«В делах, стихах, рисунках, детях мои останутся следы…»
Осень – поэтическая пора. Говорят, что это не время года, а состояние души. Самое время пообщаться с творческими людьми. Гостьей редакции «Частного Интереса» стала известная чайковская поэтесса Валентина Шарко.
Стиль жизни – творческий
Рассказать об этой интересной и необычайно скромной женщине, которая для меня представляет целую эпоху, я задумала давно. Её стихи известны, на них написаны романсы, изданы книги с её участием. Без всякого преувеличения можно сказать, что вклад Валентины Шарко в литературную жизнь нашего города огромен. Валентина Николаевна – пример лучших представителей советской интеллигенции, утончённый сплав технаря и лирика.
Она приехала в Чайковский с мужем и детьми в далёком 1979-м, в 1982-м – принесла свои стихи в литературное объединение при газете «Огни Камы», влившись в беспокойную волну чайковских авторов. Сегодня Валентина Николаевна – бабушка троих внуков и по праву считается старейшиной литобъединения.
Мне интересна Валентина Николаевна как человек, как женщина и мама. Я училась вместе с её сыном Леонидом в школе, потом, в лихие 90-е, в университете, и прекрасно представляю, что именно на мамины плечи прежде всего ложились тяготы перестроечной неразберихи, дефицита, безденежья. Поразительно, как сквозь житейскую сутолоку Валентина Николаевна проносит поэтическое восприятие мира, гражданственность – не лозунговую, а выверенную высоким нравственным мерилом.
Хрупкая, бесконечно интеллигентная, простая, без пафосности, а совсем наоборот: с детским восторгом, юмором, застенчивостью и умением удивляться.
«Я не приучилась создавать себе имидж высокий, иметь самомнение… Мне это настолько чуждо, настолько не нужны никакие имиджи… Хотя, может быть, и зря…» – говорит Валентина Николаевна.
Очень хорошо приняли Валентину Николаевну нынешние пятиклассники, когда мы пригласили её к нам в класс. Она просто рассказывала о своей собаке Джеке, о коте, стерегущем холодильник, о том, как однажды встретилась ворона на вокзале и как из этой встречи родились стихи… И дети заворожённо слушали её рассказы о жизни вперемешку со стихами. Особенно их заинтриговала история о чемодане на чердаке.
Чемодан со стихами
– Валентина Николаевна, расскажите историю о том, что к стихам Вы пришли через чемодан на чердаке.
– Мой отец был сельским учителем в Мордовии. У него было много книг, а в нашем скромном домике их негде было хранить. И вот мы с сестрой, мне тогда лет десять было, обнаружили на чердаке чемодан с книгами. Стали его разбирать. Ей попался, по-моему, какой-то роман, а мне томик стихов Пушкина. Потом я вынула из чемодана Лермонтова, Некрасова. С тех пор я заболела поэтическим словом. Так от папы мне достался «чемодан литературы», а от его братьев – художнические способности. Особенно удачно у меня получаются портреты, как в стихах, так и на бумаге.
– Ещё в школе Вы серьёзно увлеклись поэзией. Но поступаете в Мордовский госуниверситет на специальность химика-органика…
– Как это обычно бывает, я пошла по стопам своего самого любимого учителя – преподавателя химии. К тому же сыграли свою роль и мода, и необходимость. Немного жалею, что выбрала техническую специальность. Но работа у меня всегда была интересной, живой, часто связанной с наукой и творчеством. На последнем курсе института я работала во Всесоюзном НИИ источников света, потом в городе большой химии – Стерлитамаке – на опытно-промышленном нефтехимическом заводе. В Чайковском заведовала лабораторией винзавода, была там секретарём парторганизации. В 1985 году пришла на завод «Точмаш», потом работала на предприятии «Медприбор». На последнем мне удалось сделать небольшое открытие в гальванике, облегчившее утилизацию отходов, образующихся в процессе электрополировки. Его до сих пор используют на предприятиях Чайковского. Где трудилась, о том и были мои стихи: о людях рабочих профессий, о служебных командировках, о дорогах, станциях, вокзалах...
Я слово живое несу
– Валентина Николаевна, как к Вам приходят поэтические строчки? Легко ли, трудно ли рождаются стихи?
– Никогда я не знала, что такое писать за столом. Я вечно по хозяйству, в работе, а в халатике – всегда блокнотик с карандашом. Если строчка придет – запишу. А стол весь в листочках с записями строк. Потом, когда время бывает, сажусь, разбираю записи, записываю стихи.
Что такое работа за столом я поняла только сейчас, с возрастом: когда составляю сборники, когда нужно написать что-то серьёзное, заставляю себя сесть за стол. Например, так я писала посвящение к юбилею поэта-фронтовика Евгения Орловского.
А иногда за строчками приходилось совершать далёкие путешествия. Как-то в газетной вырезке я увидела фотографию мемориала, открытого в Латвии на месте бывшего концлагеря «Саласпилс». Решила, мне нужно обязательно там побывать. И поехала.
– Так родилось одно из самых сильных и проникновенных Ваших стихотворений «В Саласпилском мемориале». Это словно набат! Валентина Николаевна, у Вас всегда были ответственные должности, вместе с тем Вы заботливая мама и руки ваши всегда в работе, всегда заняты. Ведь это ваши строчки: «Я слово живое несу в натруженных жарких ладонях...» Как находится время для литературного творчества?
– Да, это про меня. Вечная женская хозяйственная суета. Об этом у меня есть стихотворение «Женские заботы»: «Приду домой с работы, служебный сброшу груз, за женские заботы безропотно примусь…» Сейчас я живу в частном доме, где тоже много дел, у меня кошки, собака, огород. Да, быт очень отвлекает от работы над сборниками и собственными, и чужими. Но при любой занятости всегда находится лазейка для поэзии, она просачивается сквозь любые дела, находит для себя минутки.
– Назовите своих любимых поэтов. Может быть, кто-то из них был Вашим наставником?
– Всего лет пятнадцать назад я пришла к Блоку. Увлеклась им. Другая у меня история с Лермонтовым. Как-то в школе поставила себе цель выучить наизусть поэму «Демон», она совершенна по форме. Книга с поэмой поселилась у меня под подушкой на несколько лет. Теперь знаю две трети произведения, не доучила лишь концовку поэмы, она мне не к душе. Но какое там описание природы Кавказа! И, представляете, только относительно недавно я это оценила. Всегда говорю: читайте прилежнее.
Кроме того, в молодости как человек послевоенный я зачитывалась стихами Ольги Берггольц, Риммы Казаковой, Юлии Друниной.
Мне довелось вести переписку с двумя именитыми современными поэтами: Николаем Грибачёвым и Глебом Горбовским. Их главные уроки: писать надо, но не нужно искусственно выискивать врагов с фонарём, к людям относиться уважительно и внимательно. У Глеба Горбовского я научилась наблюдательности, вниманию к мелочам.
С рыцарской преданностью
– Ваша бескорыстная преданность искусству слова проявляется и в том, что Вы активно участвуете в литературной жизни города, Вы член жюри литературных конкурсов, редактор литературной страницы объединения при газете «Огни Камы». Расскажите о Вашей подвижнической работе – участии в составлении сборников чайковских авторов.
– Первым моим опытом были два издания книг стихотворений одного из лучших чайковских поэтов – Валерия Иванова. Он был инвалидом, не мог ходить, и я сама предложила ему помощь в издании сборника. Эти книги есть в библиотеках города.
Больше года мы с коллективом соавторов работали над крупным сборником «Пусть будет света торжество», вышедшим в 2015 году. Там собраны произведения семидесяти четырёх авторов Чайковского.
Также при моём непосредственном участии изданы сборники Евгения Колегова «На перевале», «Моей жизни река» Людмилы Замятиной. В 2019 году вышла книга стихов заринского поэта Евгения Лузина «Алый парус». В этом году вышел первый выпуск альманаха «Камская волна», который мы посвятили 75-летию Великой Победы. Сразу же начала работу над вторым выпуском альманаха. Ещё примерно месяц работы – и он будет готов к изданию.
Сборники стихов Валентины Шарко
2000 г. – «Постижение дороги»
2006 г. – «Моё наследство»
2013 – «Земля – имя женское»
2018 – «Колыбельная для Федоры»
2020 – «У меня собака Джека»
– Вы обмолвились, что продолжаете составлять свой следующий сборник…
– Да, можно сказать, сейчас параллельно работаю над шестой своей книгой. С 2013 года вышли только детские сборнички, а накопились и взрослые стихи тоже. В готовящийся сборник я решила включить и свои статьи о путешествиях по литературным местам. За последние годы я побывала в Тарханах, в лермонтовских местах. В 2018 году совершила «паломничество» в усадьбу Блока Шахматово, так появилась статья «Измеряю даль пути». Ранее, в 2010 году, к 130-летию Александра Блока была опубликована статья «Простим угрюмство».
– Валентина Николаевна, что для Вас литература, искусство слова?
– Самое главное в жизни! Причём я это говорю без всякого пафоса, так и есть. Само счастье и смысл. Мне 77 лет и я удивляюсь до сих пор тому, о чём сказано в моём стихотворении «Всё в этом мире взаимосвязано»: «Мне удивительны связей истоки: лягут слова в стихотворные строки, станут чарующей музыкой звуки, в нас пробуждая и радость, и муки»…
Чем ещё дополнить образ Валентины Николаевны? Наверное, вот этим: материнской заботой и желанием делиться. На поэтический урок пятиклассникам она принесла для всех сладости, может быть, ничего особенного, но настроение у ребят явно поднялось. На интервью в редакцию Валентина Николаевна тоже пришла не с пустыми руками – принесла яблоки с собственного огорода, помытые, в чистом полотенце. Очень вкусные.
«В делах, стихах, рисунках, детях мои останутся следы», – считает чайковская поэтесса. А мне думается, что следы останутся также в сердцах тех, кому довелось общаться с этим неординарным человеком.
Лилия Глухова
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее