Отец Георгий: «В Чайковском ещё не всё потеряно»
В дни православных праздников мы встретились с благочинным храмов Чайковского округа, священником Георгием Машлякевичем. Главными темами беседы стали вопросы об истинных ценностях и духовном воспитании, о том, есть ли у чайковцев шанс на духовное возрождение
– Начало года богато на церковные праздники: Рождество, Крещение. Население активно их отмечает, но знает ли о сути этих праздников, об истинных традициях? Каковы они?
– Здесь, на Урале, мало сохранилось традиций. И наш город тоже не несёт в себе этот дух, отчасти от того, что город молодой. Я сам родом из Белоруссии – вот там эта атмосфера особо чувствуется. Дни от Рождества до Крещения называются Святки, испокон веков это великая радость, святость, бог приходит на землю. И народ эти дни по-особенному проводит, даже дети. В деревне, где я вырос, в Святки дети до сих пор поют колядки, вся деревня поёт. Очень скучаю по этому времени, и по-особому проживаю эти святые дни, заканчивающиеся великим праздником Крещение Господне.
Крещение – это таинство, духовное рождение человека. У каждого есть не только тело, которое можно трогать, у каждого есть свой внутренний мир – душа, орган, который не просветить на томографе. Иногда люди очень пренебрегают этим органом, делают вид, будто его не существует. Но когда душа болит у человека, часто это видно в его глазах, а когда душа разлучается с телом, она всех разлучает, человек навсегда уходит с земного бытия, он больше здесь никогда не будет.
Сейчас к крещению относятся, мягко говоря, странно. Я всегда спрашиваю, когда приходят крестить ребёнка или сами крестятся: «Для чего вы это делаете?» Иногда такую чушь слушаю, что не по себе делается. Начинают говорить, чтобы не болеть. Да такого не бывает, все мы болеем, приходит время – умираем. Мы крестимся, чтобы быть последователем Христа, стать христианином. Многих это даже не интересует – кто такой Христос, главное, чтобы быть крещёным, потому что так сказали, потому что это модно или ещё какие-нибудь непонятные аргументы.
Также крестят сейчас и детей. Крёстных берут по дружбе, по знакомству. А крёстный должен быть верующим человеком, он, как и родители, будет перед Богом отвечать за духовное воспитание этого человека. И крёстные до конца своих дней должны за этих детей молиться, просить им здоровья и благополучия. Чего скрывать, ничего этого сейчас люди в большинстве своём не делают, пренебрегают духовными ценностями. Покрестили, отпраздновали и забыли.
– Как же возродить духовные, семейные ценности? Где найти этот источник?
– Только в семье. Этому не научат ни в детском саду, ни в школе, ни в институте. Семья – наш источник. Ребёнок рождается с чистой душой, это можно сравнить с тем, что взяли хорошие семена, посадили их в хорошую землю, осталось только за ними ухаживать. Но реальность такова, что родители своим нерадением, леностью не хотят возделывать эти семена, чтобы были плоды – любовь, смирение, почитание старших, родителей. Не уделяя этому внимания, родители наказывают сами себя и потом пожинают плоды своей лени и пренебрежения к духовным ценностям. Обленились до такой степени, что не ходят в храм, чтобы просить процветания своим же детям. А ведь родительская молитва бесценна. Не зря говорят: «Молитва родителей из глубины моря достаёт». Никто так искренне не переживает за своих детей, как отец и мать, только они настолько искренне желают детям добра, их молитва идёт от самого сердца, и именно такую молитву ждёт и поощряет Бог. А что у нас происходит – забежали мимоходом в храм, свечку по-быстрому поставили, перекрестились кое-как и побежали дальше по своим делам, считая, что всё сделали и теперь им кто-то что-то должен сделать, чтобы у них в семье всё было хорошо. Люди не понимают, что Бог ждёт молитвы от сердца. И это реальная проблема нашего общества – привыкли от всего откупаться, даже от Бога.
А ведь семья – это святое, в семье учатся любить, терпеть, поддерживать и радоваться друг за друга, помогать друг другу. Во что сегодня превратили институт семьи? Это чудо, когда в семье есть папа и мама, до взращивания ценностей дело уже не доходит. К этой святыне – семье – очень халатное отношение сегодня, и об этом надо задуматься на всех уровнях: церкви, власти. Сегодня общество пребывает в духовной грязи. Даже взять за пример День Петра и Февроньи – день семьи, любви и верности. Об этом празднике не каждый вспомнит и не каждый знает. Зато наше общество нарадоваться не может Дню Святого Валентина. Это не что иное, как духовная грязь, в которой мы утопаем.
– Отец Георгий, в следующем году будет 20 лет, как Вы возглавляете чайковское благочиние. Как встретил вас Чайковский, как изменился за это время в плане духовной составляющей общества?
– Когда я приехал в Чайковский, мне было 22 года. Город хорошо меня принял, окружил замечательными людьми, мне остаётся только молиться за город, за людей, которые здесь живут.
Помню свою первую службу в храме и шёпот за спиной: «Он наш». Оказалось, это были местные бабушки, приехавшие в своё время в Чайковский по распределению из Могилёва, и, конечно, они сразу услышали мой белорусский акцент, как к внуку ко мне относились, очень по-доброму. Вообще, из нашей деревни, где я вырос, вышли более 300 священнослужителей. Я с самого детства мечтал быть священником. Мой старший брат тоже священник, служил в Перми. Так и я перебрался в эти края. Был период, когда в Прикамье было всего 30 священников на весь регион, это уже потом, в 90-е годы, начали строить храмы.
Строятся храмы и в Чайковском. Но, к великому сожалению, наш город можно назвать безбожным. Даже полпроцента жителей Чайковского не ходят в храмы. Это не может меня не волновать. Я вот думаю, чем живут люди? На выборы не ходят, в церковь не ходят. Не знаю, куда они ходят. Основная масса жителей живёт какими-то животными инстинктами – поесть, поспасть, сходить на работу, всё по принципу: ничего не знаю, ничего не вижу.
И слава Богу, что здесь всё же есть люди, небезразличные к городу, к его жизни. Да, не все являются постоянными прихожанами, но они всегда готовы помочь отремонтировать тот же храм, или построить воскресную школу, помочь в проведении благотворительных акций, они занимаются решением городских проблем. Они внутри христиане, у них дух христианский. Человек должен заниматься своим внутренним миром, задача – остаться верным Христу в своих поступках и делах. Вообще, конечно, глупо думать, что можно привести человека в храм. Надо молиться, чтобы Господь приклонил милость к людям, и они сами придут. Посещая храм, мы молимся о своих близких, о городе, в котором живём, о благополучии в стране, и это наше общее благое дело.
– Какую роль могут сыграть в духовном воспитании воскресные школы, открывающиеся при храмах?
– Когда я приехал в Чайковский, здесь уже тогда была воскресная школа – одна из сильнейших в регионе. Сегодня её воспитанницы являются нашими прихожанами, детей своих привели в храм.
Воскресная школа – она особая. Не совсем порой понятно отношение людей к воскресным школам. Люди думают, что привели ребёнка к нам и всё, дальше уже не их дело. А что мы можем сделать с ребёнком за два часа занятий? Если он приходит домой и видит выпившего ругающегося отца, например. Сознание ребёнка только травмируется. Уж если вы приводите ребёнка в воскресную школу, то и своим личным примером, поведением должны показывать своему чаду, как нужно себя вести, что такое хорошо и что такое плохо. Это должно быть общее взвешенное решение. Кстати, зачастую наблюдаю такую картину, когда дети, посещая воскресную школу, волей-неволей перевоспитывают своих родителей, приводят их к Богу. Значит, ещё не всё потеряно.
Духовная пища всем интересна. С уверенностью об этом говорю, основываясь на общении с людьми. Просто по каким-то причинам многие стесняются прийти в храм, поставить свечу, помолиться. Хотя чего стесняться? Надо стесняться быть злым, бездушным. А некоторые люди сегодня, складывается впечатление, что стесняются быть русскими, православными, стесняются помогать друг другу.
– Отец Георгий, как Вы считаете, способна ли церковь поменять сознание людей?
– Способна, убеждён в этом. Более того, скажу, что не бывает плохих людей, бывают плохие поступки, которые они совершают, которыми человек увлекается и уродует свой внутренний мир настолько, что иногда это проявляется даже внешне. И он сам себя наказывает и становится несчастным. Вот если бы люди стали больше читать Евангелие! Несмотря на то, что это повествование написано две тысячи лет назад, каждое слово актуально и сегодня. Если бы простые христианские ценности поселились в сознании людей, представляете, как бы мы сейчас жили?! А ведь всё очень просто – не делай своим ближним того, чего себе не желаешь. Всё просто. Не хватает желания жить по-христиански.
Наступило следующее новолетие, дающее нам новые возможности послужить Богу и людям, воплотить в своей жизни заветы Христа. Пусть этот год, начавшийся со святых православных праздников – Рождества Христова и Крещения Господня – станет для нас временем духовного обновления, просвещения душ и сердец, преображения внутреннего мира.
От всей души желаю, чтобы благодать коснулась наших сердец, меняя их к лучшему. Чтобы мы находили силы и мужество для исполнения Христовых заповедей. Чтобы святыня, которую в эти праздничные дни подаёт нам церковь, послужила бы во исцеление душевное и телесное каждому из нас. Хочу благопожелать всем крепкого здоровья, семейного благополучия, радости и благословенных успехов в трудах и благих намерениях.
Беседовала Лидия Ломакина.
Фото автора
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее