В науку – со школьной скамьи
С головой окунулись в науку старшеклассники школы № 7, организовав увлекательное мероприятие – День науки, главным гостем которого стал давний и надёжный партнёр школы – ООО «ЭРИС». Сотрудники предприятия представили интерактивную выставку оборудования музейных экспонатов компании и провели образовательную практику «Наука на современном предприятии».
Одна восточная мудрость гласит: хочешь иметь хорошего преемника — стань хорошим наставником. Этой истины придерживается руководство ООО «ЭРИС». Предприятие, основываясь на многолетнем опыте разработки контрольно-измерительного оборудования, постоянно внедряет в своё производство инновационные технологии. При этом уделяет огромное внимание и образовательным программам, работая со школами, техникумами, колледжами и вузами, воспитывая будущую смену.
Со школьной скамьи
Школа № 7 – одна из первых, с кем предприятие начало сотрудничество, приглашая школьников, их родителей, педагогов к себе на экскурсии для знакомства с производством. Сегодня партнёрство с компанией «ЭРИС» давно уже вышло за экскурсионные рамки.
«Наши ребята проходят на предприятии практику, погружаясь в производственный процесс, основанный на наукоёмких технологиях, – дети там творят, реализуют себя, создавая свои проекты, используя мощности предприятия. Безусловно, материально-техническая база школы не сравнится с возможностями производства. Кроме того, школьники с помощью своих наставников-кураторов, роль которых выполняют инженеры компании «ЭРИС», пишут различного рода исследовательские работы, проекты, которые успешно представляют в том числе и на краевом уровне, – рассказывает директор школы № 7 Дмитрий Дядюков. – Это всё начало научной деятельности. Уже в школе ребята учатся понимать, что такое наука, осваивают формы работы».
День науки
День науки – увлекательное мероприятие, которое проходит в школе № 7 уже третий год подряд. Изначально его не планировали делать традиционным. Однако формат такого взаимодействия и вовлечения школьников в науку показала свою эффективность. И уже на следующий год День науки провели с добавлением новых форм.
Нынешнее мероприятие также встретило его участников новшествами. К привычным площадкам по химии, физике, биологии и математике в этом году добавилась новая площадка – информатика+астрономия.
«Мы здесь преследуем цель, которая больше близка не столько к профориентации школьников, сколько к их самоопределению. Несмотря на то, что площадки у нас разделены по предметам, формат мероприятия таков, что речь идёт не только о предметных знаниях, а также о формах и видах деятельности, и в итоге – о формировании метапредметных, предметных и личностных результатов, – отмечает Дмитрий Сергеевич. – Кроме того, отличительной и знаковой особенностью Дня науки является то, что готовят мероприятие сами школьники – десятиклассники, для них это образовательная практика. И в данном случае как раз процесс подготовки, включающий в себя выстраивание отношений между собой и с педагогами, крайне важен. Ну а для девятиклассников, которые здесь выступают в качестве зрителей и участников, День науки также является образовательной практикой, но в формате осмысления, наблюдения, начала самоопределения».
Чтобы школьникам определиться – в каком направлении дальше двигаться, есть прекрасная возможность попробовать себя на представленных площадках. На каждой из которых состоялись предметные состязания, школьные предметные лаборатории, а также представление результатов и индивидуальных проектов учащихся 9-11 классов.
От идеи – до модели
Школьники представляют немало проектов, многие из которых связаны с экологией. «Компания «ЭРИС» предоставила нам в пользование свои газоанализаторы, с помощью которых мы в разных частях города проверяли воздух на экологичность, – рассказывает учитель физики Ирина Кунгина. – Детям действительно интересно заниматься различного рода исследованиями. Используя только школьную базу, мы не можем доступно и наглядно объяснить и показать детям работу тех или иных физических законов, а предприятие значительно расширяет наши возможности, за что мы ему безмерно благодарны. Так, например, когда пришлось перейти на дистанционное обучение, мы вместе с инженерами «ЭРИС», используя оборудование предприятия, разработали онлайн-уроки для школьников, которые проводили прямо на производственных площадках, что стало для нас, как для педагогов, бесценным опытом».
Опыта и знаний набираются и сами школьники, работая бок о бок со специалистами предприятия. В День науки результат проектной деятельности представил ученик 11 класса Данил Веденёв, создавший вместе со своими одноклассниками проект Манэки-нэко, названный именем кота – японского талисмана удачи.
«Наш прототип представлен в виде чёрного кота – когда сотрудники приходят на работу на предприятие «ЭРИС», они отмечаются на входе, наш кот отмечает работников на семисегментном индикаторе, регулируя на табло число пришедших и ушедших сотрудников, а также машет им лапкой, желая удачи в работе. Мы подумали, что предприятию нужно такое интерактивное пространство, которое к тому же ещё и настроение будет поднимать. Для создания нашего проекта предприятие предоставило нам все материалы и программное обеспечение», – рассказывает Данил, делясь рабочими планами уже по другому проекту, который будет связан с установкой датчиков газоанализаторов.
Ну а пока кот Манэки-нэко каждый день приветствует сотрудников компании «ЭРИС», поднимая им настроение и желая удачи.
Делаем одно дело
Компания «ЭРИС» – главный гость и на Дне науки. Её сотрудники работают с детьми на предметных площадках, представляя образовательную практику «Наука на современном предприятии», а также каждый год радуют и удивляют школьников интерактивной выставкой, где представляют музейные экспонаты предприятия: газоанализаторы, метрологические, весовые, радиоэлектронные приборы и ещё много чего интересного.
Экскурсии по этому необычному музею проводят сами школьники совместно с сотрудниками предприятия.
«Я уже не раз проходила производственную практику на предприятии – мы, конечно, не выполняем весь тот функционал, который возложен на сотрудников, но тем не менее за счёт практики поближе познакомилась с различным оборудованием, приборами, – рассказывает одиннадцатиклассница Ульяна Колмакова, выступающая на Дне науки в качестве экскурсовода. – Интересно же увидеть, как с нуля, например, создаётся сенсор, как проходит тестирование, анализ, программирование, конструирование и прочее. Многие мои одноклассники проявляют к этому всему большую заинтересованность. Я, например, уже задумываюсь о том, чтобы по окончании вуза пойти работать в «ЭРИС».
И это вполне реально. Сегодня компания «ЭРИС», достигшая в производстве мирового уровня, является флагманом в подготовке будущих инженеров. И те масштабные образовательные проекты по мотивации и вовлечению школьников в мир науки, демонстрирующие молодёжи преимущества и перспективы инженерных профессий, во многом этому способствуют.
«Познакомился с компанией «ЭРИС», будучи студентом 3 курса вуза, – пришёл на практику, по окончании которой мне предложили остаться и работать на предприятии, я, конечно, согласился. Это был 2017 год, компания уже тогда активно сотрудничала в том числе и с вузами, привлекая студентов. Ведь довольно сложно найти в нашем направлении хорошего готового специалиста, поскольку многие уезжают в другие города и там остаются. Поэтому такое образовательное взаимодействие необходимо и выгодно обеим сторонам – и компании, и начинающему специалисту», – рассказывает Владимир Кожукало. Сегодня он работает системным администратором в компании «ЭРИС» и делится своим опытом, наработками со школьниками на лабораторных занятиях, отмечая какие отличные возможности и перспективы есть у сегодняшних ребят.
В рамках соглашения о социально-образовательном партнёрстве компания «ЭРИС» предоставляет не только свои производственные площади, но и старается в самих учебных заведениях создать комфортные условия для обучения детей, обновляя и технически оснащая учебные кабинеты, открывая в школах научные лаборатории.
«Формы взаимодействия самые разные, они появляются постепенно, по мере необходимости и развития наших учебных направлений. Исходя из этого «ЭРИС» раскрывает свои возможности, будучи, как и мы, заинтересованным в том, чтобы наши дети оставались в нашем городе, работали на наших предприятиях. И компания создаёт для этого все условия», – отметил директор школы № 7 Дмитрий Дядюков, выразив уверенность, что впереди будет ещё много совместных проектов, направленных на образование и развитие наших детей, ведь школа и производственные партнёры делают вместе одно дело.
Лидия Ломакина
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее