься научной деятельностью», – отметила директор чайковской гимназии.
В получении знаний ограничений нет
Такое внимание к профориентации школьников совсем не случайно. Ведь сегодняшние выпускники – это как раз те ребята, которых ждут на предприятиях родного города, края. Компании вкладывают силы и средства в образование, совместно с педагогами сотрудники предприятий преподают учащимся теорию и практику на высоком уровне с применением современных технологий, учат детей стремиться к высоким достижениям.
Поэтому что касается получения знаний, то в этом нет никаких ограничений, – просто нужно находить правильные пути решения. В этом мнении сошлись все участники встречи, обменявшись опытом и новыми идеями. Заручившись поддержкой друг друга, выразили намерение разработать формат сетевого взаимодействия между предприятиями, школами, территориями.
Лидия Ломакина
Фото: eriskip.com
ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» занимается разработкой и производством датчиков и систем для навигации, стабилизации и ориентации различного рода подвижных объектов. Это один из ведущих российских поставщиков навигационных приборов и систем. Компания имеет развитую научную и исследовательскую базу для производства различного типа волокон и волоконно-оптических компонентов.
ГК «ЭРИС» – объединяя многолетний опыт, современные технологии и высокую квалификацию персонала, предприятие предлагает решения для всех отраслей промышленности и коммунального хозяйства в соответствии с высокими требованиями надёжности и безопасности. На сегодняшний день в компании разработаны уникальные продукты, такие как газоанализаторы, беспроводные газоаналитические системы, не имеющие аналогов во всём мире.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее