О двух удивительных днях в Волгограде и путешествии в Пермь
Победители и призёры акции «Я и Великая Победа» вернулись из призовых поездок и встретились вместе, чтобы поделиться своими впечатлениями
Об итогах путешествий во время каникул ребята рассказали на встрече за круглым столом 8 апреля в школе № 1, где кроме школьников собрались и учителя, члены жюри, организаторы акции. Всего в путешествии побывало 53 участника акции. Четыре команды ездили в Волгоград и четыре – в Пермь. Детям было что рассказать.
Напомним, что еженедельник «Частный Интерес» под руководством Николая Богданова совместно с партнёрами уже третий год проводит среди школьных команд военно-патриотическую акцию «Я и Великая Победа». Победители прошлых сезонов игры побывали в образовательном путешествии в Москве.
В этом году акция посвящена 80-летию Сталинградской битвы. Участниками многоэтапной игры стали 26 школьных команд не только из Чайковского, но также из Осы и Елово. Проект поддержал Фонд грантов губернатора Пермского края.
В течение пяти месяцев 26 школьных команд соревновались за выход в финал: участники готовили постеры, снимали видеоролики, писали эссе, посвятив свои работы главным героям – дедам и прадедам, защищавшим страну от захватчиков, землякам, вставшим на борьбу с фашизмом.
Финальным этапом, определившим победителей, стала интеллектуальная игра. Ребята показали фундаментальные знания об истории Великой Отечественной войны и одного из её ключевых сражений – Сталинградской битвы.
Главный приз, по итогам всех этапов, получили четыре команды: «Пламя Победы» из школы № 10 (НОЦ); «Дети России» из села Вассята, «Голос Отчизны» из школы № 10 и чайковские гимназисты из команды «Высота». Ребята со своими руководителями отправились в Волгоград.
Волгоград – город-герой, город-музей, город-памятник
Два удивительных дня провела чайковская группа в Волгограде в сопровождении лучшего экскурсовода города. Благодаря рассказам Елены Исаевой узнали, что в Волгограде выращивается множество сортов сирени, название которых связано с военной тематикой. Что улицы города носят название героев войны и революции. Ребята успели прокатиться по городу в метротраме – единственном в России наземно-подземном транспорте, сочетающем в себе метро и трамвай.
На просторной набережной, огибающей величественную Волгу, увидели стоящий под стеклом бронекатер БК-13, поднятый со дна реки. Постояли рядом с могучим героем. Спустились в настоящее бомбоубежище, где прятались сталинградцы во время обстрелов. Забегали в него под тревожно завывающую сирену – было страшно! А некоторые прошлись по подземному лазу, который был прорыт на случай, если завалит дверь.
Смогли увидеть символ Сталинграда – 85-метровую величественную скульптуру Родины-матери! Подъём к ней – это мемориальный комплекс, включающий 200 ступеней, ведущих от подножия кургана до вершины. Ровно столько, сколько длилась Сталинградская битва.
Прогулялись по аллее пирамидальных тополей к монументу бойца, стоящего насмерть. Изучали надписи и рисунки на стенах-руинах Сталинграда. Прошлись по залу воинской славы. В этом месте невозможно сдержать слёз: все стены в именах людей, погибших в Сталинграде. У мраморной руки, протягивающей огонь памяти нам, живым, всегда стоит почётный караул. И конечно сам Мамаев курган, на вершине которого величественная Родина-мать, творение архитектора Вучетича. Невозможно передать весь спектр чувств, которые возникают при взгляде на скульптуру: здесь и восхищение трудами создателей, и почтение павшим на кургане, и поклонение сильному духу русского человека. Дорога к ней – огромная братская могила с надгробными плитами павших здесь, поэтому сходить с дороги на траву нельзя.
По пути в гостиницу остановились у памятника Михаилу Паникахи, который успел бросить во вражеский танк бутылки с зажигательной смесью, хотя по пути загорелся, как факел, сам. Передать так точно движение в камне – это сильно! Зашли во двор Дома Павлова, который удерживали 25 солдат в течение 58 дней. Сейчас дом отреставрирован и является образцовым. Разглядели мельницу Гергардта, оставленную в центре города как напоминание о войне.
Спустились в подвал ЦУМа, магазина в центре города, ставшего стратегически важной точкой – сначала для нашего госпиталя, потом для фашистского штаба. Именно здесь сдался в плен фельдмаршал Фридрих Паулюс. Кабинет, где это происходило, стал музейным трофеем. Как и весь подвал здания. В центре исторически значимого события пробирает до мурашек.
Стали свидетелями хода всей Сталинградской битвы – сначала в интерактивном зале, затем в самом большом в России музее-панораме. Здесь можно ходить часами и разглядывать детали искусно сделанного полотна.
Перед отъездом попали на театрализованную экскурсию в мемориально-историческом комплексе, где нам рассказали про Царицын – так назывался раньше Волгоград. Узнали, что историю в лицах изучать интересно.
На встрече каждая команда показала свой фильм-презентацию о поездке. Ребята вспомнили и полуразрушенный штаб на острове Людникова, который мужественно удерживали русские солдаты, не подпуская врага к Волге. И элеватор, стратегически важный объект, который защищали наши войска.
Но главное во всей этой многоэтапной игре – она сумела заинтересовать молодёжь историей своей страны, помогла увидеть величие нашей Родины.
Путешествия помогают это прочувствовать. «Мы считаем, что акция должна расширяться, от неё есть польза для молодёжи», – высказали своё мнение ребята из школы № 10.
У организаторов патриотической акции «Я и Великая Победа» большие планы на будущее. В следующем году темой многоэтапных состязаний станет блокада Ленинграда. Ровно через год наша страна отметит 80-летие со дня освобождения Северной столицы. Битва за Ленинград, самая продолжительная в войне, длилась с 10 июля 1941-го до 9 августа 1944 года. Ребятам предстоит погрузиться в изучение подробностей битвы, а победители акции вновь отправятся в образовательное путешествие. На этот раз в Санкт-Петербург.
Пермь – надёжный тыл
Другие четыре команды 30 марта побывали с образовательной поездкой в столице Пермского края – Перми. Здесь во время Великой Отечественной ковали победу наши земляки.
Занявшие с пятого по восьмое место команды «Горячий снег» (Брюховская школа, с. Елово), «Стратегия» (Гимназия им. А. Кирьянова), «Исток» (школа № 1, с. Вассята) и «Ни шагу назад» (школа № 1) посетили Музей пермской артиллерии, Музей пермских древностей, а также увидели Пермь на обзорной экскурсии по городу.
В музее пермских древностей школьники увидели экспонаты, большинство из которых были найдены в Пермском крае. А в музее артиллерии смогли потрогать орудия, выпускаемые во время войны на Мотовилихинском заводе. «Самым удивительным экспонатом оказалась Царь-пушка, её масса – более 600 тонн, а снаряд, которым её заряжали, весил полтонны. А ещё мы узнали, что Пермь – родина сварки», – рассказали гимназисты.
Обзорная экскурсия по городу сопровождалась интересным рассказом экскурсовода, в котором ребята и взрослые почерпнули для себя немало удивительных фактов, чего не найдёшь в интернете. «На первых этапах акции «Я и Великая Победа», собирая материалы для эссе и видеоролика, мы много слышали о важности Перми как надёжного тыла во время войны. Тем интереснее было приехать с краевую столицу с экскурсией. Экскурсовод рассказала много нового для нас. Мы узнали, что те, кто не ушёл на фронт или не мог работать на заводах, сдавали кровь для раненых. А ещё узнали, что только в Лысьве, городе Пермского края, выпускали каски для бойцов», – поделились впечатлениями ребята из школы № 1.
Вера Мухаметдинова
Фото автора
Егор Козлов, ученик 7 класса Гимназии им. А. Кирьянова:
– Я принимал участие в акции «Я и Великая Победа» в составе команды «Высота». Готовясь к поездке, задавал себе вопрос: за что же так яростно сражались наши предки, в чём основная ценность промышленного, культурного Волгограда. В путешествии я понял: если бы вражеские войска захватили Сталинград, война, вероятнее всего, была бы проиграна. В бункере я ощутил тот страх и ту силу сталинградцев, которые прятались там во время бомбардировок. На панораме понял, насколько масштабна была Сталинградская битва. В фильме наблюдал, как горел Сталинград, и это было реалистично! Поездка в Волгоград для меня – ещё один повод гордиться русским народом! Я увидел, насколько крепок его дух, что он готов в трудные времена сплотиться и сражаться до конца за свою жизнь и страну.
Ирина Аркадьевна Пьянкова, учитель истории школы № 10:
– Итоги нашей поездки хочу рассмотреть с трёх разных точек. Во-первых, культурный ракурс. За два дня мы услышали, увидели, потрогали, узнали огромное количество фактов о Сталинградской битве! Во-вторых, социальный ракурс. Мы встречались с совершенно удивительными людьми, которые бесподобно любят свой город! Спасибо им за незабываемые экскурсии, вкусные обеды, чистый город. В-третьих, антропологический ракурс. Эти два дня стали новым жизненным опытом. Хочу с большой признательностью поблагодарить организаторов и руководителей акции за поездку!
Никита Закурдаев, ученик 10 класса школы № 10 (НОЦ):
– Я учусь на историко-политологическом направлении, мне интересно всё, что связано с историей. Историей нашей страны особенно. Путешествие наполнило меня знаниями, впечатлениями, событиями. Город-герой Волгоград впечатлил и продуманной архитектурой, и чистотой, и гармоничным сочетанием истории и современности. Мельница Гергардта затронула сердце, ведь это место связывает военное время с настоящим, это полуразрушенное здание в центре города как напоминание о страшном прошлом. Панорама Сталинградской битвы действительно создаёт впечатление, что ты находишься внутри тех событий, которые произошли больше 80 лет назад. Впечатления о городе останутся со мной надолго.
Елена Исаева, экскурсовод г. Волгограда:
– Я влюблена в Волгоград, восхищаюсь, горжусь историей города и стараюсь протянуть единую нить истории от Царицына до Волгограда. Я приехала в Волгоград из области и первое, что поразило меня до глубины души, была Волга. Эта река хранит тайны, которые нам, возможно, и не откроются. Город узнавала через прикосновения. Есть такая техника «Ёжик в тумане», когда ты не просто гуляешь по городу, а прикасаешься к тому, что тебе нравится, и при этом закрываешь глаза и стараешься прочувствовать город сердцем. Мне всегда везёт на людей, и радостно, что группа школьников из Чайковского ещё до приезда приоткрыла для себя наш город. Я видела в ребятах и во взрослых эмоции и отклик. Дети понимают важность победы Сталинграда, важность его истории, и это ценно.
Мария Ичетовкина, капитан команды «Стратегия», Гимназия им. Кирьянова:
– Поездка получилась очень интересной. Она доказала значимость тыла во время войны. Музей артиллерии впечатлил! В акцию «Я и Великая Победа» меня позвал Рома Вавилов, который участвовал в прошлом году. Он сказал: «Участвуй, Маша, ты не пожалеешь!» И я не пожалела. Хотелось, конечно, победить и поехать в Волгоград. Но Пермь не разочаровала. Хочется вновь принять участие в акции, чтобы побольше узнать об истории блокадного Ленинграда и побороться за поездку в Санкт-Петербург.
Мария Санникова, команда «Ни шагу назад», школа № 1:
– Я была в Перми впервые. Мне очень понравился город – и прогулка по нему, и обзорная экскурсия, и музеи. Я поняла, насколько огромен был вклад Перми, Урала, людей, которые работали в тылу, в победу. Особенно впечатлила военная техника и оружие. Огромными размерами и тем, что сделаны они были простыми людьми на Мотовилихинском заводе. Экспонаты в годы войны были в боях, а значит, хранят в себе эту память. Участвуя второй год в акции «Я и Великая Победа», я нашла информацию про свою прабабушку со стороны папы, которая была труженицей тыла. Я рассказала о ней своим одноклассникам, и теперь память о ней хранится в нашей семье. Я горжусь тем, что мои предки были патриотами и сделали всё, чтобы я жила в мирной стране. И я хочу быть патриотом своей страны, хочу, чтобы мои дети жили в мире и помнили историю России.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее