Там, где сердце пармы
На прошлой неделе состоялась премьера масштабного исторического фильма «Сердце пармы», снятого режиссёром Антоном Мегердичевым по одноимённому роману пермского писателя Алексея Иванова. Большая часть фильма снималась в Пермском крае
Там, где находится самое сердце пармы (по объяснению Алексея Иванова, парма – плосковершинные гряды, покрытые елово-пихтовыми лесами и густым мхом), там, где до сих пор стоят декорации, оставленные съёмочной группой на «забаву туристам», там, где щемит сердце от величественных уральских просторов, бурной реки и горных гряд, мне удалось побывать весной прошлого года. Невероятной красоты место раскинулось на берегу реки Косьвы недалеко от небольшого городка Губахи – именно там снимались многие сцены фильма, показывающие центр древней Перми – поселение Чердынь. Виды там первозданно красивые, за что и приглянулись режиссёру новой исторической кинокартины «Сердце пармы», премьера которой состоялась 6 октября в КЦ «Кама».
Весьма любопытно было увидеть фильм, в котором – в массовых сценах – приняли участие и губахинцы. От местных жителей я тогда услышала множество забавных историй. О том, как некоторые из них специально меняли свой образ для роли – головы брили да бороды отращивали. О том, что одевали актёров в одежды, сшитые из натуральных материалов – льна, хлопка, шерсти и меха, чтобы достичь стопроцентного погружения во времена древней, языческой ещё пармы. О том, как молодая мать из Губахи разрешила искупать своего младенца-сына в чане со святой водой в сцене крещения. А вокруг-то осень холодная, уральская! И вот теперь, сидя в кинозале, я обрабатывала полученные ранее впечатления, примеряя их на новую киноленту.
Скажу честно: фильм захватил меня целиком и полностью! Не сразу вникаешь, конечно, в водоворот событий. Потому что уж больно диковинные имена у героев – коренных жителей пармы, которые и говорят-то на незнакомом нам языке. Да и не настолько хорошо знаем мы историю земель пермских, чтобы сходу стать соучастником происходящего на экране. Однако постепенно сюжет затягивает. И почти три часа пролетают как один миг.
Если коротко, то суть такова: русский князь Михаил (Михан) и юная Тиче — дети разных народов, миров и богов. Их любовь начинается в детстве, когда, дотронувшись до идола вогулов Золотой бабы, Тиче становится ламией, шаманкой и оборотнем. Годы разлучают влюблённых Михана (актёр Александр Кузнецов) и Тиче (актриса Елена Ербакова), однако брак написан им на роду и завещан перед смертью её отцом.
Их любовь, проходя через годы, проведённые на расстоянии, кажется невозможной, но преодолевает все запреты при встрече, запуская маховик роковых событий. Лиричная линия любви двух верных сердец переплетается с событиями, давшими начало объединению русских земель. Под натиском сильнейших московских войск объединяются – пусть и не сразу – под предводительством русского князя Михаила разные народы, живущие здесь, – и христиане, и язычники. Однако после неравной схватки Михаил попадает в плен. В Москве Иоанн Грозный (актёр Сергей Бондарчук) объясняет Михаилу, что хочет видеть русский народ сильным и единым, а потому просит подчиниться Москве и стать частью могучего рода русского.
Фильм наполнен мистическими смыслами, распространёнными в среде язычников. Здесь и обряды, и колдовство, и бессмертие некоторых героев. Взять, к примеру, мастера на все руки Калину (актёр Владимир Свирский). В фильме он выступает в роли рассказчика и несколько раз умирает, оказываясь потом живым. Всё дело в том, что он проклят, – не умрёт, пока цели своей не достигнет. Как и заклятый враг Михаила Асыка (актёр Валентин Цзин), вождь вогулов. Со всеми «необычностями» прекрасно уживаются русский князь и его подданные. Чему был страшно удивлён епископ Иона (актёр Евгений Миронов), приехавший из Москвы крестить «неразумных» обитателей земли пермской. Религиозная линия, к слову, играет одну из центральных в хитросплетениях сюжета.
Минимум компьютерной графики, максимум съёмок массовки – как в батальных, так и мирных сценах. Большой плюс съёмочной группе, сумевшей великолепно раскрыть характеры героев, показав их максимально правдиво. Помогла созданию атмосферности и уральская природа, во всей красе предстающая зрителю с разных ракурсов. С высоты мы сопровождаем могучего сокола, летящего над пармой. На земле проходим по берегам бурной реки, несущей мощным потоком кусочки льда, плутаем в лабиринтах скал, отдыхаем у подножия холмов.
Стоит отметить великолепный актёрский состав – благодаря отличной игре отвлекаться не хочется. Да и сюжет прописан таким образом, что нет чёткого деления на отрицательных и положительных героев. В какие-то моменты «плохие» парни поступают по-честному, вставая на защиту вчерашнему врагу. А вот «хорошие» могут и подвести.
В общем, фильм обязателен к просмотру. Обратите внимание на возрастное ограничение 16+, связанное с обилием кровопролитных батальных сцен и любовных моментов. Мне же сразу захотелось прочитать роман Алексея Иванова «Сердце пармы» – прикоснуться, так сказать, к первоисточнику. Тем более что с автором я уже немного знакома. Мне удалось побывать на творческой встрече с ним в Воткинске. С той встречи я увезла восхищение, вызванное разноплановостью писателя, и подписанный Ивановым экземпляр романа «Общага-на-крови». Теперь примусь за парму!
Вера Мухаметдинова
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее