Туда, где соль
Прозываться «солёными ушами» и не увидеть, где и как добывалась соль для всей Руси-матушки, – обидное упущение. С большим удовольствием наша семья исправила это дело, совершив автопутешествие туда, «откуда есть пошла» земля Пермская. За один насыщенный субботний день мы побывали в соляных столицах Прикамья: Усолье, Соликамске, в новых и старых Березниках.
Чайковский – Березники
После обеда в пятницу делаем четыреста километров по автодороге до Березников – города-авангарда, как гласит стела на въезде. Ночёвка в местной гостинице.
А с утра в нашем распоряжении один солнечный субботний день и … влюбленный в родной уральский край житель Березников – Сергей Васильевич. Вперёд!
Наш гид начинает экскурсию с родных ему Березников. И, конечно же, направляет наши колёса в печально известные проваливающиеся районы Березников. По пути обращает внимание на указ правительства СССР от 1971 года о награждении березниковцев орденом Трудового Красного Знамени, запечатлённым на торце дома по проспекту Ленина, на сферическое здание первого в Советском Союзе широкоформатного кинотеатра «Авангард».
Масштабы березниковских провалов мы смогли оценить только издали, так как эти места теперь надёжно перегорожены. Брошенные людьми улицы многоэтажек – мрачноватое зрелище. Понимаю, что глаз чайковца совершенно не привык к такому. Сергей делится: «Когда город стал проваливаться, все обзавелись картами шахт, а теперь они исчезли из Интернета».
Мимо промышленных корпусов, проходных калийных производств по мосту переезжаем на правый берег Камы. «Вот сюда планируется переселить Березники», – указал наш гид рукой на возводимый микрорайон Любимов. Добавляет: «В народе прозван «Кресты». И вправду, на двадцатиэтажных громадинах крестообразная расцветка. А рядом – поле разрушающихся и разграбляемых коттеджей-пятиминуток – наследие прежнего губернаторства.
Березники – Усолье
Усолье расположилось прямо напротив березниковского содового и других заводов. Это жемчужина. Небольшой городок, ныне микрорайон Березников. Но именно с него в 1606 году началась соляная история Прикамья. С начала XVII века Усольская слободка становится солеваренным центром династии Строгановых. В период расцвета число соляных шахт в Усолье достигало сорока.
После подтопления, связанного со строительством ГЭС на Каме, исторические постройки XVII-XVIII веков оказались на острове. Сразу после мостика, соединяющего современное Усолье и историческое, нас встретила красивейшая Никольская церковь. Её спроектировал архитектор Андрей Воронихин, крепостной Строгановых, автор Казанского собора в Санкт-Петербурге. В Никольской церкви присутствует и питерская деловитость, например, часы на звоннице, поющие в полдень «Боже царя храни».
На территории островка исторического Усолья сосредоточились 40 памятников архитектуры: каменные палаты Строгановых, Голицыных, соборная колокольня, имеющая угол наклона, совсем как Пизанская башня, церкви, храмы, часовни, здания конторы и типографии Тарасова, купеческие дома. Купеческие дома ранее составляли целую улицу. Теперь в удовлетворительном состоянии остались дом купца Брагина, магазин купца Жакова, сохранилось помещение складов. А вот солевые заводы, находящиеся в двух концах от главных построек исторического Усолья, не сохранились из-за времени и подтопления. Чтобы посетить их старшего брата мы отправляемся в Соликамск.
Усолье – Усть-Боровской сользавод
От Усолья до Соликамска чуть больше 30 километров. По пути бурное дорожное строительство, рукотворные горы из отработанных пород, серенькие поезда вагонеток, везущих руду всё вверх и вверх, первое рудоуправление, второе… – как дополнение к березниковским индустриальным пейзажам.
Первая остановка в Соликамске – Усть-Боровской солеваренный завод. Он стоит прямо на живописном камском берегу. Сользавод – это музей истории соли под открытым небом, аналогов в России не имеет.
Деревянный, построен в 1878 году купцом Рязанцевым, производил соль на протяжении века – 94 года. Экспонаты музея: две рассолоподъёмные башни, два ларя, три варницы, амбар, изба и контора – всё это стоит на тех же местах, где и было построено.
В экспонаты можно зайти, вдохнуть чёрной старины (чёрной – по цвету огромных столетних, серебристых от соли брёвен, из которых сложены срубы башни, варницы). А в башне можно заглянуть в шахту, откуда выкачивался рассол, и увидеть блеск солёной воды на глубине более ста метров.
Одним из впечатливших меня экспонатов музея стала фотография реальных работников сользавода – соленосов. На ней небогатырского сложения мужчины, женщины. Мужчины в лаптях, женщины почему-то босиком. За их спинами большие белые мешки. Мешки с вываренной солью соленосы носили из варниц в амбары, где она хранилась, а по весне отправлялась на баржах вниз по реке. Мужская норма веса мешка с солью для соленосов составляла – 5-5,5 пудов (80-90 кг), для женщин – 3 пуда (49 кг). Мешки были высокие, и соль от них оседала на ушах, отсюда и пошло прозвище «пермяк–солёные уши».
На сользаводе всё дышит стариной, но совсем нет музейной тишины. Очень много посетителей, группы туристов идут одна за другой. На территории активное движение: гостей зовёт фестиваль кузнецов «Огни Гефеста», рядом – мини-варница, где все желающие варят соль.
Спасибо министерству культуры
И в Усолье, и в музее соли мы воспользовались услугами милых барышень-экскурсоводов. Нас не смутила символическая цена за экскурсии, а их – наша немногочисленная группа из пяти человек.
А по всему пути следования нас сопровождали содержательные и красочные стенды туристического информационного центра «Пермь Великая», которые, как мы узнали, устанавливаются в рамках мероприятий по развитию инфраструктуры на туристических маршрутах Пермского края. На них размещены фотографии и информация о достопримечательностях, входящих в маршруты, карты, километраж, ссылки на официальный туристический портал Пермского края. Ими вполне можно пользоваться для самостоятельных путешествий. Среди разработанных маршрутов такие, как «Наследие династии Строгановых», «Пермь Великая», «Маршрутом северной экспедиции» и другие. А мы, например, знакомились с «Соляными столицами».
Отрадно признать, что на всех исторических объектах мы увидели заботу, ухоженность, заинтересованность и активную востребованность.
Боровск – Соликамск
Завершающий аккорд нашего автопутешествия – посещение исторического центра Соликамска, который представляет впечатляющий архитектурный комплекс.
Первой нас встречает уникальной красоты Богоявленская церковь. Дом воеводы постройки XVII века поражает строгостью и суровостью лет своих. Впечатляет уходящий ввысь шпиль Соборной колокольни, чуть поклонившийся времени. Особые эмоции – у полосатого столба первого километра Бабиновской дороги, которая полтораста лет соединяла центральную Россию с Сибирью. И в заключение, как всплеск, завораживающий бело-голубой красавец Свято-Троицкий собор, по праву занимающий центральное место в соликамском архитектурном ансамбле. На его постройку в 1684 году сам государь пожаловал 200 рублей. Было построено архитектурное чудо, с высоты холма смотрящее на город, ничуть не хуже царских палат.
Отмечаем, что все здания комплекса или реставрируются или отреставрированы. И вид имеют очень нарядный. Солнце, играя на золотых маковках, добавляет радости и праздника от встречи с прекрасным. Фотография на память у арт-объекта «Соликамская солонка» и – домой.
Довольные до самых своих солёных ушей мы благодарим Сергея за полноценный туристический день и строим планы на следующие путешествия по родному краю.
Лилия Глухова
Усолье было основано в 1606 году как центр солеваренной промышленности на месте слободы Новое Усолье. До конца XVIII века Новое Усолье было главным селением Строгановых на Каме. В 1895 году насчитывалось 40 соляных скважин.
Музей соли находится в северной части Соликамска – в микрорайоне Боровск. От исторического центра города до музея – около 10 км.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее