Я до сих пор вижу школу во сне


Рубрика: Новости сайта
Суббота,29.04.2023
Я до сих пор вижу школу во сне

С детства Олег Васильевич Новиков мечтал стать военным лётчиком и управлять вертолётом. Но судьба повернулась так, что пришлось встать у руля другого корабля – школьного. О жизни и судьбе человека, который больше 40 лет проработал в системе образования Чайковского, – в нашем материале

 

На конкурсе «Учитель года-2023» Олег Васильевич Новиков стал победителем в номинации «Золотой фонд образования». Реакция зала, который встал в едином порыве и долго аплодировал, – признание и уважение к человеку, который всю свою сознательную жизнь посвятил школе. Позже в беседе он признался: «Для меня реакция зала была неожиданной. Это большая значимость оценки моего труда. Не менее важно это для моих детей, внуков, родных и близких».

 

Его жизнь – череда неожиданностей и возможностей, каждая из которых привела на тот путь, который было суждено пройти. И пройти достойно! Иначе бы не было ни награды, ни признания, ни любви коллектива и семьи.

 

Мечтал связать свою жизнь с авиацией, как отец

Каждый молодой человек, оканчивая школу, планирует свою дальнейшую жизнь. В планах Олега было поступление в военное вертолётное училище в Сызрани. Откуда возникло это желание? Скорее всего, повлиял пример родителей и отца в первую очередь.

 

О родителях Олег Васильевич рассказывает с большой теплотой и гордостью: «Мой папа Новиков Василий Матвеевич был призван на военную службу в 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет. В 1943 году его перебросили на восток, где он продолжил службу в Порт-Артуре. После демобилизации в 1947 году служил специалистом связи в полярной авиации, на полярной станции. Мама Валентина Никитична – ветеран тыла, в годы войны работала на сплаве леса. До встречи с отцом служила телефонисткой. Моя родина – город Игарка Красноярского края, где работали родители. В 1961 году семья переехала в Чайковский. Отец до конца своей жизни работал на аэродроме, где я провёл много свободного времени, интересуясь авиацией».

 

Надо отметить, что советская идеология была направлена в первую очередь на воспитание патриотов. На фильмах, книгах, посвящённых лётчикам, полярникам, военным, героям-труженикам, воспитывались наши родители, это передавали и детям. «Мне, как любому советскому мальчишке, хотелось быть похожим на таких людей. Я был уверен, что мой выбор стать военным был правильным. Но ЭКГ не позволила реализовать юношескую мечту. Хотя уважение к военным и восхищение лётчиками осталось на всю жизнь. Отчасти мою мечту реализовал сын Владимир. Он стал военным. Эта та категория людей, которые взяли на себя ответственность за безопасность страны, и с честью свой долг выполняют!» – рассказывает Олег Васильевич.

 

Руководить получалось с молодости

Начало трудовой деятельности Олега Новикова связано с Комбинатом шёлковых тканей, где он работал электрослесарем в отделе главного энергетика в цехе КИПиА (позднее отдел метрологии). Работая после армии, он принимал участие в сборах допризывной подготовки работающей молодёжи, которые организовывал городской военкомат на базе лагеря «Огонёк». «Две недели мы жили в армейских условиях, отрабатывая все разделы курса молодого бойца. Я был командиром взвода, который показывал высокие результаты», – рассказывает Олег Васильевич.

 

Способность руководить и увлечённость военным делом не остались незамеченными – в январе 1978 года Олегу Васильевичу сделали интересное предложение. Он вспоминает: «Военный комиссар Иван Иванович Невакшёнов предложил мне поработать военным руководителем новой школы № 11. Я очень удивился, ведь у меня не было ни педагогического образования, ни опыта. Но он нашёл нужные слова, которые убедили меня попробовать».

 

Так Олег Васильевич, неожиданно для себя, 1 февраля 1978 года попал в педагогическую среду. И школа для него стала вторым домом.


Тир построили сами

«Вспоминаю первые дни работы в 11-й школе: мне, неопытному 22-летнему парню, необходимо было подготовить классы к строевому смотру к 23 февраля. С первым испытанием справился, хотя голос сорвал. А весной – снова готовить команды к городским финальным играм «Зарница» и «Орлёнок». Игры для меня совершенно не знакомые. За эти полгода я понял, в чём смысл моей работы. И, как ни странно, несмотря на все трудности, мне эта работа понравилась», – с улыбкой вспоминает Олег Васильевич.

Постепенно с опытом пришли первые результаты – за одиннадцать лет, которые мой собеседник проработал военным руководителем школы № 11, подготовленные им команды выигрывали городские игры «Зарница» и «Орлёнок», представляли город на областных соревнованиях, входили в пятёрку лучших команд области. Команды школы были призёрами во многих городских соревнованиях.

 

Уроки, секционная работа, мероприятия патриотической направленности, которые Олег Васильевич проводил как военрук, были в советское время очень востребованы обществом: руководство всячески поддерживало патриотический настрой и военно-спортивную подготовку подрастающего поколения. Одной из любимых секций учеников была стрелковая. «Военкомат обеспечивал малоколиберным оружием те учебные заведения, в которых был оборудован тир. А у нас в школе его не было, – вспоминает он. – И мы с ребятами на заседаниях Совета пионерской дружины и комитета комсомола приняли решение о строительстве тира. Наши шефы – Комбинат шёлковых тканей – сделали проект. За полгода мы с ребятами из подвального помещения школы выкинули около двухсот кубов земли. Шефы выполнили бетонные работы, провели освещение. Так общими усилиями в школе появился двадцатиметровый тир для проведения огневой подготовки по НВП и секции по стрельбе из малокалиберного и пневматического оружия. Сотни ребят, занимаясь в секциях, выполнили нормативы «Юного и Меткого стрелка». Появились и спортсмены-разрядники».

 

Уроки НВП Олег Васильевич до сих пор считает одними из самых важных в плане подготовки юношей к службе в армии. Ребята шли на службу с опытом не только огневой подготовки, но знали уставы, основы тактической, топографической, строевой подготовки, гражданской обороны. Он считает, что сегодня разговоры о возврате в школу НВП крайне важны с учётом международной ситуации и задач, которые ложатся на плечи армии.

 

Коллектив поддержал

В 1988 году жизнь Олега Васильевича круто изменилась: наступил новый этап в жизни – руководство школой № 11. Как и раньше, всё произошедшее стало для него неожиданностью. «О своём уходе на пенсию Аркадий Петрович Паздерин, который был директором школы, объявил в июле на парткоме. Там же предложил назначить преемника из работников педагогического коллектива, назвав мою кандидатуру. Скажу честно: быть директором школы в мои планы не входило. Я знал и любил свою работу, которая приносила удовлетворение и хорошие результаты. Всё оставшееся время до осени провёл в серьёзных раздумьях, сомнениях. Если бы не Надежда Константиновна Александрова, начальник ГОРОНО на тот период, маловероятно, что я бы согласился на новую должность. Она нашла значимые аргументы, против которых я устоять не смог», – рассказывает он.

 

В конце сентября в школе был объявлен конкурс на должность директора, в котором, кроме Олега Новикова, приняли участие ещё два человека, впоследствии ставшие директорами других школ. Он вспоминает: «На собрании кроме педагогического коллектива присутствовали представители шефствующей организации, комитета комсомола школы. После небольших выступлений кандидатов началось голосование. При одном воздержавшемся все присутствующие проголосовали за меня. Так в период демократизации и гласности я стал единственным директором, которого выбрал коллектив».

 

Со стопроцентного доверия и безусловной поддержки начался долгий полёт школьного экипажа под управлением Олега Васильевича Новикова. Впереди молодого руководителя ожидали взлёты и падения, успех и неудачи, радости и огорчения.

 

Но основной трудностью стали наступившие времена. Традиционная советская школа жила, руководствуясь патриархальными принципами, показывая стабильно хорошие результаты. Девяностые годы прошлого столетия перевернули всё с ног на голову. Но школа смогла сохранить своё основное предназначение благодаря тому, что в ней продолжали работать люди, которые понимали всю возложенную на них ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения. Новые формы работы дополняли и совершенствовали имеющиеся. В 1999 году в 11-й школе появилась своя символика: герб, флаг, гимн школы. Глубокий смысл, заложенный в символы и текст гимна, остаётся актуальным и по сей день. А слоган «К успеху вместе» дополняет основное предназначение школы № 11.

Главным богатством и движущей силой любого коллектива являются, конечно же, люди. Именно благодаря тому, что рядом были грамотные и опытные коллеги, школа продолжала работать стабильно, показывая высокие результаты.

 

На протяжении всех лет существования краевого проекта «Ступени» школа № 11 входила в сто лучших школ Пермского края.

 

Творчество и спорт как отдушина

При всей своей близости к армейскому образу жизни Олег Новиков – человек невероятно творческий. Учась в старших классах школы, он увлекся бальными танцами. После службы занятия продолжил во Дворце культуры «Текстильщик», занимаясь со своей соседкой. Около восьми лет пара весьма успешно выступала не только на городском паркете: в копилке танцоров победа на конкурсе танцевальных площадок «Зона Урала», проходившем в Уфе в 1978 году.

 

Танцы – не единственное увлечение героя моего рассказа. Педагоги школы № 11 любили слушать творческие номера трио КиМаНо. Звучную аббревиатуру составили из имён участников вокально-инструментального трио: Ким Олег Владимирович, Масленников Алексей Иванович и Новиков Олег Васильевич. «Я не обладаю высокими вокальными данными, музыке никогда специально не учился, просто люблю петь. Инициатором создания трио был Олег Ким. Пели под гитару, затем стали записывать фонограммы. Для нас это была та отдушина, которая нужна любому человеку, а учителю в особенности», – рассказывает Олег Васильевич.

 

Мой собеседник всю жизнь дружил со спортом. Будучи школьником, пять лет занимался баскетболом при детской спортивной школе Комбината шёлковых тканей. Работая в школе, увлёкся пулевой стрельбой, настольным теннисом, туризмом. Сейчас его увлекает дартс.

 

Пусть не получилось управлять вертолётом или самолётом, пусть не сбылась мечта детства. Однако жизнь распорядилась мудро, поставив у руля школы Олега Новикова, который на протяжении 29 лет вёл коллектив за собой. «Результаты деятельности человека объективно могут оценить только окружающие. Считаю, что мне удалось создать дружный работоспособный коллектив, Я благодарен коллегам за ту совместную многолетнюю работу, которая помогла мне стать неплохим учителем, за доверие возглавить коллектив, за помощь и сотрудничество во всех начинаниях, терпение и понимание. Очень благодарен детям, с которыми пришлось мне работать. Благодарен родителям, в которых всегда находил понимание и поддержку. А самое главное – надёжный тыл: жена, дети, внуки, мои родные и близкие», – делится он своим мнением.

 

Уже третий года Олег Васильевич не работает в школе, хотя душой по-прежнему там. «Я школу во сне до сих пор вижу: не отпускает!» – говорит он. Да, школа для Олега Васильевича в прошлом. Но память о тех годах и уважение коллег останется с ним навсегда.

 


Вера Мухаметдинова

Фото автора






Просмотров: 200


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам