МастерГраду жить!
Двенадцатого ноября в нашем городе, на базе Чайковского техникума промышленных технологий и управления, состоялась интерактивная образовательная игра «МастерГрад – город профессий для детей»
Игра проходила в одиннадцатый раз. Но после длительного, в два года, перерыва. В одном месте собрались 28 мастеров с волонтёрами, которые рассредоточились по двум зданиям ЧТПТиУ, и организовали маленькие 25-минутные мастерские для детей 2-4 классов. В игре использовались игровые деньги «ричики», которые можно было заработать маленьким гражданам МастерГрада. Но сначала они должны были заплатить за своё обучение. В общем, всё как в жизни.
На игру пришли более 500 школьников из городских и сельских образовательных организаций. На входе всех ребят встречали волонтёры, которые отводили граждан МастерГрада в паспортно-визовую службу. Там они получали свой индивидуальный паспорт. С этим документом им предстояло совершить путешествие по мастерским, чтобы познакомиться с профессиями, которые они сами выбрали.
И тут возникало первое испытание для детей – оторваться от родителей. У кого-то оно происходило легко. Ребёнок говорил «папа, пока» и с удовольствием бежал в новое пространство. А кому-то это давалось очень трудно. И детям, и родителям. А по условиям игры МастерГрад – город, который посещают только дети. И тут на помощь приходили тьюторы – педагоги, которые были специально обучены, чтобы сопровождать детей в трудных ситуациях. А таких ситуаций было великое множество. Вот несколько примеров. Потерял паспорт (а без паспорта не пройти в мастерскую), расстроился, готов выйти из игры. Тьютор обсуждает с ребёнком возникшую трудность, ребёнок находит решение. Кто-то не может никак попасть в мастерскую, которая очень привлекает, там большая очередь. Что делать? Тьютор вместе с ребёнком рассматривает возможные варианты поведения. Кто-то долго стоит у карты, хочет понять, куда выгоднее пойти, где можно больше заработать «денег». Тьютор подходит к ребёнку и спрашивает, нужна ли ему помощь. Если да, начинается диалог, прямо здесь, у карты…
Карты вывешены на всех этажах. Они яркие, красочные, с картинками, по которым можно догадаться, в чём суть конкретной профессии. Ещё из карты можно узнать: какие мастерские работают, в каком корпусе, в какой аудитории, сколько нужно заплатить за обучение, сколько можно заработать. Главное, уметь извлечь эту информацию. И это – тоже серьёзное образовательное испытание – найти нужную информацию, найти нужное место, обратиться за помощью к другому человеку с вопросом, сформулировать вопрос и получить на него ответ.
Игра заканчивается тем, что граждане МастерГрада обменивают свои заработанные «деньги» в Банке на реальные бонусы – билеты в кино и на дискотеку, канцтовары и шоколад. Ну а кто совсем мало заработал, может обменять свой небольшой заработок на чупа-чупс. И здесь тьюторы спрашивают, может быть, ребёнок хочет ещё поработать, чтобы бонус был посолиднее? Решение принимает САМ ребёнок. Эта фраза – главная для игры. Участник игры САМ выбирает стратегию своего поведения – посещать интересные профессии, которые САМ выбрал или ходить в те мастерские, которые позволяют много заработать. Ведь это не всегда совпадает. Он САМ решает, сколько времени он будет участвовать в игре – шесть часов или только два. Ребёнок определяется с тем, будет он ходить вместе с друзьями по мастерским, или по СВОЕМУ маршруту. Вся игра построена на том, чтобы ребёнок в безопасном пространстве, где много сопровождающих, нарабатывал опыт самостоятельности.
Безопасность пространства обеспечивалась большим количеством взрослых, которые организуют игру. В первую очередь это мастера – люди, которые проявили готовность с любовью и заинтересованностью представлять свою профессию на понятном для детей языке, с понятными для маленьких граждан действиями. Это настоящие энтузиасты, которые согласились в субботний день совершить очень непростые действия – 10-12 раз провести одну и ту же мастерскую. Даже учитель в школе проводит не более 6 уроков. А тут … серьёзное испытание. Но как написала одна из мастеров, «горящие глаза детей снимали усталость и добавляли энергии».
Важную роль в игре выполняли волонтёры. Ими были студенты наших учреждений среднего профессионального образования. На каждом этаже, в каждой мастерской были ребята, которые доброжелательно и внимательно общались с маленькими гражданами МастерГрада. Это не всегда было просто. Ведь волонтёрам приходилось отвечать не только на заданные вопросы, но и наблюдать. Растерянность, огорчённость – это сигнал для волонтёров о том, что человеку нужна помощь. И такую помощь они оказывали.
Само пространство техникума было обустроено так, что ребятам было удобно и комфортно. В столовой можно было посидеть и отдохнуть. В буфете купить небольшой перекус. В широких коридорах посидеть на скамейках и пообщаться с другими ребятами, поделиться впечатлениями. А впечатлений оказалось очень много. Две «Стены впечатлений» оказались заполнены по ходу игры полностью. И пусть слова написаны не совсем грамотно, но позитивные эмоции очевидны.
От лица руководителя проекта хочу выразить огромную благодарность тем, кто инициировал игру, – Анисимовой Светлане Николаевне, руководителю Фонда поддержки предпринимательства, Кроме того, администрации Чайковского техникума промышленных технологий и управления, гостеприимно открывшего свои двери для школьников и родителей, мастерам, которые откликнулись на предложение принять участие в игре, педагогам школ, которые помогли в организации и сопровождении игры, студентам колледжей, училищ и техникумов, уделившим время и внимание нашим маленьким гражданам МастерГрада. А ещё я хочу сказать спасибо родителям, которые привели своих детей и мужественно ждали их в фойе. Главным результатом игры считаю вопрос, который неоднократно прозвучал от родителей и детей «А когда будет следующий МастерГрад»?
Марина Владимировна Тюмина, руководитель муниципального проекта «МастерГрад – город профессий для детей»
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее