Есть такая работа – творить чудеса
Чайковская детвора всегда рада встрече с необычным Дедом Морозом из «Цирка Добра» – он умеет творить волшебство прямо на глазах у публики. «Частный Интерес» побывал в гостях у Сергея Соломатова – талантливого циркового артиста и доброго волшебника по совместительству
«Цирк Добра» и его главный артист Сергей Олегович известны многим чайковцам – экстравагантного клоуна, эквилибриста, жонглёра, гимнаста не заметить сложно. Он выступает со своей командой на городских праздниках, благотворительных акциях, корпоративных вечеринках и, конечно, на новогодних утренниках. Необычный Дед Мороз с дредами на голове и булавами в ловких руках – с таким новогодним героем детворе точно не скучно. Мы решили узнать у Сергея секреты его работы и умения удивлять.
– Сергей, как пришло осознание, что дарить людям волшебство – Ваше призвание?
– Всё в моей жизни решает случай. Я слушаю то, что говорит мне подсознание, а не то, что диктует внешний мир. Цирк стал одним из главных интересов с самого детства. И так как я всегда старался изучать глубоко то, что мне интересно, то и в этой области, начав с азов, дошёл до уровня мастера. В цирковое отделение к Раисе Анатольевне Липатовой я пришёл, когда мне было 13 лет. Стать акробатом было моей детской мечтой. Физическая подготовка была хорошей, так как параллельно занимался лыжами и лёгкой атлетикой – энергии было очень много!
– В цирковой студии Вы занялись акробатикой. А что привело к клоунаде, которая определила жизненный путь?
– К клоунаде я пришёл через уличную акробатику, которой занимался довольно серьёзно в молодости. Клоунада – это более глубокий смысл мировосприятия и творчества, который сочетает в себе многие виды циркового искусства плюс позиционирует артиста как весёлого человека, несущего людям радость. А ведь что мы излучаем, то и получаем. Получается, даря людям волшебство, мы получаем в ответ позитивную энергию.
– Как появился клоун с дредами?
– С 15 лет я ходил с Раисой Анатольевной по квартирам, детским садам, школам в клоунском амплуа, получал опыт, в том числе социальный: мне было не стыдно показаться в костюме перед людьми на улице. В это же время показывал людям акробатику на асфальте. Некоторые думали, что я – это два разных человека: клоун и акробат. С 2009-го я начал гастролировать с интерактивной клоунадой. Сначала в одиночку по России, затем нашёл напарника Юрия Зубова, с которым мы работали артистами цирка в Испании, колесили по арабским странам с итальянским цирком шапито. Это был очень ценный опыт погружения в настоящую цирковую атмосферу, в общение с несколькими поколениями цирковых артистов. Мне удалось увидеть шоу-бизнес изнутри. Это помогло в дальнейшем продать в Турции собственное шоу. И здесь всё тоже решал случай, я ему просто доверялся. Тогда же понял, что каждое шоу должно быть непохожим на другие, и обрёл уникальный клоунский образ (первые дреды мне заплели бразильцы в Турции). Теперь мои выступления – сплошная импровизация, основу которой составляют базовые умения циркового артиста. Получать кураж от взаимодействия со зрителем – то, чему я учу ребят, заинтересованных в цирковом искусстве.
– Как появился «Цирк Добра»?
– После активного опыта гастролирования во мне проснулось желание попробовать что-то ещё. Я стал вегетарианцем, несколько месяцев сыроедил, перешёл на здоровое питание, а затем уехал с братом в Китай постигать основы чайной церемонии. Оттуда мы привезли чай с посудой и ценный опыт. Случай познакомил меня с «Центром китайской культуры» города Ижевска и его руководителем Андреем Вологжаниным, с которым мы уже шесть лет сотрудничаем.
В это же время у меня появился собственный цирковой проект. Сначала он назывался «Цирк Сандро Кастелло», потому что во времена уличной акробатики у меня был такой псевдоним. Затем трансформировался в «Цирк Добра», потому что львиную долю выступлений мы давали бесплатно – нас звали в детские сады, центры реабилитации, школы. Благотворительные выступления и сейчас даём, в том числе в Центре реабилитации. Своим артистам-новичкам я говорю, что именно с этими, особенными, детьми они получают хороший опыт взаимодействия: сможешь этих детей научить чему-то, сможешь любого ребёнка научить.
– Чайковские дети открыты волшебству?
– Конечно! Контактный спектакль заходит всем. Важно найти к ребёнку подход. Опыт помогает подвести детей к тому состоянию, в котором они бы сами захотели что-то делать. Чтобы расшевелить ребёнка, я всегда задаю ему вопрос: «Чем ты любишь заниматься?» Мыслительный процесс, который запускается при этом, помогает ему довериться мне, открыться и стать частью волшебства. Сейчас дети даже более открыты миру, чем раньше. Творческих возможностей больше, поэтому развитие их шире. В современных детях заложен огромный творческий потенциал. Они ломают стереотипы, раздвигают рамки, мысля широко.
– Сергей, радуете ли Вы волшебством свою семью?
– Разумеется! На родственниках все свои программы репетирую. Можно сказать, они первые зрители. Свадьбы, юбилеи, новогодние праздники провожу не только в Чайковском, родственники есть и в других городах. Когда зовут, мы с удовольствием едем.
– Как появился цирковой Дед Мороз?
– Дед Мороз появился по просьбе зрителей. Сам я не считаю Новый год праздником, предпочитаю жить по канонам природы. Но для людей этот праздник всегда связан с каким-то волшебным событием, поэтому я с радостью отзываюсь на запрос. Новогоднее шоу я называю скоморошие кудесы. Думаю, Дед Мороз детям нужен как сильный, добрый, мудрый старец, который и рассмешит, и согреет, и мудрым словом поможет. Через Деда Мороза я слушаю детей, насколько они открыты этому миру. Некоторых приходится подбадривать, в особенности детей из детского дома. Стараюсь их вдохновлять на творчество, подпитывать веру в себя, что всё в их руках. Нужно всего лишь сконцентрировать внимание и приложить усилия, и все чудеса сбудутся.
– Опишите своего Деда Мороза. Какой он?
– Он молодой, современный, ведёт здоровый и активный образ жизни, умеет показывать трюки, катается на лыжах и учит концентрировать внимание на том, что происходит сейчас. К написанию самого первого новогоднего сценария я подошёл очень серьёзно, прописал роли всех персонажей – получилось листов семь. Этот новогодний праздник проводился в «Ниндзя-парке» для детей, а затем мы повторили его на новогоднем корпоративе для взрослых. И знаете, им тоже понравилось. Затем мы повторяли эту программу не раз, и всегда она проходила на ура. Шоу создаёт волшебную, добрую, позитивную атмосферу, в которой взрослые могут побыть детьми, а дети раскрывают свои возможности. Мой Дед Мороз всегда помогает реализовать потенциал участников и обязательно импровизирует.
Сергей Соломатов, больше известный чайковцам как Сергей Олегович, не ограничивается ролью Деда Мороза и клоуна, его личность весьма многогранна и глубока. Каждое утро он начинает с ледяного душа, перед которым обязательно благодарит Вселенную за свою жизнь. Каждый день он проводит чайные церемонии – неспешные чаепития с глубокими разговорами. Настоящий китайский чай из настоящей китайской посуды Сергей пьёт дома, угощая гостей, и в помещении, где проходят тренировки «Цирка Добра». В ОКЦ «Горизонт» в тёплое время года проходили и занятия по йоге, которые Сергей Олегович проводил для всех желающих постичь себя и возможности своего тела. Йогой и дыхательными практиками он занимается на протяжении многих лет.
Немалую долю жизни занимают путешествия – сейчас они проходят в основном на собственном автомобиле, а раньше Сергей Соломатов много путешествовал автостопом – не только по России, но и по всему миру. Первый автостоп случился за границей с целью экономии денег. Затем Сергей стал открывать для себя интересных людей, через которых иногда приходили ответы на занимающие его вопросы. И несмотря на огромный опыт жизни в разных странах свой выбор он остановил на Чайковском. Потому что здесь его малая родина, которая подарила любящую семью, верных друзей и возможность дарить людям волшебство. Эту миссию он выбрал сердцем и выполняет её талантливо и с большой любовью.
Вера Мухаметдинова
Фото предоставлено Сергеем Соломатовым
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее