Добротой согреваем детские сердца
Фокинская коррекционная школа-интернат, основанная в селе ещё в 1962 году, за многие годы стала настоящим домом не для одной сотни учащихся, где каждый чувствовал себя защищённым и нужным, где у ребят распрямлялись плечи, а на их лицах появлялись улыбки. Сегодня в этой дружной школьной семье порядка 130 ребят и 35 педагогов.
Что вы обычно чувствуете и представляете, говоря о школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья и с ментальными нарушениями? Уверена, что у всех примерно одни и те же ожидаемые ассоциации: грусть, печаль, жалость, сочувствие и какая-то внутренняя неловкость. Я была не исключением, пока не познакомилась с коллективом школы и их воспитанниками.
В школе обучается порядка 130 ребят со всего Чайковского округа. Все они с различными судьбами, но каждого из них сегодня объединила школа-интернат, где они живут и радуются жизни. Школа – их мир, свой, где их принимают такими, какие они есть. А ребята на самом деле очень разные, и талантов у них ничуть не меньше: старательно занимаются на уроках, в интернате они учатся дружить и жить: танцуют, читают стихи, участвуют в конкурсах, рукодельничают – в общем, жизнь в этой школе кипит круглосуточно.
Главными помощниками, проводниками в этот мир, вторыми мамами для ребят стали педагоги школы, которые души не чают в своих воспитанниках.
В последние годы Фокинскую школу-интернат возглавляет Антонина Лундина. Антонина Сергеевна с первых дней руководства учебным заведением погрузилась в школьные хлопоты.
С большим теплом и гордостью директор школы рассказывает о своих воспитанниках и дружном педагогическом коллективе: «Особенный ребёнок – это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим восприятием окружающей действительности. И мы живём в этом мире вместе с ними. Кому, как ни нам – учителям, специалистам сопровождения, воспитателям, знать, что такие «особенные» дети пытаются достичь того же, что и их сверстники. И на нас лежит двойная ответственность, чтобы дети не утратили это желание и твёрдо шли вперёд. Да, им гораздо труднее, но это не повод, а скорее стимул двигаться дальше. Конечно, не у всех педагогов получается работать в нашей школе, поэтому здесь только те, кто понимает и принимает детей с особыми потребностями, другие – не задерживаются. Ведь здесь недостаточно только педагогического и дефектологического образования, нужны ещё и материнское сердце, доброта и отзывчивость. И я благодарна коллективу школы-интерната за их любовь к детям, заботу, за те огоньки, которые они каждый день зажигают в сердцах детей».
Отдавать силы, время, энергию, эмоции, передавать знания и подавать пример, быть воспитателем и наставником – это, конечно, не просто. Тем не менее многие учителя и воспитатели работают в образовательной организации уже не один десяток лет.
Любовь Павловна Маланина, заместитель директора по воспитательной работе, начинала работать, когда школа ещё размещалась в здании бывшего волостного исполкома военкомата, а спальные корпуса в зданиях, которые были построены ещё силами педагогов и детей на территории школьного двора. Сегодня с улыбкой вспоминает, как тогда было тяжело, по большей степени в бытовом плане, организовать круглосуточное пребывание детей в школе. Это сегодня школа размещена в новых современных зданиях, имеет несколько корпусов, учебные кабинеты, которые оснащены всем необходимым оборудованием для коррекционной развивающей работы.
К воспоминаниям присоединяется и воспитатель Галина Геннадьевна Пивоварова. Она пришла в школу, когда ей самой-то было 18 лет, работала старшей пионервожатой. «Пришла подработать на пару месяцев, а задержалась вот уже на 35 лет», – рассказывает Галина Геннадьевна.
Когда спрашиваешь – не было ли желания уйти из коррекционной школы и устроиться на работу в обычную школу – отвечает, что об этом даже некогда было задуматься: «У нас же школа-интернат, мы и в будни, и в выходные здесь – с нашими детьми. И все праздники – в Новый год, например, пока здесь с ребятами ёлочку проведёшь, подарки раздашь, домой к своим детям, к семье возвращаешься уже ближе к полуночи. Тогда было детей очень много – более двухсот. Сейчас есть дети, у которых отсутствуют навыки речи. В первое время мы даже не знали, как с ними работать, было сложно, родители помогали. Сейчас уже таких проблем нет, приноровились, научились, с каждым ребёнком общаемся по-своему, индивидуально».
Рабочая неделя проходит быстро. В пятницу большинство детей на выходные уезжает к родителям, к законным представителям, а потом не могут дождаться понедельника, чтобы вновь вернуться в школу – к друзьям и подружкам, к учителям и воспитателям, в свою школьную семью.
Как-то на последнем звонке одна из родительниц сказала: «Вы знаете, не было ни одного дня такого, чтобы я переживала, что в школе к моему ребёнку будут как-то не так относиться». Эти слова для коллектива школы, конечно, лучшая благодарность за их труд. Ну и, конечно, достижения их воспитанников.
«Дети растут на наших глазах, развиваются, делают успехи – они становятся более общительными, раскованными, мы радуемся их рисункам, поделкам, танцам, тому, как они рассказывают стихи. Мы участвуем с ними в различных конкурсах, к которым дети готовятся со всей ответственностью. У нас каждый день что-то новое, мы не стоим на месте, в том числе стараясь отвлечь наших учеников от тех недетских проблем, с которыми они столкнулись. Речь не только о здоровье, у кого-то родителей нет, и мы стараемся каждому уделить внимание, с каждым поделиться своим теплом, любовью, лаской – им это очень необходимо», – рассказывает Любовь Маланина.
Не забывают о своих наставниках и выпускники школы, поздравляя своих учителей и воспитателей с праздниками, делясь своими достижениями, разделяя радость успеха, а порой и просто приезжая в родную школу за советом и добрым словом.
Работа с детьми и учебный процесс полностью строятся с учётом особенностей развития учащихся.
Ирина Васильевна Рябова, учитель письма и развития речи, работает в школе уже 20 лет. «Приходится использовать, конечно, много методик. Например, без наглядности мы вообще не можем – пишем, рисуем схемы, заучиваем, повторяем из урока в урок. У детей разные возможности восприятия», – рассказывает педагог.
В дополнение к учебной программе с детьми работают узкие специалисты: логопеды, дефектологи и психологи.
«Работаем с детьми по постановке звуков, чтобы речь у них была поставлена, также помогаем им по коррекции письма и чтения. Занятия строятся в игровой форме, они очень сильно отличаются от уроков в общеобразовательной школе, в принципе от учебных предметов. Таких детей надо любить, принять их такими, какие они есть – иначе результата в работе не будет. По-другому здесь никак», – делится опытом учитель-логопед Ольга Николаевна Микова.
Учащиеся школы с 5 по 9 классы также получают навыки на уроках по профессионально-трудовому обучению по профилям «столяр» и «швея». Мальчики обучаются навыкам работы с древесиной, девочки овладевают знаниями по технологии швейного дела.
«У меня обучаются девочки с пятого класса, осваивают навыки шитья и к старшим классам это уже настоящие мастерицы, которые смогут сшить самостоятельно какое-то несложное изделие – платье, пижаму, костюм, постельное бельё. После нашей школы они поступают учиться на швею, портного – многих удаётся заинтересовать, особенно тех, у кого это хорошо получается», – с гордостью за своих воспитанниц рассказывает учитель профессионально-трудового обучения Ольга Семёновна Рогулина.
Так, в преддверии холодной зимы под руководством педагога девочки сшили на уроках тёплые лежанки для животных и сами привезли их в приют «Верность». Пушистые хвостики по достоинству оценили труд, отблагодарив дружным мурчанием.
Кроме того, уделяется отдельное внимание и обучению детей самостоятельности в бытовом плане – ребят учат элементарным вещам: приготовить еду, постирать, заправить постель.
За своей школьной территорией ученики вместе со своими педагогами также ухаживают самостоятельно: выращивают овощи, цветы, чистят участок от листвы, недавно высадили саженцы деревьев в рамках акции «Сад памяти».
«Своим трудолюбием наши дети очень сильно отличаются от детей из общеобразовательных школ. Они с удовольствием помогают в селе пожилым людям, ветеранам – у нас в школе действуют специальные трудовые десанты», – рассказывает Ольга Рогулина.
Так что унынию и грусти в школе места нет. В следующем году Фокинская коррекционная школа-интернат будет отмечать свой 60-летний юбилей с багажом приобретённых знаний и мастерства, построенных на доверии, любви и доброте.
Лидия Ломакина
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее