Инженеры-робототехники воспитываются с детства
Команды юных робототехников из села Уральского стали победителями муниципального этапа двух конкурсных состязаний, по итогам которых будут представлять Чайковский округ в Перми
Где взять энергию – подскажут дети
Муниципальный этап всероссийского робототехнического соревнования «Лига Исследований» покорился команде «Молния» из села Уральского не случайно – очень сильные, умные, способные ребята собрались в команде. Кира Сомова, Тихон Золотухин, Мария Сомова и Артём Бадртдинов, которым исполнилось 8 и 9 лет, с удовольствием занимаются робототехникой: девочки второй год, мальчишки уже третий. Руководит командой учитель математики Лилия Рифатовна Бадртдинова.
Всероссийский робототехнический конкурс «Лига Исследований» проводится с целью развития в России инженерного направления и поиска пополнения энергоресурсов для населения. Соревнования проводятся в три этапа – муниципальный (дистанционный), краевой (пройдёт в Перми 4 февраля) и всероссийский (состоится в Екатеринбурге).
Для участия в конкурсных испытаниях каждой команде необходимо было подготовить проект по теме «Альтернативные источники энергии» – видеопрезентация отправлялась в Пермь на суд компетентного жюри. «Мы сотрудничали с компанией «Транснефть», которая находится на территории нашего села. Инженеры-энергетики рассказали ребятам, как солнечную энергию можно превратить в электрический ток, и помогли сконструировать модель, которую ребята использовали в своём проекте», – рассказывает руководитель команды Лилия Бадртдинова.
Проект «Чайковский – город зелёной энергии» поставил перед ребятами задачу не допустить энергетический кризис на планете и подумать над альтернативными её источниками. «В фильме-презентации дети рассказывают о том, что на территории Чайковского уже есть Воткинская ГЭС, которая использует энергию падающей воды, предлагают дополнительно построить солнечные панели, ветрогенераторы, молниеприёмники, перейти на электромобили – в проекте всё это построено из ЛЕГО, всё двигается и работает. Причём ребята самостоятельно искали информацию, чтобы обосновать выбор источников энергии», – рассказывает руководитель детского проекта. Очень интересным предложением стала идея юных робототехников о строительстве полезного парка аттракционов: в нём можно просто купить билет, а можно покрутить колёса специального велотренажёра, вырабатывающего механическую энергию, которая зарядит нужный аттракцион – сколько энергии «накрутишь», столько можно кататься!
Интересный проект школьников Чайковского городского округа был высоко оценён членами краевого жюри. Впереди у команды «Молния» следующий этап. В Перми 4 февраля ребята представят его ещё более усовершенствованным и углублённым. По словам руководителя, в проекте появятся дополнительные конструкции, связанные с энергией Земли или атомной энергией.
Чайковский в Перми будет представлен ещё одной командой – команда «ТОК» детского сада № 34 «Лукоморье» также в числе победителей.
По кирпичику строится жизнь
Межмуниципальный этап всероссийского профориентационного технологического конкурса дошкольных образовательных организаций Пермского края «ИКаРёнок» состоялся 14 января. Это был второй этап конкурса, на котором собрались десять команд дошкольников из Чайковского, Бардымского, Осинского и Чернушинского округов. Чайковский представляли четыре команды.
Команда «Оранжевый кирпичик», представляющая школу № 7 (село Уральское), в составе которой выступили Мирон Горличенко и Индира Бадртдинова, представила робототехнический проект «Тайна рождения кирпичика». Ребята успешно справились со всеми конкурсными испытаниями и стали победителями вместе с командой детского сада № 1«Журавушка». Ребята вышли в следующий, краевой, этап, который пройдёт 18 февраля в Перми.
Конкурс «ИКаРёнок» проводится не первый год. Он направлен на раннюю профориентацию малышей и приучение их к инженерному творчеству. Обязательным условием участия в конкурсе стало сотрудничество с каким-нибудь предприятием. Команда села Уральского выбрала Чайковский кирпичный завод и долго готовилась к конкурсу, по кирпичику изучая тему строительства. «Мы ездили на экскурсию на завод, учились лепить из глины на мастер-классе, работали за гончарным кругом. Дети узнали, что кирпич делается из глины, поэтому мы изучали её свойства. В школе побывали на уроках химии, делали опыты, разглядывали песок и глину в микроскоп. Дети получили много информации прежде, чем стали строить свой проект», – рассказывает о начале проекта Лилия Бадртдинова и уточняет, что он готовился совместно с родителями. Большую часть делали ребята, с самыми сложными моментами помогали родители. Защита проекта стала первым этапом для команд, который проводился в детском саду «Гусельки».
Второй этап состоял из нескольких конкурсных испытаний, которые команды проходили в детском саду «Журавушка». Каждая команда составила свою «Инженерную книгу», в которой сфотографировала и описала полученный на первом этапе опыт. Помимо летописи ребята разгадывали технические загадки, судоку и составляли машину Голдберга – цепочку, в которой предыдущее звено должно дать толчок движению следующего.
Теперь двум командам-победителям предстоит новое испытание – они будут представлять Чайковский округ в Перми 18 февраля. По итогам краевого этапа будет выбрана одна команда, которая представит Пермский край в Москве на всероссийском этапе. Пожелаем нашим юным землякам успехов и уверенности в своих силах!
Робототехника покоряет сердца
Детский сад и школа в селе Уральском являются одним подразделением. Из 137 учеников в объединении «Робототехника» занимаются 10 дошкольников, 14 школьников начальных классов, 8 старшеклассников. Когда в школе появились первые наборы «Лего», в 2021 году она приняла участие в конкурсе проектов и выиграла грант от компании «Газпром трансгаз Чайковский», направив полученные средства на развитие робототехнического объединения в школе. Осенью 2022 года юных робототехников поддержала чайковская компания «ЭРИС», подарив дополнительные робототехнические наборы.
Дошкольники и школьники из Уральского с удовольствием занимаются в кружке, генерируя идеи не только на занятиях, но и дома. За помощью в подготовке школьных мероприятий к ним обращаются и учителя, и старшеклассники. «Робототехника объединяет в себе физику, информатику, математику и творчество и приносит огромную пользу детям, развивая мелкую моторику у малышей и навыки программирования у ребят постарше. В наших командах каждый приносит пользу в той области, в которой наиболее компетентен: кто-то отвечает за программирование, кто-то генерирует идеи, кто-то вносит инженерную лепту. А вместе, дополняя друг друга, ребята образуют сильную команду», – говорит Лилия Рифатовна.
России необходимы умные инженеры, программисты и робототехники, которые создают её настоящее и будущее. Приятно осознавать, что в Чайковском городском округе подрастает достойная смена.
Вера Мухаметдинова
Фото предоставлено Лилией Бадртдиновой
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее