Капитанская вахта


Рубрика: Новости сайта
Понедельник,05.07.2021
Капитанская вахта Капитанская вахта Капитанская вахта Капитанская вахта Капитанская вахта

Город Чайковский неразрывно связан с величавой Камой и имеет богатую историю становления здесь речного флота. В канун Дня работников речного флота мы хотим познакомить читателей с очень интересным человеком – капитаном, поэтом, автором негласного гимна нашего города «Чайковский вальс» – Александром Бузмаковым.


Александр Васильевич Бузмаков – капитан, поэт, 86 лет, родился в Свердловской области. В Чайковском с 1961 года. Окончил Пермское речное училище. С 1956 по 1994 годы работал в Камском пароходстве на судах грузового и скоростного пассажирского флота. В должности капитана – на пароходе «Гжатск», теплоходе «Волго-Дон 5521», на «Метеоре-89». В 1964 году начал писать стихи. С 1965 года член литературного объединения при редакции газеты «Огни Камы».

 

Тяжело в учении – легко в бою

Александр Васильевич Бузмаков родился 25 марта 1935 года в д. Вогулка Свердловской области. После окончания семилетней школы поступил в Пермское речное училище на штурманское отделение. В 1956 году окончил училище в звании второго штурмана речного флота и офицера запаса Военно-Морского флота.

 

Свою первую практику, будучи студентом третьего курса, проходил в Кронштадте на крейсере «Пожарский», это бывший немецкий крейсер. Выпустившись из училища, получил направление на работу в Камское пароходство. База флота тогда располагалась в Заозерье, так что начинал там.

 

Первый рейс

Девятнадцатого августа 1956 года в должности второго штурмана Александр Бузмаков вышел в свой первый рейс на пароходе «Герой Пашков».

 

«Это был плотовод. Плот оставили на рейде, заправились топливом и пошли до Тюлькино. Плоты тогда шли или из Тюлькино или из Рогозино. Рейс около пяти суток, скорость 2,5 км/час, длина плота 500 метров, ширина 60 метров. Вот это надо было по реке провести, в то время уже было Камское водохранилище, так что полегче было», – рассказывает Александр Васильевич, вспоминая до мельчайших деталей свои первые шаги в речном флоте, будто это было вчера.

 

Водили не только плоты, но и баржи. На вопрос, сложно ли было управлять пароходом, да ещё и с плотом в полкилометра, Александр Васильевич отвечает: «Справлялись, наставники были хорошие. Я, конечно, опыта тогда ещё никакого не имел. Управлять пароходом меня учил первый штурман Николай Михайлович Гулин, а капитаном у нас был Николай Александрович Королёв».

 

Наш собеседник с улыбкой вспоминает, как всё-таки тяжело приходилось первое время, швартоваться к причалу опыта не хватало, нужен был навык, помогали, учили.

 

«У нас тогда пароходы были практически бесшумные, никакой вибрации – не как сейчас. На пароходе были две паровые машины – настолько тихо было в движении, что порой сидишь в каюте и не знаешь, мы стоим или в ходу. Очень хорошие пароходы были. Сейчас на дизельных теплоходах, как правило, большая вибрация, тряска, и люди от этого много болеют», – рассказывает Александр Васильевич.

 

Теплоход «Гжатск»

На теплоходе «Гжатск» Александр Бузмаков в 1961 году начинал работать первым штурманом. Ходили до Москвы.

 

«К тому времени уже появились водохранилища – Куйбышевское, Балаковское и другие. Конечно, поначалу реку, фарватер не знал – берёшь карту и по ней смотришь, ночью с подсветкой. Вторым штурманом у нас был Владимир Георгиевич Крутиков, он нижнюю Волгу тоже не знал, и капитан Анатолий Фёдорович Андреев нас учил. До сей поры помню многие места на реке – какие буи стоят и где», – вспоминает Александр Бузмаков.

 

Рассказывая о своём первом дальнем рейсе до Москвы, Александр Васильевич вспоминает, как сложно было научиться проходить московские мосты: «С западного порта до южного, куда мы следовали, несколько мостов – Крымский, Каменный, и все они настолько были узкие, что теплоход едва вписывается, надо было иметь навык и опыт, и капитан научил ходить меня под этими мостами».

 

Когда капитана «Гжатска» перевели на новый чешский теплоход, встал вопрос – кто же возглавит команду? В Александре Васильевиче сомнений не возникло ни у кого. «Давай принимай!» – скомандовало руководство. И в апреле 1963 года Александр Бузмаков был назначен капитаном теплохода «Гжатск». Проработал на нём до 1968 года.

 

Первый «Волго-Дон» из Румынии

В 1970 году наша Кама принимала новые теплоходы «Волго-Дон», пригоняли их из Румынии.

 

Александр Бузмаков, как уже опытный капитан, отправился со своей командой в Румынию за новым теплоходом: «Приехали в Румынию 30 мая, там ещё шли работы по строительству теплохода. Помню, нас ещё перед отъездом предупредили, чтобы запасались чёрным хлебом, у них нет. И вправду – первый вопрос – у вас есть чёрный хлеб? Поселили нас в общежитии – русские, румыны, все вместе дружно жили».

 

В июле «Волго-Дон – 5021» был готов к отправке в Россию. В должности капитана Александр Бузмаков перегонял первый теплоход на родную Каму: «Пошли по Дунаю, посадили нам лоцмана в помощь, он довёл нас до границы. Я ему говорю – ты хоть нарисуй, как дальше по Дунаю идти, мы ведь не были здесь ни разу, реки не знаем. Он картинку нарисовал – точками указал, где буи стоят, ну и пошли дальше. Дошли до пограничников. Всё проверили у нас, даже в трюм заглядывали. Вообще надо сказать, на границе, когда из Румынии выходили, их пограничники нас особенно и не обыскивали, спросили только, есть ли посторонние на судне, и всё. А наши пограничники весь теплоход полностью досмотрели».

 

В Измаиле новый «Волго-Дон» уже встречала команда. Спустились в Вилково в устье Дуная, вышли в Чёрное море до Керченского пролива, где сейчас мост построили, прошли в Азовское море, потом в Ростов. Загрузились зерном и отправились в Горький. Потом и до Камы добрались.

 

«Волго-Дон» по сравнению с «Гжатском», конечно, теплоход нового уровня. Во-первых, его длина 138 метров, брал 5 тысяч тонн груза, а «Гжатск» 93 метра в длину, грузоподъёмностью только 2 тысячи тонн. Кроме того, в трюмах не было никаких труб лишних, всё практично и удобно. Дизеля два по 900 лошадиных сил. Подруливающее устройство, что очень удобно при швартовке. В общем, теплоход хороший», – отмечает Александр Васильевич.

 

На теплоходе «Волго-Дон – 5021» Александр Бузмаков проработал по 1978 год. Ходили и в Москву, и в Санкт-Петербург.

 

«Метеор-89»

Из-за начавшихся проблем со здоровьем с грузовыми судами пришлось попрощаться. Александр Васильевич получил предложение поработать на скоростных судах.

 

Начинал стажёром на «Метеоре-41», позже был назначен капитаном на «Метеор-89».

 

В то время метеоры, ракеты были достаточно популярным транспортом у населения. Только в Чайковском работало пять метеоров, две ракеты и два «Восхода». Курсировали до Набережных Челнов, иногда до Чистополя, но в основном до Перми – время в пути занимало те же 5-6 часов, что и на автобусе, но зато, что называется, со всеми удобствами – и буфет, и санузел, и, конечно, удивительная красота за окном – речные пейзажи, от которых глаз не оторвать.

 

«Мы тогда стояли в резерве. Звонят из Перми – срочно выходите в рейс, надо доставить спортсменов в Березники. Мы пришли в Пермь, а там и нет никаких спортсменов, они, оказывается, на автобусе уехали. Посадили бабульку, довезли её до Березников, вернулись обратно. Это и был мой последний рейс на метеоре», – вспоминает Александр Васильевич, отмечая, что метеоры и ракеты и сегодня бы вполне могли ходить по Каме, если бы их не утилизировали, хотя с другой стороны – кто бы на них работал, ведь молодёжи нет, а старая гвардия уже не осилит.

 

В 2001 году последние метеоры завершили свои рейсы и ушли в небытие.

 

Река не отпускает

Выйдя в 1995 году на заслуженный отдых по старости, ещё семь лет работал дежурным по каравану, река не отпускала. Работал капитаном на разных судах, на «Алтеннице», заканчивал на «Задонске».

 

На реке Александр Васильевич в 1955 году познакомился и со своей супругой Лидией Владимировной, с которой вот уже более 65 лет живут душа в душу, заботясь друг о друге и поддерживая.

 

Воспитали дочь Галину – работает в Тюмени в музыкальной школе, и сына Василия – пошёл по стопам отца, окончил Петрозаводское морское училище, капитан загранплавания.

 

«Считаю, что от родителей в первую очередь зависит, какими вырастут их дети, кем станут, какими людьми будут», – делится мнением Александр Васильевич, с гордостью рассказывая о своих детях и внучках Саше и Жене.

 

Река поэзии

«Если бы не река, может ни одного стихотворения бы и не написал», – говорит Александр Бузмаков о своём поэтическом увлечении.

 

Начал писать стихи в 1964 году, вдохновила красавица-Кама. В 1965 году стал членом литературного объединения при редакции газеты «Огни Камы». В 1972 году были опубликованы его первые стихи. Выйдя на заслуженный отдых, издал первый авторский сборник стихотворений «Капитанская вахта». Писал о любви к родным местам, к природе, речным просторам. Немало стихов посвятил и своей любимой супруге Лидии Владимировне. Творческий багаж Александра Васильевича многогранен и уникален, за многие годы его поэтического труда вышло немало сборников.

 

Александр Бузмаков также является автором текста к знаменитой песне «Чайковский вальс», за что был удостоен диплома лауреата премии «Глория» в области культуры и искусства.

 

Александр Васильевич имеет множество наград за свой добросовестный многолетний труд на речном флоте. Но, наверное, главной наградой и отрадой для него остаётся его река, его Кама.

 

По состоянию здоровья Александр Бузмаков уже несколько лет не был на родной реке. Мы с удовольствием организовали для Александра Васильевича и его супруги поездку на Каму. Это была трогательная встреча друзей – отважного капитана и большой реки. Спасибо за Ваш труд, капитан! Спасибо за широту поэтической души!


Лидия Ломакина

Фото из семейного архива Бузмаковых

 

 

Годы

В дымке памяти старый причал.

На туманной реке пароходы.

Золотое начало начал

Унесли беспокойные воды.

 

Годы кружатся белым снежком,

Судовыми грохочут винтами,

Отливают прибрежным песком,

И поют штормовыми ветрами.

 

И за пройденный жизненный путь

В серебро одевает богато

Или голову, или же грудь,

Как кому посчастливит, ребята.

 

Давит плечи житейский багаж.

Может кто-то подумает: «Шутишь?»

Их не сбросишь и в долг не отдашь,

И обратно штурвалом не скрутишь.

 

Отделяют начало начал

Как стеною стремительно годы.

Тают в памяти старый причал,

На туманной реке пароходы.

 

Александр Бузмаков, 1984 г.

 






Просмотров: 449


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам