О чём молчит бюджет
Объясняем. Бюджет в первом чтении – это планирование источников поступления доходов в казну на вменённой территории. Это определение, так сказать, карманов, из которых затем придётся черпать возможности для реализации намеченных программ и проектов. Это, скорее, даже более важный документ, чем планирование расходов. В нём за сухими цифрами скрыты весьма значимые вещи, на которые стоит обратить пристальное внимание.
Итак, что же кроется за принятым в октябре 2023 года Думой Чайковского округа в первом чтении муниципальным бюджетом?
Основным источником пополнения казны Чайковского городского округа является налог на доходы физических лиц. Предполагается, что начиная с 2024 года он ежегодно будет увеличиваться на 30-35 млн рублей, что косвенно предвещает повышение наших с вами доходов. Поскольку неожиданного скачка в приросте трудоспособного населения в Чайковском в ближайшее время не предвидится, увеличение поступлений от НДФЛ может означать только одно – дальнейшее индексирование заработных плат, пенсий, пособий и т. п.
Налог на доходы физических лиц:
2024 г. – 835 929 500 руб.
2025 г. – 865 587 500 руб.
2026 г. – 900 565 000 руб.
В то же время планируется незначительное (по сравнению с ростом НДФЛ) увеличение доходов от налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (на 500 тыс. рублей ежегодно), и прежде всего за счёт повышения доходов от акцизов на нефтепродукты. Но надо чётко понимать, что рост цен на бензин неизбежно приведёт к удорожанию продуктов питания, предметов первой необходимости и всего остального – это вещи взаимосвязанные, которые способствуют инфляции.
Судить о предстоящих темпах инфляции можно и по увеличению поступлений от налогов на совокупный доход (НДС). Планируется, что они будут расти в среднем на 10-15 млн рублей ежегодно, причём в основном за счёт «упрощёнки», а не патентов. Такой прирост мог бы дать, например, мощный скачок производства. Но в современных условиях, думается, это будет связано с подъёмом цен на продукцию, а не ускорением темпов развития промышленности.
Ожидается, что значительно (со 118 тыс. рублей до 2,7 млн рублей в течение года) возрастут поступления от сельскохозяйственного налога. Это может быть объяснимо резким увеличением валового сельхозпродукта (впрочем в это мало верится) либо серьёзным ростом цен на него. Ну, или (что вероятнее всего) какое-нибудь сильно задолжавшее сельхозпредприятие вернёт в казну старые долги. Хотя мы всё-таки больше склонны думать о росте цен…
Стоит также отметить, что доходы в бюджет от налогов на имущество физических лиц и земельного налога не изменятся, а значит, вряд ли на нашей территории в ближайшие три года начнётся строительный бум или масштабная раздача земельных участков населению. Зато практически в два раза увеличатся поступления от госпошлины на государственные юридические услуги.
Уменьшатся за три года и доходы в казну от использования и, особенно, от продажи (в десять раз! – с 2 млн рублей до 248 тыс. рублей) государственного и муниципального имущества: то ли продавать и сдавать в аренду уже нечего – всё распродали (кроме разве что земельных участков), то ли арендаторы куда-то поразбежались. В любом случае об эффективности использования казённого имущества говорить пока не приходится.
Снизятся безвозмездные поступления денежных средств от других уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, особенно дотации, субсидии и иные межбюджетные трансферты – с 2,5 млрд рублей до 1,7 млрд рублей. Учитывая, что бюджет Чайковского на 90 % дотационный, вряд ли можно говорить о серьёзном развитии городского округа, ну, разве что если нашу территорию вдруг объявят зоной опережающего развития! Однако такого, насколько нам известно, не запланировано.
В пояснительной записке к утверждаемому бюджету сказано: «Снижение объёма субсидий в 2025 году обосновано их сокращением в связи с отсутствием мероприятий по программам формирования современной городской среды, по строительству межшкольных стадионов, по модернизации систем коммунальной инфраструктуры… (а) Снижение объёма иных межбюджетных трансфертов в 2025 году обосновано сокращением их объёма в связи с отсутствием запланированных мероприятий по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда».
Между тем по программе «Комфортная городская среда» можно не только строить межшкольные стадионы и скверы вдоль центральных улиц, но и благоустраивать дворы. Однако в нашем случае рассчитывать на их массовое приведение в порядок, равно, как и повсеместное строительство детских площадок, а также комплексное развитие большинства сельских территорий, увы, бессмысленно.
А на что же тогда стоит рассчитывать? Ну, например, на инфляцию, которая, судя по таблице, «съест» практически весь прирост прогнозируемых в предстоящие годы доходов населения (см. таблицу внизу).
Из таблицы видно, что в 2022 году темпы инфляции фактически были выше темпов роста оплаты труда работников на территории Чайковского округа. В текущем году и следующем эти два показателя ожидаются примерно соизмеримыми, а затем инфляция снова поползёт вверх.
Таков он, предстоящий трёхлетний бюджет Чайковского округа, спланированный на основе базовых прогнозов. Хотелось бы, конечно, чтобы реальность оказалась лучше, но как показывает жизнь, рассчитывать на что-то большее пока не приходится.
Анна Васильева
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее