А детство никуда не уходит…
В Чайковском открылась необычная выставка Алёны Шапарь «Safe space»
Все мы храним в памяти детские воспоминания, которые согревают нас и радуют. Художница из Омска Алёна Шапарь запечатлила детство советских мальчишек и девчонок в своём творчестве, отразив самые заветные детские мечты и мысли.
Общественно-культурный центр «Горизонт», уютно расположившись на новом месте по ул. Ленина, 6, отмечает своё новоселье новой выставкой. С 22 апреля по 14 мая в ОКЦ работает выставка Алёны Шапарь «Safe space», что в переводе означает – безопасное место.
60 метров ткани – и ты в безопасности
По мнению каждого ребёнка, самым безопасным местом является его дом, именно дома ребёнок чувствует себя защищённым и в полной безопасности. Ощущение спокойствия и домашнего тепла встречает посетителей выставки с первых шагов.
«Это лучшая экспозиция, задумка реализована на 200 % – так, как я это видела. За счёт небольшого камерного помещения, нам удалось создать атмосферу такого шалаша из одеял и подушек, который мы в детстве все строили под столом и между диванами, – отметила художница Алёна Шапарь. – Выставка называется «Безопасное место», потому что я свою безопасность ощущаю в детстве, погружаюсь в детские воспоминания, тёплые и приятные моменты, когда ты ещё не знаешь всей злости мира».
Алёна Шапарь 15 лет расписывает одежду, последние 4 года занимается окрашиванием ткани, работая в технике «тай-дай» – это такой способ окрашивания ткани, при котором материал складывается так, чтобы получить хаотичные размытые узоры.
«Постоянно работала с тканями, мне приятна фактура ткани, работы получаются тактильными. Техника, которую я использую, символизирует некий хаос, его пытаешься обуздать, но результат получается всегда непредсказуемый, и мне нравится эта хаотичность», – делится художница.
Алёна признаётся, что её первыми «жертвами» в окрашивании ткани были старые советские больничные простыни. Сегодня она работает с более качественными тканями. Чтобы оформить вернисаж «Safe space», подготовить тканевые декорации, художнице понадобилось более 60 метров ткани, которые она окрасила вручную.
«Тёплые колготки» – именно так называется одна из работ, представленная в экспозиции художницы. Разглядывая работу, где изображено окно квартиры на первом этаже с решёткой в виде солнышка от незваных гостей, а на батарее сушатся колготки, невольно вспоминаешь своё детство, где тоже была подобная картинка: заботливо развешанные сушиться мамой или бабушкой детские колготки, варежки, носочки.
«Папа дома» – ещё одна инсталляция, сделанная художницей по детским воспоминаниям своих подписчиков. Алёна рассказала, что, готовясь к выставке, провела опрос среди своих подписчиков, предложив им ответить на вопросы о детстве, – всё это нашло отражение в работах художницы.
Не секрет, что число неполных семей, где ребёнка воспитывает мама с бабушкой, а папа появляется в семье эпизодически или его вообще нет, всегда зашкаливало. В работе автора папа представлен в образе тельняшки с распахнутыми рукавами, готовыми к объятиям – ведь когда папа появлялся, то для ребёнка это всегда был праздник.
«Чемоданчик с приданым», расположившийся в центре экспозиции, притягивал взгляды каждого. «У тебя что, своего дома нет?», «Никто на тебя не смотрит, кому ты тут нужна», «Ой, да ждёт тебя кто-то за границей» – эти фразы словно эхом из детства проносятся над каждым посетителем выставки.
«Это моя выпускная работа из Школы современного искусства, выставка была посвящена будущему, – рассказала Алёна. – Я решила порассуждать о том, что нам стоит нести с собой в будущее, а чего не стоит. Я взяла чемодан и запихнула в него такое метафорическое приданое из тех фраз, которые родители говорили нам в детстве. Вопрос, который я хочу задать, – брать этот чемоданчик с приданым с собой дальше по жизни или лучше его захлопнуть и убрать далеко на чердак и забыть о нём? Каждый решает сам».
Ностальгией накрывает и зелёненькое детское одеяльце, которое тоже было у каждого, и книжный шкаф, на полках которого часть книг просто пылилась, а часть зачитывалась до дыр, и плюшевые игрушки.
«Консерватор» – довольно необычная работа на огромном холсте ткани с изображением трёхглазых животных и птиц, странной девочки и консервных банок. Как рассказывает художница, люди разного поколения и воспринимают её по-разному: одни уверены, что речь о загрязнении окружающей среды, другие видят в картине борьбу молодых художников с консерватизмом старого искусства.
Алёна поделилась также интересной историей, связанной с этой работой: картина несколько месяцев провисела в Омске в метро. Правда, метро за 27 лет так и не построили, есть единственная платформа и та закрыта, а также огромный подземный пешеходный переход, который в последние годы стал своеобразным выставочным залом, галереей современного искусства, где художники рефлексируют на тему города.
«Зелёные человечки» – целая серия картин, представленных в экспозиции. Через эти работы художница рассказывает о себе и о брате, о том, как в обычной семье выросли такие незаурядные дети: брат занимается панк-музыкой, а сестра – современным искусством.
Здесь же картины, написанные по отцовским фотографиям. «Папа увлекался фотосъёмкой и фотографировал практически каждый шаг меня и моего брата. На одной из работ мне 4 года, и я переживаю, что бабушка нарядила меня в какой-то дурацкий платочек и заставила меня играть советскими игрушками, хотя мне хотелось Барби, домик для куклы, что было у моих обеспеченных подружек, чего у меня не было», – поясняет Алёна.
Приятно, что художнице удалось лично приехать и рассказать о своей выставке, в связи с большой занятостью такое не всегда получается. На этот случай Алёна создала «двойника» – куклу с изображением своего лица, которая всегда присутствует на выставке.
«Выставку хотелось сделать позитивной. Через творчество стараюсь пронести лёгкость, простоту, чтобы не отталкивало. Ведь современное искусство не всем понятно, но в формате игры его проще воспринимать. Да, за простыми яркими образами кроются разные мысли, рассуждения, и мне нравится запускать этот процесс осмысления», – подытожила автор экспозиции.
Выставка «Safe space» будет работать в ОКЦ «Горизонт» по ул. Ленина, 6 до 14 мая.
Лидия Ломакина
Фото автора
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее