Как живётся сельским школам под крылом городских?
В результате оптимизации, проведённой три года назад, в Чайковском округе осталось 14 школ. Из сельских свою самостоятельность сохранили только три школы – в селе Фоки, в посёлках Прикамский и Марковский. Все остальные сельские школы были присоединены к городским, стали их структурными подразделениями. Чем живут школы сегодня, с какими проблемами сталкиваются, какими достижениями радуют – об этом в материале «Частного Интереса»
В Бурёнке сельская школа уже второй год находится на ремонте, который всё никак не могут завершить. Об этом жители посёлка рассказали, обратившись в открывшуюся в Чайковском приёмную депутата Заксобрания Пермского края, лидера фракции «Новые люди» Дениса Шитова и попросив помощи в решении вопроса с затянувшимся ремонтом школы. Работу с обращением сельчан продолжил помощник депутата, руководитель общественной приёмной Николай Богданов. В начале февраля он побывал в Бурёнке и познакомился с ситуацией вокруг затянувшегося ремонта школы.
Ранним утром школьники спешат на остановку – на учёбу надо ехать в соседнее село Зипуново. Ведь своя школа уже второй год на ремонте. Детей немало: вместе с преподавательским составом набирается порядка 60 человек. Каждый день автобус делает по шесть рейсов утром и днём. Особенно тяжело приходится первоклашкам. Как рассказывает одна из родительниц, малыши устают ещё до начала занятий – в дороге, которая очень утомляет, учитывая, в каком состоянии она находится. «Хочется, чтобы побыстрее школу нашу сделали, чтобы дети уже спокойно ходили – и не на остановку, а сразу в школу. Изначально ремонт обещали завершить к 1 сентября прошлого года, потом срок переносили к новому году, теперь до марта. Непонятно, когда такими темпами уже завершится ремонт», – сокрушается жительница Бурёнки.
Надзорные органы взяли ремонт сельской школы под свой контроль. При этом выяснилось, что подрядчик не только на этом объекте не справляется с работой. Он одновременно взялся сразу за ремонт драмтеатра, строительство детсада в деревне Чумна и ремонт школы в Бурёнке – и везде срывы сроков.
Тем временем ребят приютила у себя Зипуновская школа. После оптимизации и Зипуновская, и Бурёнковская школа были присоединены к городской школе № 12. Так у сельских учителей и школьников началась новая жизнь.
«Мы не знали, что нас ждёт впереди, надежды были хорошие, перспективные, в чём мы и убедились. Нам оказывается помощь в предоставлении узких специалистов, учителей-предметников, которых в настоящее время на селе нет. Например, к нам приезжает учитель физики, в прошлом году к нам приезжал учитель информатики и проводил для ребят кружок по робототехнике, что им тоже очень нравится, также, например, учитель-дефектолог к нам приезжает, работает с нашими ребятами, работает с дошкольными группами», – рассказывает Ирина Клюкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 12, руководитель структурного подразделения с. Зипуново и пос. Бурёнка.
После капитального ремонта, проведённого три года назад, дошкольные группы перевели в здание школы, оборудовав для малышей учебные и игровые комнаты, которые оснастили новым оборудованием и мебелью. С малышами занимаются логопед и дефектолог, проводятся занятия по робототехнике.
Особое внимание развитию робототехники уделяется школьникам, и базовая городская школа активно в этом помогает своим сельским коллегам: для школы приобретены комплекты конструктора «Лего», 3D-ручки, развивающие много полезных умений и навыков у детей, в прошлом году были закуплены новые компьютеры для компьютерного класса.
С оснащением школ, как городских, так и сельских, в Чайковском активно помогает компания «Эрис», включаясь в учебный процесс, плотно работая с педагогами и ребятами. Одним из последних подарков для зипуновских школьников стал аэрохоккей, за которым ребята проводят все школьные перемены.
Конечно, настоящей гордостью являются не новые компьютеры, и отремонтированные классы, а люди, которые здесь работают – учителя и их подопечные – ученики. В сельских школах это особенно прослеживается. «У нас коллектив стабильный, те, кто приехали, уже отсюда не уезжают, поэтому коллектив возрастной, но с другой стороны это большой плюс, у нас они все педагоги-новаторы, все уже стажисты», – отмечает руководитель Ирина Клюкина.
Ирина Тимофеевна сама работает в школе уже 27 лет, является её выпускницей. Как, впрочем, и многие другие сегодняшние педагоги. Сельская школа – поистине место, куда возвращаются. Вернулась сюда и Раиса Ямаева – сельский школьный учитель с более чем 40-летним стажем.
«Стать учителем мечтала с детства, ещё в третьем классе в сочинении на тему «Кем я хочу быть» писала о том, что буду учителем. И в девятом классе, и в одиннадцатом моё желание относительно выбора профессии не поменялось, причём хотела быть именно учителем математики. В первый год, когда я начала работать, вернувшись обратно в Бурёнку, ученики все были выше меня ростом. Из первых моих учеников сегодня многие преподаватели в вузах, – рассказывает Раиса Семёновна, учитель математики. – Если говорить о современном поколении, замечательные у нас дети. Очень многие учатся на отлично, успешно сдают экзамены, есть среди наших учеников и стобалльники. А вы знаете, что в сельской школе учиться на пятёрки не так просто? У нас ведь классы малочисленные – так что готовиться им приходится абсолютно к каждому уроку, каждый день отвечать у доски и не по разу за урок. Ребята стараются, они у нас большие молодцы. Люблю очень своих учеников. И вообще считаю, что в школе интересно работать. Мне говорят, что наша работа каждый день одно и то же. Так вот у меня никогда не бывает одного и того же, потому что каждый новый класс – это всё новое, каждый урок, вроде и всё готово, а всё равно перестраиваешь формы работы с ними, каждый урок у меня всё по-новому».
Раиса Семёновна также отмечает, что ежедневные поездки в Зипуново даются бурёнковским школьникам нелегко: уезжают рано, из школы возвращаются поздно, ещё и умудряются не пропускать тренировки, спортом занимаются. Вместе со своими учениками Раиса Ямаева ещё и следит за порядком в посёлке: регулярно проводят субботники. А вот отдыхать бурёнковским детям негде: старый клуб снесли, а новый всё никак не построят. Вот и проводят своё свободное время ребята, собираясь на улице, на остановке – там и общаются.
Переживает за своих учеников Раиса Семёновна. Вместе со своими единомышленниками подготовила проект для участия в конкурсе инициативного бюджетирования, выиграла, уже приобретено спортивное оборудование, тренажёры, чтобы дети занимались, а установить их оказалось негде. Вот и занялась педагог вопросом восстановления клуба хотя бы во временном освободившемся помещении бывшего детсада. С этим вопросом также обратились в приёмную депутата Заксобрания Дениса Шитова.
На таком энтузиазме могут работать только действительно преданные учительскому делу педагоги. И это бесценное богатство сельских школ. Беседуя с руководителем сельской школы о трудовых буднях, руководитель общественной приёмной в Чайковском, помощник депутата Николай Богданов напомнил, что краевым Заксобранием в прошлом году было принято решение о расширении мер поддержки сельских учителей, чтобы отметить заслуги педагогов-стажистов и простимулировать молодых педагогов, приезжающих работать в село.
Конечно, проблем в селе хватает, и они ждут своего решения. То же слияние школ можно воспринимать по-разному, за это время сами работники уже успели оценить и плюсы, и минусы оптимизации. В нашем округе немало сельских школ, и каждая – уникальна, в каждой – свои открытия и традиции. И несмотря на все трудности, в каждой школе стараются справляться, прославляя её добрыми делами и веря, что всё будет хорошо. Вот и жители Бурёнки не теряют веры и надежды, ждут, когда их родная школа откроет двери и примет своих ребят.
Лидия Ломакина
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее