Из Чайковского – в Страну Гончарию
В жизни Анны Егоровой гончарное дело появилось не так давно, но чайковская мастерица уже преуспела в своём ремесле. Для неё сегодня это и хобби, и любимая работа. Корреспондент «ЧИ» побывала в мастерской у гончара и узнала тайну её изделий
Анна Егорова работает в Центре ремёсел Чайковского центра развития культуры, руководит студией декоративно-прикладного творчества «Страна Гончария». Здесь же обустроена её гончарная мастерская.
«С глиной я познакомилась, учась в колледже на мастера декоративно-прикладного искусства. Занималась многими ремёслами, пробовала себя в различных направлениях, но более всего привлекла меня глина. Продолжив обучение в удмуртском госуниверситете, я попробовала поработать на гончарном круге, и уже тогда у меня не осталось никаких сомнений в том, что хочу заниматься гончарством», – рассказывает Анна.
В родном Чайковском, в Центре ремёсел, тогда как раз были организованы курсы по керамике, на которые пришла и Анна Егорова. Под чутким руководством великолепного мастера, заведующего отделением детской школы искусств Игоря Кузнецова, Анна делала свои первые, но уже осознанные и уверенные шаги в познании гончарного промысла.
«Мало того, что она усвоила все технические процессы изготовления гончарных изделий, Анна Егорова их совершенствует, трансформируя в современную культуру, обладая сегодня высочайшим уровнем мастерства», – отметила руководитель Центра ремёсел Татьяна Юрьева.
Сегодня гончарное ремесло продвигается и в детские ремесленные мастерские, открытые в разных территориях Чайковского округа при сельских домах культуры. Наиболее активно гончарство сегодня развивается в Марковском, Уральском, Ольховском и Большебукорском сельских поселениях. Методисты домов культуры проходят обучающие курсы под руководством Анны Егоровой и делятся своими наработками уже у себя в селе. Причём интерес к гончарству возникает не только у детей, и взрослое население хочет попробовать себя в этом искусстве.
Как рассказывает Татьяна Юрьева, в давние времена гончарство не было особо характерно для нашей территории. У нас активно развивались ткачество и деревообработка. Хотя глинобитные печи были повсеместно. А в селе Сайгатка, согласно архивным данным, были две гончарные мастерские – изделия в то время, конечно, изготавливали самые простые, в большинстве своём кухонную утварь.
Сегодня в современной гончарной мастерской Анны Егоровой всё по-другому. На стеллажах красуются и глиняные тарелочки, и вазы, и кувшины, и даже подсвечники. Анна с удовольствием рассказывает о каждом предмете, с улыбкой беря в руки своё самое первое изделие, выполненное на гончарном круге.
«Оно почти родилось, на круге, правда, осталось совсем немного глины, всё остальное сломалось. Но я довела всё равно до конечного результата, пусть это и небольшое, может, даже несуразное изделие, но оно первое и очень ценное для меня, потому занимает достойное место у меня в мастерской, – рассказывает Анна. – Потом я начала пробовать делать изделия более объёмные, это оказалось совсем не просто, руки не слушались. Надо не только много сил, но и терпения и времени, а самое главное – желания».
Во время рассказа мастерица уже подготавливает глину для нового изделия. Кстати, успех готового изделия во многом как раз зависит от правильно подготовленной к работе глины. Как подмечает Анна, чем лучше глину перемять, тем она будет послушнее.
Вот Анна уже садится за любимый гончарный круг. В её руках глина буквально оживает.
«Здесь важно не полагаться целиком и полностью на устройство, нужно чувствовать глину руками. Плавно, без резких движений, не спеша поймать баланс – тогда дело пойдёт хорошо», – продолжает рассказывать Анна Егорова и тут же демонстрирует свой талант.
Глина начинает «танцевать» и мгновенно приобретает нужную форму. Опытный гончар из влажной, хорошо вымешанной массы за считанные минуты делает тарелочку.
Эта тарелочка – одна из сувенирного набора, которые готовит наша мастерица ко Дню города. Но работа над ней только началась. Впереди ещё процесс обжига и декорирования. Кстати, несколько таких сувенирных наборов уже готовы. Смотришь на них, и искренне радуешься за будущих обладателей таких глиняных шедевров.
Анна рассказывает, что и дома семья пользуется исключительно глиняной посудой, изготовленной, конечно, собственными руками: «Глиняная посуда очень функциональна и практична, её спокойно можно ставить в микроволновку, и в посудомоечной машине изделия себя прекрасно чувствуют, ну а пользоваться глиняной посудой – это действительно одно удовольствие».
Дома у Анны установлен гончарный круг, за которым она может работать часами, забывая о времени. Пробуют себя в гончарстве и её дети – старшие сыновья Максим и Илья, и даже четырёхлетняя дочка Полина.
В Центре ремёсел под руководством Анны Егоровой проходят мастер-классы и обучающие занятия по гончарному искусству – для этого в центре есть всё: оборудованная современная мастерская, муфельная печь, гончарные круги, весь необходимый инструмент. С таких занятий ни один участник не уходит с пустыми руками – вдобавок к невероятным эмоциям все получают изделие, которое сделали только что сами.
Анна Егорова старается не только научить других, обучается и сама. Она не из тех, кто останавливается на достигнутом. Анна продолжает самосовершенствоваться в любимом деле, изучает новые методики на примере других керамистов, пробует их применить, стремясь к изготовлению более сложных изделий, например, напольных ваз. И пусть говорят, что гончар – мужская профессия. Анна своим примером доказала, что глина любит и женские руки.
Лидия Ломакина
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее