Пробуй. Думай. Выбирай!
Проект с таким посылом был презентован для восьмиклассников чайковских школ в начале апреля. Корреспондент газеты «Частный Интерес» побывала на третьем этапе проекта «ПроДуВКа» – профориентационном квесте
Здесь команды восьмиклассников из пяти школ нашего города – № 1, 7, 8, 11 и «НьюТон» – погрузились в мир профессий сферы культуры: актёр и режиссёр, художник и дизайнер, менеджер информационных ресурсов. Каждой профессии был посвящён интересный квест. Пройдя его, восьмиклассники, уже стоящие на пути профессионального самоопределения, познакомились с нюансами профессий, определяя для себя дальнейший путь.
Проект «ПроДуВка» стал победителем краевого конкурса проектов и реализуется при поддержке Министерства культуры Пермского края и Центра реализации проектов в сфере культуры. Профориентационный проект рассчитан на три месяца и включает в себя знакомство с циклом видеороликов, которые были сняты по результатам прошлогоднего проекта «Живая книга города», презентацию выставки «Выбор профессии – выбор будущего», которая прошла в конце апреля, серию квестов для знакомства с различными творческими профессиями и интеллектуальную игру «ТаланТЫ будущего».
Сфера культуры выбрана для проекта неслучайно. По словам директора Чайковской централизованной библиотечной системы Светланы Степанковой, которая является одним из инициаторов проекта, именно в данной области остро чувствуется нехватка профессионалов в Чайковском. «Мы озаботились вопросом, решив, что это будет полезно для нашей территории – ведь в Чайковском есть возможность обучиться разным профессиям, не уезжая в другие города. На наших мероприятиях у ребят есть возможность познакомиться с педагогами, а у преподавателей – обратить внимание на талантливых детей, рассказать об учебном заведении и своём курсе», – рассказывает она.
В прошлом году библиотекари уже запустили проект, который затрагивал важную для подрастающего поколения тему профессионального выбора. Проект «Живая книга города», созданный в рамках проекта «Чайковский, дай пять!», стал первым шагом на этом пути. Он познакомил ребят с людьми, успешными в ряде профессий. Проект «ПроДуВКа» стал логичным продолжением, но уже в расширенном формате, когда знакомство ребят происходит с полным погружением в творческую среду. В нём участвует Чайковское музыкальное училище, которое представляет широкий спектр творческих профессий, и Пермский колледж культуры – его педагоги проведут презентацию своего заведения на следующем квесте, который состоится 24 мая.
Ребята, которым интересны профессии данной сферы, на начальном этапе посмотрели в своих школах видеоролики, созданные по результатам прошлогоднего проекта. Представители пяти школ побывали на выставке «Выбор профессии – выбор будущего», которая и открыла проект «ПроДуВКа». Затем команды стали участниками первого квеста «СекреТЫ ПРОФессиИ», который познакомил их с тонкостями актёрского и режиссёрского ремесла (ведущим стал преподаватель кафедры актёрского мастерства Валерий Конев), а также показал необходимость психологического подхода к столь важному выбору (наставником ребят выступила Татьяна Жарова, психолог, специалист по профориентации чайковского филиала ПНИПУ).
Обе части познавательного квеста были выстроены с учётом интересов современных молодых людей. К примеру, вместе с Татьяной Юрьевной они анализировали отрывки художественных фильмов, в которых раскрывались тонкости психологического профессионального выбора героев. Вместе с тем ребята предлагали свои решения показанных проблемных моментов. Короткие необычные задания, предложенные ведущей, позволили участникам проекта мыслить шире и креативней. Несколько практических подсказок от опытного психолога ребята получили в подарок. Ведущий второй части Валерий Анатольевич расшевелил ребят подвижными творческими заданиями – никто не сидел на месте. Кто-то просто получал удовольствие от игрового тренинга, кому-то пришлось нелегко раскрывать себя, но каждый к концу часа, проведённого в актёрско-режиссёрской атмосфере, немного изменился, почувствовав внимание, дисциплину, интуицию, командную работу. Всё это, несомненно, пригодится ребятам, какую бы профессию в будущем они ни выбрали.
Практическая часть проекта «ПроДуВКа» успешно стартовала. Впереди ребят ждут ещё два квеста. Заключительным этапом проекта станет интеллектуальная игра «ТаланТы будущего», которая пройдёт 27 мая. Думаю, и взрослым – кураторам и авторам проекта, и самим ребятам будет интересно узнать, чем закончится эксперимент, который может стать началом профессионального пути.
Вера Мухаметдинова
Фото автора
Татьяна Юрьевна Жарова, психолог, заместитель директора по внеучебной работе чайковского филиала ПНИПУ:
– Как психолог я сопровождаю все этапы проекта, предполагающего знакомство с профессиями. Мне всегда интересно общаться с современной молодёжью, ведь только благодаря такому общению более старший человек может чувствовать время – как оно течёт, как меняется культурная составляющая, духовная сторона молодых людей, каковы их ценности, насколько поколение современных детей отличается от советской молодёжи. Мне давно интересна тема ресурсов человека – саморазвитие, творческий потенциал. Интересно наблюдать, как современные ребята понимают выбор профессии, как выбирают область, которой хотят себя посвятить. Есть у них тенденция рассчитывать на интерфейсы, которые в будущем будут делать выбор за них, в том числе профессиональный. Владение современными технологиями даёт им такую уверенность. При этом, когда они размышляют спонтанно, в экстренных ситуациях, вскрывается их глубокая человеческая суть. Сегодня в техническом вопросе, когда нужно было дать название интересным текстам с молодёжной проблематикой, ребята демонстрировали глубокое уважение, эмпатию, интерес к старшему поколению. В их размышлениях появлялись философские выводы о том, что при любом выборе профессии главным остаются человеческие ценности. Это было очень трепетно.
Валерий Анатольевич Конев, преподаватель актёрского отделения Чайковского музыкального училища:
– Цель проекта в целом – сориентировать ребят, какими творческими профессиями можно овладеть, не выезжая за пределы Чайковского. А в нашем небольшом, но очень красивом городе, имеющем хорошие культурные традиции, есть большой выбор профессий: художник, музыкант, актёр, режиссёр, дизайнер и ещё много чего интересного. В этом преимущество нашего города. В музучилище ребята попадают в уникальную среду – учась на одном отделении, они соприкасаются и с другими видами искусства. Интеграция происходит везде – на концертах, занятиях, общих мероприятиях. Ребята общаются, дружат, влюбляются… Они впитывают дух разных видов искусства, что, несомненно, обогащает человека. Я считаю это правильным направлением, и мне нравится здесь пребывать. Я не ставил себе цель – привлечь школьников в нашу профессию. Тренинг, который ребята прошли сегодня, не направлен лишь на развитие актёрских способностей. Он направлен на развитие элементов жизненного действия: внимания, воображения, памяти – а это пригодится в любой профессии. Посмотрите на тренинги, которые проводят для представителей бизнеса. Они основаны на наших, актёрских, упражнениях. Тренинг – это настрой на позитив! Сегодня школьники ушли с занятия, приобретя положительные качества, ощутив человеческий подъём. Это отметили эксперты, в качестве которых выступали мои студенты.
Екатерина Ерашова, 8 класс, школа № 1:
– Перед тем, как принять участие в проекте «ПроДуВка», нашу группу познакомили с различными ресурсами, которые могут повлиять на выбор профессии. Мне интересно творческое направление – сейчас я учусь в музыкальной школе и после девятого класса буду поступать в музучилище на хоровое дирижёрское отделение, хочу стать учителем музыки. Сегодня на занятии с психологом я проверила гибкость ума, как могу придумывать различные версии выхода из сложной ситуации. Думаю, поиск вариантов, приносящих благо, поможет мне в будущей профессии. Учитель не может знать реакции всех детей, поэтому ему важно научиться найти самые интересные и привлекательные варианты уроков. Вторая часть помогла раскрыться актёрской стороне моей личности. Было непросто, но очень интересно. Я представила, что это мой звёздный час.
Меланья Лелюк, 8 класс, школа № 8:
– Я обожаю ходить на мероприятия, от которых веет хоть каким-то творческим потенциалом. Это привело меня в прошлом году на занятие проекта «Живая книга города», где Валерий Конев рассказывал о себе и выборе жизненного пути. Было очень интересно. Могу сказать, что новый проект этого года ещё ярче проявляет себя. Сегодняшние квесты – это лучшее, на что я ходила. Формат очень интересный. Мы не просто сидели и слушали, а были вовлечены в общение. В первой части мне очень понравилась ведущая, я узнала много нового, открыла для себя интересные факты – к примеру, о пользе запахов и их воздействии на мозг. И всё это из простых заданий, которые занимают пару минут. Творческие тренинговые задания я уже проходила на актёрских курсах. Было очень приятно почувствовать себя в этой атмосфере снова. И несмотря на то, что задания были те же самые, ощущения были уже другие. В очередной раз поняла – без творчества мне не выжить. И сделала для себя в голове пометку – может быть, выбор профессии падёт на актёрское искусство. Пока до конца не решила.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее