Бывших железнодорожников не бывает


Рубрика: Новости сайта
Среда,02.11.2022
Бывших железнодорожников не бывает
Всё началось со звонка в редакцию «Частного Интереса». «Почему вы совсем не рассказываете о чайковских железнодорожниках?» – спросили нас. Исправляемся – с удовольствием расскажем о ветеранах-железнодорожниках, тружениках станции Сайгатка


Железнодорожная станция Сайгатка в городе Чайковском – конечный пункт тупиковой однопутной железнодорожной линии протяжённостью 48 км. Датой официального открытия станции считается 15 марта 1962 года. Именно в этот день сюда прибыл первый грузовой состав, привезший стройматериалы и оборудование для Воткинской ГЭС.


«Сайгатку принимают!»

Эта фраза, прозвучавшая в семье Чукавиных, полностью изменила жизнь их семьи. Супруги Владимир и Тамара тогда проживали на станции Лоза (Удмуртия), муж работал в леспромхозе, а супруга – товарным кассиром на железнодорожной станции. Поскольку в леспромхозе были проблемы с работой, Владимир Александрович уехал в Чайковский буквально на следующий же день после открытия станции Сайгатка, работал приёмосдатчиком, заведовал товарной конторой.


Вслед за супругом, через несколько дней приехала в Чайковский и Тамара Ивановна.


«Ехала на перекладных через Кварсу. Довезли меня до Уральской, вышла, осмотрелась, паровозных гудков не слышно – куда, думаю, приехала, где здесь станция? Спросила у прохожих, объяснили, как доехать. Вышла из автобуса у техникума и услышала знакомые гудки, на их звук и пошла. Муж встретил, показал, где будем работать, где жить, пообедали с ним в пятой столовой, и я вернулась обратно», – рассказывает наша собеседница о своём первом знакомстве с городом.


И месяца не прошло с открытия станции, как Тамара Ивановна уже там работала. С прежнего места её переводом направили на Сайгатку.


«На железную дорогу пришла работать ещё в 1949 году, мне тогда было 18 лет, работала стрелочницей на путях. Мечтала быть дежурной по станции, а меня отправили учиться на курсы билетных кассиров. Вот так и проработала всю жизнь, до самой пенсии, и после ещё несколько лет работала, с 1962 года по 1993 год, последние годы работала старшим билетным кассиром», – рассказывает Тамара Ивановна Чукавина.


Вспоминает, как непросто ей давались поначалу счёты, поэтому старалась всё считать в уме. Со временем и со счётами, конечно, научилась работать, а вот привычка считать в уме сохранилась и не подводит по сей день.


«Пока билеты выписываю, в уме уже посчитала их стоимость. По привычке и в магазине, пока взвешивают, я уже всё высчитала сама. Вообще, работа очень нравилась – постоянное общение с людьми, пассажиропоток ведь был большой, мы продавали билеты по всем направлениям, надо было грамотно подобрать пассажиру маршрут, чтобы ему максимально комфортно, без временных потерь добраться до конечного маршрута, это очень ответственно», – рассказывает о своей работе Тамара Ивановна.


По воспоминаниям нашей собеседницы, жизнь на железнодорожном вокзале раньше бурлила. Ежедневно ходил пригородный поезд «Ижевск – Сайгатка», потом появился прицепной вагон до Москвы, что было очень удобно для пассажиров – сразу из Чайковского без каких-либо пересадок можно было доехать до столицы. Кроме того, на протяжении нескольких лет ходил полноценный поезд «Пермь – Сайгатка», который тоже пользовался большим спросом у пассажиров. Сейчас от всей этой пассажирской бурной жизни остался лишь пригородный поезд до Ижевска, который отправляется каждое утро с первого пути станции Сайгатка.


Тамара Ивановна давно на пенсии, ей уже 91 год. В её трудовой книжке всего два штампа – в 1949 году принята на работу, в 1993 году уволена. Воспитала четырёх достойных дочерей, которые сегодня для неё уверенный тыл и опора, муж, к сожалению, рано ушёл из жизни, во всём помогала мама.


Как и в молодости, Тамара Ивановна старается жить активно, ежедневные прогулки сочетает со скандинавской ходьбой. Одно из давних увлечений – кроссворды и судоку. На её столе и сегодня лежат журналы с интеллектуальными заданиями, и, конечно, еженедельник «Частный Интерес» – Тамара Ивановна является постоянной участницей конкурса кроссвордов и многократной победительницей.


От стрелочницы до товарного кассира

Железная дорога прочно вошла в жизнь и Татьяны Васильевны Кучевасовой, которую железнодорожные пути также привели в Чайковский.


Татьяна Васильевна проработала на станции Сайгатка 35 лет. Её бесценный опыт включает в себя все должности – от стрелочницы до приёмосдатчика и товарного кассира. Отмечает для себя, что, наверное, всё-таки самым сложным было, именно в физическом плане, это работа на путях стрелочницей.


«Раньше это был абсолютно ручной труд, это сейчас всё автоматизировано. По команде дежурного по станции надо сделать стрелочный перевод, сам баланс, который нужно перевести, весит порядка 16 кг, так что физически это непросто. Особенно в зимний период, когда буран заметает и рельсы, и стрелки, всё это нужно почистить, в ход идут и скребки, и метёлки. На обслуживании у каждого было по несколько стрелок. Например, здесь, на Сайгатке, у нас было два поста – один под горбатым мостом, там пять стрелок, и пост в сторону Завокзального, там около 10 стрелок, их обслуживали два человека. За смену бывало, что до 15 переводов сделаешь», – рассказывает об особенностях работы Татьяна Васильевна.


Окончив техникум, перешла работать в товарную контору. Грузопоток на станции Сайгатка по тем временам был очень большим. Работая приёмосдатчиком, товарным кассиром, в день приходилось принимать по несколько составов.


«Город тогда же строился, принимали по 40 вагонов со стройматериалами и товарами народного потребления. В любую погоду, день, ночь – стоишь и принимаешь разгрузку или погрузку. На базы ОРСа, РЭБа, торга, райпо шли грузы, у каждой базы был свой подъездной путь. На Воткинскую ГЭС вагонами шли лопасти и трансформаторы, много техники приходило по железной дороге для немецких застройщиков жилых домов и т. д. Кроме того, и из города отправлялось много грузов – лес, ткани, железобетонные изделия, металлолом, газовые плиты. Важно было не только грамотно оформить документацию, но и правильно загрузить, тот же лес – была определённая схема, чтобы брёвна не развалились, и так по каждому виду груза. Как нам говорило руководство, мы должны знать больше, чем начальник станции. И мы знали, и знания наши проверяли, экзамены сдавали, аттестацию проходили, так что работа более чем серьёзная», – пояснила Татьяна Васильевна.


С невероятным объёмом работы, с огромным грузом ответственности справлялся небольшой, но надёжный коллектив: Инна Васильевна Каруба – старший товарный кассир, товарные кассиры – Валентина Ивановна Раткевич, Тамара Макаровна Липина, Валентина Михайловна Корепанова Алевтина Дмитриевна Силантьева, приёмосдатчики – Любовь Ефимовна Лузина, Нина Сергеевна Юкина, Людмила Васильевна Абрамова, Нина Васильевна Куликова, Надежда Александровна Скворцова, а также Елена Валерьевна Уварова, которая с 2003 года является начальником станции Сайгатка.


Со временем автоперевозки начали постепенно вытеснять железнодорожные перевозки, тем не менее железная дорога остаётся востребованной и сегодня, станция Сайгатка является неотъемлемой частью этой большой железнодорожной жизни.


Сайгатка живёт и работает

Конечно, сейчас не те объёмы грузоперевозок. Дежурной по станции Сайгатка Любови Борисовне Ворончихиной есть с чем сравнивать. Она работает на станции с 1980 года.


Её задача – скоординировать работу станции, принять состав, расформировать его по тупиковым подъездным путям, затем снова собрать и отправить. Казалось бы, всё легко и просто. Но на самом деле очень ответственная и трудоёмкая работа. Всё движение станции можно увидеть на специальном стенде, который в ведении Любови Борисовны – здесь она принимает поезда и отправляет их, разделяет вагоны по подъездным путям, на этом же стенде делает стрелочные переводы.


«Объём грузоперевозок в месяц составляет порядка 10 тысяч тонн. К нам идут грузы с цементом для «Стройдетали», с комбикормом для птицефабрики, работаем с Воткинской ГЭС, это если говорить о крупных предприятиях, много работает небольших организаций, которые тоже пользуются услугами железнодорожных перевозок. Как и раньше, отправляем грузы из Чайковского – лес, металлолом, кирпич», – рассказывает Любовь Васильевна, в то же время с грустью показывая разобранные рельсы со многих подъездных путей, полностью разобрали подъезд к текстильному комбинату, к бывшим торговым базам и другие.


Здесь же, на станции Сайгатка, оборудована ремонтная база для тепловозов, которые привозят сюда со всей страны.


Любовь Борисовна провожает в путь и единственный оставшийся пригородный поезд «Ижевск – Сайгатка», который каждое утро уходит с первого пути.


Любовь Борисовна уже семь лет, как на пенсии, но работу пока не оставляет, передаёт свой опыт и навыки молодому поколению.


Как отмечают наши собеседницы, так уж получается, что придя однажды на железную дорогу работать, не можешь с ней расстаться, здесь взрослеешь, становишься более ответственным и открытым для людей. И только те, кто всё это прочувствовал, пропустил через своё сердце, остаются работать на дороге, связывая с ней свою судьбу.


Мы благодарим за профессионализм, самоотдачу и преданность избранному делу ветеранов-тружеников всех отраслей. Вы являетесь для нас примером того, как надо относиться к своей работе, к окружающим людям, как ценить и беречь свои семьи. Желаем вам крепкого здоровья, душевного тепла и радостных дней!


Лидия Ломакина

Фото из архива героинь статьи






Просмотров: 301


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам