Загляните на живую музыкальную выставку!
Во Дворце культуры появилась уникальная выставка музыкальных инструментов ручной работы, привезённых из дома-музея Пастернака в посёлке Всеволодо-Вильва на севере Пермского края. Мы побывали на экскурсии, подготовленной пермскими кураторами
Организаторы выставки «Сад поэта: взаимодействие» приехали к нам из Перми. А огромные музыкальные инструменты – из посёлка Всеволодо-Вильва, с севера Пермского края. В этом поселении находится музей «Дом Пастернака», где поэт и писатель Борис Пастернак, известный своей страстью к музыке, создал немало гениальных произведений. Его творчество и вдохновило авторов проекта общественную организацию «Аспектус» создать уникальные музыкальные инструменты и украсить ими сад рядом с домом русского поэта.
Мира Плюснина, куратор выставки «Сад поэта: взаимодействие» рассказывает: «Эти инструменты наши мастера сделали из экологичных материалов специально для дома Пастернака. Мы объединились с музейными работниками, которые делают акцент именно на музыкальности поэта, ведь она сквозит в каждой его строчке. Теперь благодаря тому, что в саду музея находятся очень интересные музыкальные инструменты, его посетители могут разнообразить свою экскурсию игрой на них. Летом инструменты стоят в саду Пастернака, а зимой путешествуют по краю».
Музыка в необычной форме
Выставка звучащих, звенящих, стучащих инструментов необычна и тем, что все инструменты эксклюзивные, созданы на основе образов из стихов Бориса Пастернака.
Здесь и струнная колесница, сделанная из велосипедных ободов – крутишь обод и тонкими деревянными палочками создаёшь мелодию. Кто-то из посетителей слышит стрекот кузнечиков, а кому-то эти звуки напоминают футбол.
Изящная арфа «Запах волн», сделанная то ли в форме паруса, то ли листочка, то ли птичьего пера, способна пропеть различные мелодии – импровизация здесь более чем уместна. Если слушать с закрытыми глазами, погружаясь в музыку с головой, в подсознании обязательно возникнет картинка – у каждого своя. Мне представилась стая волков, спешащая по ночному лесу в поисках пропитания.
Если послушать «Било», созданный в виде огромного окна с наличником, можно услышать колокольный звон, который собирает прихожан в храм по утрам. Довольно тяжёлые металлические дощечки способны издавать звуки разной высоты.
На выставке также представлен калимба «Яблоневый прибой», который состоит из двух глюкофонов (сделанных, к слову, из газовых баллонов, отслуживших свой век), щипкового инструмента и музыки ветра – раскачивающихся от любого движения звонких металлических палочек.
На выставке можно даже погадать. Крутишь четыре шумовых барабана и читаешь слова и фразы, взятые из известных стихов поэта. Главное грамотно задать вопрос, а ответ даст Пастернак!
Ксилофоны, глюкофоны, колокольчики, трещотки, музыкальные лягушки, шумовые инструменты – разнообразие инструментов, привезённых организаторами выставки, подкупает. Некоторые из них сделаны руками ребят с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся у мастера в Перми.
Доступная среда
Важной особенностью каждого инструмента является его доступность для людей с инвалидностью: слабовидящие и слепые могут прочитать информацию об инструменте по шрифту Брайля; слабослышащие и глухие могут ощутить вибрацию за счёт специального устройства музыкальных инструментов.
Для тех, кому сложно удерживать внимание, ведущие продумали программу экскурсий, в которой посетители не просто смотрят и слушают, но и активно включаются в диалог и даже ненадолго превращаются в музыкантов и предсказателей. «Мы разрабатываем инклюзивные методики и доносим их до тех, кто работает с людьми с ограниченными возможностями. Мы помогаем создавать доступную среду для инвалидов и включать их в обычную нашу с вами жизнь», – рассказывает Мира, куратор из команды «Аспектус».
Музыка, театр, музей
Выставка «Сад поэта: взаимодействие» пробудет в Чайковском целый месяц, до 20 марта. Всё это время инструменты будут находиться в свободном доступе для каждого из нас – просто приходите во Дворец культуры и изучайте, играйте, наслаждайтесь. Если вы хотите попасть на полноценную экскурсию, где вам не только расскажут про каждый инструмент и про «Дом Пастернака», но и сыграют вместе с вами завораживающие мелодии, необходимо записаться на экскурсию, позвонив по телефону 8 919 4554 749.
Инклюзивная лаборатория театральных и музейных технологий охватывает четыре территории: Пермь, Кунгур, Березники и Чайковский
В рамках этого же проекта команда специалистов из Перми проведёт в Чайковском историко-художественном музее семинар «Инклюзия в музее», а в музыкальном училище трёхдневный мастер-класс по инклюзивному театру. За время тренинга педагоги, которые работают с особыми детьми, режиссёры инклюзивных театров, а также сами ребята переживут опыт социальной и творческой инклюзии и создадут театральную импровизацию. Все подробности можно узнать в группе https://vk.com/vos_priatie.
Вера Мухаметдинова
Фото автора
Ирина Александровна Заякина, учитель коррекционного класса «Особый ребёнок», побывавшего на выставке «Сад поэта: взаимодействие»:
– Я восхищена педагогами, которые подготовили интересную экскурсию с элементами интерактива и обратной связи с ребятами. И у меня, и у ребят музыкальные инструменты вызвали новые впечатления, эмоции, ощущения. Огромный плюс в том, что посетители могут потрогать, погреметь, поиграть, а не только посмотреть или послушать.
Наталья Александровна Каменских, учитель-логопед коррекционной школы, классный руководитель:
– Мне было очень важно, чтобы ребята говорили. У наших детей нарушено воображение, им сложно представить какую-то картинку. А здесь диалог с ними был построен таким образом, что они смогли пофантазировать под звуки музыки и потом описать представленное. Ответы ребят были разные и даже неординарные, это очень здорово. Особенно ценно, что экскурсия была не виртуальной, мы увидели и услышали музыкальные инструменты вживую. И ребята с увлечением играли на них. Замечательная выставка!
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее