В Чайковском День речника отметили парадом судов
Спустя полвека по камской акватории вновь праздничным парадом прошли теплоходы
В минувшие выходные чайковские работники речного и морского флота - представители самой романтичной профессии - отметили свой профессиональный праздник.
«Теплоходный гудок разбудил городок…..» - строки известной песни «На теплоходе музыка играет» очень подошли бы воскресному утру нашего города. На причале собрались жители и гости Чайковского, привлечённые необычной афишей: 3 июля в 11.00 состоится парад судов. Посмотреть на зрелищное шоу был рад и стар, и млад: люди почтенного возраста вспоминали подобное мероприятие, которое было популярно в Чайковском ещё в 70-х годах прошлого века, а малышей привлекали размеры и мощь речных красавцев-тружеников, подающих громкие приветственные сигналы.
Пусть пока небольшой, но всё же парад! Первые шаги к возрождению традиции предприняла инициативная группа Совета микрорайона «Портовый» во главе с Ириной Петровой, для которой сделать такой парад ежегодным – заветная мечта. «Будем верить, что со следующего года на обновлённой набережной парад судов пройдёт в большем масштабе: задействуем ещё и маломерные суда, по возможности», - отметила Ирина Сергеевна.
Под громкие овации зрителей в акватории Речного порта показались четыре теплохода: внушительные «Шлюзовой-46» и «Путейский-409», чуть менее массивные «Гагара», «Путейский-63» и катер «Ника». Этот подарок чайковцам сделали Чайковский шлюз (филиал ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей») и АО «Чайковская РЭБ флота», а также индивидуальный предприниматель Иван Васильевич Брюхов. Капитаны каждого судна приветливо махали рукой зрителям, принимая поздравления с Днём работников речного и морского флота России, который ежегодно отмечается в первое воскресенье июля.
Теплоходные гудки и сигнальные ракеты возвестили об окончании парада судов и продолжении праздничных мероприятий. Зрители и виновники торжества – работники и ветераны речного флота – переместились в Чайковский парк культуры и отдыха, где речники принимали поздравления уже в официальной обстановке. А на смену чайковским судам в наш город прибыл туристический теплоход «Василий Чапаев», словно поздравляя речников нашего города с таким замечательным праздником.
На речном причале разместилась выставка художественных работ студентов Чайковского музыкального училища на речную тематику, а также творческие работы местных умельцев. Концертную программу подготовил Многопрофильный молодёжный центр.
На сцене в Парке культуры и отдыха юные задорные моряки и морячки – участники концертной программы – украсили торжественную часть, в которой отметили самых ответственных работников и ветеранов этой отрасли. Судоремонтники и мотористы, капитаны и рулевые – поздравления в этот день получали все те, кто связан с работой как на самих судах, так и в порту, на шлюзе. Речники в белоснежных рубашках с нашивками, фирменных фуражках, в приподнятом настроении стали главными героями этого дня: с ними фотографировались, их обнимали, им говорили тёплые слова и пожелания.
Праздник работников речного и морского флота в Чайковском возвращает былую масштабность и популярность. И, как говорят сами речники, хочется надеяться на возрождение и самого флота!
Вера Мухаметдинова
Фото автора
Немного истории
Ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота в Чайковском задумывалась сразу, как довольно крупное предприятие. Её строительство началось в 1958 году. В 1961 году РЭБ флота была утверждена, как самостоятельное предприятие. Первая зимовка судов проходила в нижнем подходном канале Воткинского гидроузла.
До пуска в эксплуатацию цехов производственной базой предприятия была плавмастерская. Постепенно база расширялась, строилось жильё и производственные помещения, предприятие пополнялось новым флотом.
В 1973 году был построен первый буксир-плотовод. Позже база флота полностью освоила новое судостроение и перешла на серийное производство. В 1975 году было начато строительство судосборочного цеха и реконструкция слипа, оснастка для строительства большегрузных барж. Со временем ремонтный завод превратился по сути в строительный завод – на нём по заказу Военно-морского флота изготавливали даже понтонные плавучие причалы для подводных лодок.
Примерно одна треть флота Камского речного пароходства обслуживалась, ремонтировалась и отстаивалась на зимовку именно здесь – в Чайковском. Сюда же направлялись новые корабли, приобретаемые пароходством – румынские «Волго-Доны», венгерские «Дунайские» и «ОТ», чешские сухогрузы. И это, не считая судов отечественной постройки. Здесь же швартовались скоростные теплоходы – «Ракеты», «Метеоры», «Восходы». До 130 единиц судов находились на техническом обслуживании Чайковской РЭБ флота.
Олег Раисович Хайруллин, начальник Чайковского шлюза:
- Вся моя жизнь связана с флотом. Окончил Пермское речное училище и дошёл по всем ступеням до капитана. Был главным инженером в РЭБе, затем на шлюзе. Запомнилась работа на судне «Мишель» под иностранным флагом. Это морской балкер без ограничения района плавания (прим.ред: балкер – специализированное судно для перевозки груза насыпью(например, зерно, уголь и т.д.). Благодаря своей профессии всё повидал, везде побывал. Вспоминается мощь чайковского флота. Когда я в 1980-м году пришёл на работу в РЭБ, там было трудоустроено три тысячи человек. Сейчас ситуация другая. Но хочу отметить, что уже три года подряд судопропуск на чайковском шлюзе становится всё выше и выше. Видимо, речное пароходство идёт по пути развития. Сейчас Чайковский шлюз является филиалом пермского предприятия «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей». Когда я поведал руководству о планах возродить парад судов, они одобрили. Сказали, что в Перми такого нет. Получается, мы первопроходцы!
Михаил Васильевич Клещёв, старший механик Чайковской РЭБ (ныне предприятие «Камский судоремонт»):
- В общей сложности отработал в этой сфере пятьдесят лет. Окончил Пермское речное училище и в 1970 году приехал в Чайковский. Работал на разных судах – сначала на речных, после 90-х – на морских. Получив практику морских походов, перешёл в Российский речной регистр, где 17 лет проработал экспертом, то есть наблюдал за эксплуатацией судов, контролировал их техническую часть. Оттуда ушёл на пенсию. По сей день продолжаю работать старшим механиком. В 70-х шло бурное развитие речной отрасли – ежегодно получали по тридцать новых судов, которые для нас строили в Венгрии, Румынии, Болгарии. Развивали и российское судостроение. В 1975 году начали строить плотоводы, позже баржи. Сейчас РЭБ не строит, только ремонтирует. С удовольствием вспоминаю, как на РЭБе до сотни судов обслуживали – работа кипела. Сейчас масштабы уменьшились, в зиму на обслуживание приходит судов пять-шесть. Сегодня приятно встретиться со своими товарищами, с кем начинали работать. Отличный день!
Олег Николаевич Серов, бывший начальник Чайковского шлюза:
- Два с половиной года назад я ушёл на пенсию, но всю жизнь связал с речной стихией. Вспоминаю 80-е годы: матушка Кама у нас бурлила и кипела от судоходства. Сейчас Кама, по сравнению с тем временем, свободная, тихая. Помню, тогда суда стояли в очереди на шлюзование. Мне хочется верить, что наступит день – пусть не сегодня, не завтра – и Кама возродится, наполнится теплоходами, людьми, буями и береговыми знаками, которых почти не осталось. Хочу от всего сердца поздравить ветеранов с профессиональным праздником и пожелать здоровья – остальное приложится! Молодым специалистам речного флота – капитанам, рулевым, мотористам, людям, работающим на земснарядах в порту, - успехов в труде! Подготовьте следующее поколение девчат и ребят, которые будут работать на Каме.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее