«Театральные каникулы»: акт второй
В выходные Чайковский принимал второй открытый фестиваль-лабораторию детских любительских театров «Театральные каникулы». Мы заглянули за кулисы и узнали, чем дышит современный детский театр.
«Добро пожаловать!» – это громкое дружелюбное приветствие слышал каждый, кто приехал на фестиваль детских коллективов «Театральные каникулы», который проходил в минувшие выходные, 27 и 28 ноября, во Дворце культуры. Уже в фойе была создана особая атмосфера театрального перформанса – её помогли воплотить актёры Чайковского театра драмы и комедии: в образах мимов они приглашали зрителей стать участниками спонтанного действа, даря хорошее настроение.
Так, прямо с порога, в театральную атмосферу были вовлечены все участники. А их прибыло немало: делегации юных артистов, их преподавателей и родителей из посёлка Яйва (детская театральная студия «Балаганчик»), городов Березники (театр-студия «Ровесник») и Уфа (образцовый театр «РостОК»). Ещё две театральные студии стали участниками онлайн: екатеринбургский театр «Образ» и театр-студия «Воздух» из города Заречного Свердловской области. Вне конкурса принимал участие в фестивале Чайковский НТЮЗ – его воспитанники были незаменимыми помощниками для гостей. Также наш коллектив показал гостям проникновенный спектакль «Судьба на все четыре года».
Фестиваль проводился в рамках реализации проекта «Чайковский, дай пять!» программы «Пермский край – территория культуры» при финансовой поддержке Министерства культуры Пермского края
По словам Марины Корзун, организатора конкурса, главного режиссёра Народного театра юного зрителя, фестиваль, несмотря на то, что проводится всего второй раз (первый состоялся в 2019 году – в год Театра), успел обрести в театральных кругах популярность. «Заявки на участие подали двенадцать коллективов. К сожалению, спектакли всех мы бы просто не успели отсмотреть за два дня. Ведь изначально это событие задумывалось в дни осенних каникул, на его проведение отводилось больше времени. Но из-за пандемии проведение «Театральных каникул» перенеслось, поэтому сократили и количество конкурсных дней. Но я со всеми на связи, а значит, у остальных театров, которые не стали участниками в этот раз, есть все шансы приехать к нам через год. Мы всех очень любим и ждём! Хочу отметить, что уровень ребят по сравнению с 2019 годом значительно вырос, все большие молодцы!» – высказала своё мнение Марина Корзун, выступающая не только в роли организатора и хозяйки фестивальной площадки, но и одним из членов жюри.
Фестиваль объединил более 100 участников из разных уголков страны
А жюри фестиваля высокопрофессиональное: главный режиссёр Чайковского НТЮЗа Марина Корзун, художественный руководитель и режиссёр театра «Ключ» из Набережных Челнов Софья Дивногорская и актёр екатеринбургского театра «Коляда-Театр», выпускник курса Марины Корзун в Чайковском музучилище Денис Тураханов. Ещё один член жюри принимал участие дистанционно – член Гильдии театральных режиссёров, художественный руководитель, режиссёр и актёр московского творческого объединения #театр чё Евгений Балтин.
После открытия и добрых напутственных пожеланий членов жюри и почётных гостей фестиваля участники отправились внимать слову мастеров своего дела. Педагоги НТЮЗа провели для юных артистов увлекательные мастер-классы. К Анне Ишутиной пришли те, кто желал постичь мастерство удачного сценического грима. Анна Сергеевна создала по-настоящему сказочную атмосферу. Под её волшебными руками молодой человек превратился в настоящего Водяного – получилось настолько похоже, что он долго не мог оторвать от себя взгляд, смотрясь в зеркало. Участники фестиваля тоже не отставали: под руководством опытного наставника ребята создали образы Домового, Русалочки и Кикиморы.
Дарья Собянина и Полина Дрёмина из театра «Балаганчик» учились наносить грим, создавая образ Кикиморы. «Несмотря на то, что большого опыта в нанесении грима у нас нет, нас похвалили – сказали, что получилось похоже. Нам очень понравилось, как педагог спокойно и доступно объясняла все этапы нанесения грима. Мы отметили, что Анна Ишутина заботится о чистоте и здоровье, что сейчас актуально: все материалы новые, открыты были при нас. В целом атмосфера очень доброжелательная. Мы рады, что находимся здесь», – поделились впечатлениями юные актрисы.
К Сергею Ишутину отправилась группа педагогов и детей, чтобы научиться сценическому движению и бою. Марина Алексеева, руководитель театра-студии «Балаганчик» из посёлка Яйва, пришла на мастер-класс с чёткой целью – научиться новым приёмам сценического движения: «У нас некому преподавать сценическое движение, поэтому я беру эту функцию на себя. Я столкнулась с трудностями при постановке спектакля «По закону джунглей», с которым мы приехали сегодня на фестиваль. Мы с ребятами самостоятельно искали элементы движений, пробовали, начитывали… Было полезно пройти мастер-класс Сергея Ишутина, чтобы в дальнейшем наши спектакли стали более профессиональными. Сегодня много чего уложила, старалась во всём участвовать, снимала всё, что могла. Дома попробую в первый же день реализовать полученные знания на практике».
В первый фестивальный день во Дворце культуры происходило много событий: помимо мастер-классов участники фестиваля и свободные зрители смогли посмотреть конкурсные спектакли. Постановка «По законам джунглей» театрального коллектива из Яйвы и спектакль «Зверёныш» творческого коллектива из Уфы были доступны всем желающим. И уже вечером, после разбора спектаклей, состоялась лаборатория для преподавателей, где они получили ценные советы от мэтров театрального искусства. Остальные могли посмотреть конкурсные работы, представленные дистанционно: был показан спектакль-притча «Вниз головой» от екатеринбургского театра «Образ» и постановка «Кому танцуют звёзды» от театра-студии «Воздух» из посёлка Заречного.
Я побывала на первой конкурсной постановке «По законам джунглей». «Спектакль поставлен по произведению Киплинга, автором пьесы является Марина Корзун. Я давно хотела поставить «Маугли». Но играть животных всегда непросто – требуется много работать над пластикой, которая присуща повадкам зверей. Конечно, мы что-то поменяли, добавили своё. Но пьеса получилась здорово – мы играем её с 2020 года: были с постановкой в Москве, Перми, Очёре и вот приехали в Чайковский. Музыка написана специально для спектакля. Её автором является мой сын – выпускник нашей студии и ГИТИСа. Детям очень нравится играть в нём», – рассказала о представленной постановке руководитель театра «Балаганчик», которому в этом году исполнилось 15 лет, Марина Алексеева. А игра юных актёров действительно достойна похвалы: спектакль получился очень пластичным, музыкальным, добрым и поучительным, характеры героев переданы живо и органично. Выйдя на улицу после показа, я заметила мальчишку лет пяти, который прыгал на четырёх конечностях, крича маме с бабушкой: «Я Маугли – смотрите, я Маугли!» Значит, главная цель спектакля достигнута: он оставил свой добрый след в сердцах юных зрителей.
Второй конкурсный день – не менее насыщенный – также предоставил возможность участникам получить практические умения на профессиональных мастер-классах и просмотреть ряд творческих работ. В этот день театр из Березников показал спектакль «Детки из клетки», а Чайковский НТЮЗ украсил фестиваль постановкой «Судьба на все четыре года». В этот же день состоялось торжественное закрытие фестиваля и вручение заслуженных наград победителям.
В коллективной номинации дипломами были отмечены: за яркий дебют – студия «Балаганчик» (п. Яйва); за лучшую работу фестиваля – театр-студия «Ровесник» (г. Березники); за оригинальное решение – театр-студия «Воздух» (п. Заречный); за лучшую режиссёрскую работу – театр «Образ» (г. Екатеринбург)
В личных номинациях дипломы получили: за авторское попадание в музыкальном решении – Иван Алексеев (п. Яйва); за актёрское обаяние – Арина Величкова (п. Яйва); за лучшую эпизодическую роль – Ольга Телегина (п. Яйва); за лучшую женскую роль – Дарья Антонова (г. Березники)
По словам участников, которые в течение двух фестивальных дней получили не только яркие эмоции, но и ценный опыт, два дня пролетели как один миг. «Мы кайфовали, интересно общались, радовались за своих товарищей-театралов из других коллективов, смотрели их работы, подмечая их изюминки и просто радовались возможности быть среди своих коллег», – признались ребята.
Вера Мухаметдинова
Софья Дивногорская, художественный руководитель и режиссёр театра «Ключ» (г. Набережные Челны):
– В качестве члена жюри я на фестивале второй раз. Я считаю, что такие творческие платформы должны быть обязательно, потому что без них каждый театр будет вариться в своём соку. «Театральные каникулы» – фестиваль, который объединяет ребят разного возраста, даёт им возможность пообщаться друг с другом, поучиться на мастер-классах, получить дальнейшее направление творческого развития и вообще получить то, ради чего они этим занимаются. А ещё этот фестиваль притягивает и нас, членов жюри, и участников, которые становятся его постоянными гостями. Потому что его лидер – Марина Корзун, которая держит фестиваль на высоком уровне.
Денис Тураханов, актёр театра «Коляда-Театр» (г. Екатеринбург):
– Фестиваль в Чайковском для меня – это возвращение в родные стены. Быть в жюри очень необычно, потому что на детских фестивалях я бываю редко. Для детей фестиваль – грандиозное событие, которое оставит яркий след на всю жизнь. Это ценно – обмениваться опытом с ребятами, которые так же живут театром, живут искусством.
Актёры театра-студии «Ровесник» (г. Березники):
– Мы приезжаем на фестиваль второй раз, нам здесь безумно нравится. Здесь создана тёплая творческая обстановка. Нам очень хотелось приехать в прошлом году, но не удалось из-за пандемии, поэтому мы вдвойне рады, что получилось. Ведь это такой классный опыт!
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее