Через Пермский край за 28 дней
Рубрика:
Новости
Четверг,27.09.2012
Через тернии — к Косьве
Движение, как и предполагалось, было небыстрым. Разогнаться под дождем в болоте глубиной до полутора метров в окружении огромных завалов деревьев было как-то затруднительно. Эти самые завалы, через которые невозможно было перелезть, тянулись иногда на десятки метров. Да и лезть вверх под тяжестью рюкзаков не очень хотелось. А значит, единственный вариант преодолеть препятствие — обойти. Чем мы успешно и занимались на протяжении всего дня. Передохнуть довелось лишь тогда, когда группа поднялась на водораздел Вишеры и Косьвы. На север отсюда течет речка Ольховка (приток Улса, который, в свою очередь, впадает в Вишеру), а на юг — Сухой Тыпыл (сливаясь с рекой Ольвой, образует реку Тыпыл — приток Косьвы). Учитывая, что это самое высокое место в радиусе пары десятков километров, нетрудно догадаться, что воды здесь было куда меньше, чем прежде, — она не доходила даже до колена, ерунда. Да и бурелом закончился, сменившись стройными невысокими березками. Но, пройдя едва ли километр, группа вновь оказалась в непролазных дебрях североуральских лесов. Здесь на глаза попался скромный ручеек, который и был тем самым Сухим Тыпылом. Согласно карте и навигатору, всего через несколько километров он должен был превратиться в приемлемую для сплава реку. Именно так и оказалось. Дойдя до места, где Сухой Тыпыл показался нам вполне полноводным, разбили лагерь и отправились спать.
Как выяснилось на следующий день, решение вставать на воду было принято несколько поспешно. Глубина реки позволяла двигаться вполне свободно, но вот завалы от берега до берега через каждые пятьдесят-сто метров портили все удовольствие от сплава. Причем завалы эти нельзя было преодолеть ни с ходу, ни даже проводкой катамарана по воде с берега. Единственный вариант — выходить на сушу, брать катамаран на руки, обносить его вокруг завала и снова отправляться в путь по воде. Последовательность действий спустя десятка два повторений была отточена до совершенства. Но и этим мучениям был конец. Вскоре Сухой Тыпыл слился с Ольвой, став в несколько раз шире и глубже и образовав реку Тыпыл.
На следующий день вышли на Косьву. Ее русло в месте впадения Тыпыла — официальная граница Северного и Среднего Урала. И стоило нам пересечь эту границу, как на небе засветило солнце, вокруг запорхали бабочки, а в лесу появились тропинки. Чувствовалось, что та самая полумифическая «южная точка», к которой мы движемся, все ближе. Все путешествие по Косьве, включая прохождение Косьвинского порога, не отняло много сил и не сопровождалось чем-то экстраординарным. Вполне себе такой халтурный сплав под ясным небом в стиле эдакого корпоративного уик-энда с видом на вершины в заповеднике Басеги, разве что без алкоголя.
Край медведей и безумных женщин
Завершился очередной водный участок в том месте, где в Косьву впадает практически незаметный с воды ручей — речка Сухая. Отсюда нам предстояло уходить на юг уже пешком.
Пеший путь пролегал через очередной водораздел — на этот раз Косьвы и Усьвы. Особых препятствий здесь не было, если не считать очередной встречи с косолапым (теперь уже нос к носу) и довольно неудобного брода через речку Першу — приток Усьвы. Но и этот брод был, пусть с матом и проклятиями, но все-таки преодолен. А затем, едва ли не впервые за весь поход, — пешком по дороге. Грунтовой и разбитой лесовозами, но все-таки настоящей действующей автомобильной дороге. Путь лежал довольно далеко — к реке Койве. Проходя по мосту через Усьву, мы не могли не искупаться (погода была очень жаркой), чем, очевидно, внесли некоторое смущение в обыденную жизнь аборигенов, особенно из числа барышень, проезжающих через этот самый мост на автомобилях. К туристам они наверняка привыкли, особенно в мае, но вот к голым туристам под мостом — судя по всему, нет. Иначе как объяснить тот блеск в глазах и попытки выбраться из машины на полном ходу? К счастью, а может, и к сожалению, планы коварных мест-ных женщин не увенчались успехом, и мы с ними так и не познакомились. Вместо этого отправились дальше.
Спустя пару дней и огромное количество километров, точно подсчитать их теперь вряд ли удастся, мы наконец-таки добрались до Койвы. Речка, стоит сказать, довольно отвратительная. Узкое русло, поросшее кустами и влаголюбивыми ветвистыми деревьями, создавало большое количество неудобств при маневрировании. Время от времени напоминали о себе и коряги на дне, цепляя днище катамарана. Ну, и наконец, нет на этой реке хоть сколько-нибудь интересных в спортивном отношении участков. Правда, стоит оговориться, кое-где в русле реки все же лежит пара камней, которые в половодье создают на реке хоть какую-то видимость чего-то неспокойного, пугая новичков и первоклашек. Но к середине июня и от этого участка не осталось никаких следов.
Нас осталось трое
Здесь же, на Койве, произошел важный момент, внесший существенные коррективы в дальнейшее движение группы. В районе поселка Теплая Гора, где есть зона покрытия сетей операторов мобильной связи, Валера Бендер решил позвонить домой. В ходе разговора выяснилось, что у него возникли какие-то проблемы на работе, требующие его немедленного вмешательства. Благо, добраться из Теплой Горы до Перми можно без проблем в любое время дня и ночи. А потому было принято решение, что Валера нас покидает, и далее мы движемся уже втроем.
Именно так, втроем, добрались до железнодорожного моста через Койву, где наше путешествие по этой реке подошло к концу. Отсюда пешком по шпалам группа двинулась дальше на юг.
Дорога до Чусовой
Переход планировался до заброшенного алмазодобывающего карьера у истока реки Серебряной — притока Чусовой. На второй день пути был установлен рекорд маршрута — более сорока километров пешком под тридцатикилограммовыми рюкзаками за сутки. Дойдя до того самого карьера, мы обнаружили, что сплав отсюда, как планировалось, невозможен. Просто опоздали, высокая вода уже ушла. Значит — снова пешком. Шли несколько дней до тех пор, пока не добрались до поселка Серебрянка — встать на воду можно было только здесь.
Очередной сплав занял совсем немного времени. В Серебрянке встали на воду во второй половине дня, а уже следующим утром мы разбирали катамаран в поселке Кын, что на Чусовой. Опять же, все тихо и спокойно — ни гор, ни перевалов, ни снега, ни порогов, ни завалов. Все это давно осталось где-то далеко на Северном Урале. А теперь перед нами были лишь аккуратные тропинки, грунтовые дороги и магазины в попадавшихся на пути деревнях и поселках. Дорога дальше на юг вела к очередной реке — Сылве.
О роли бобров в спортивных путешествиях
Путь занял несколько дней. Где-то на подходах к той самой Сылве мы добрались до примечательного участка — бродов через реки Бизь и Большой Бизь. Первый был преодолен без проблем. Со вторым возникла накладка. Реку облюбовали бобры. Соответственно, посреди леса возникла плотина, а за ней — огромное затопленное пространство, посреди которого возвышались прямо из воды рябины и разные крупные кустарники. Все бы ничего, но от силы сто метров здесь пришлось преодолевать не менее получаса, поскольку топать по колено в воде не хотелось. Обрушив на бобров и их плотину все возможные проклятия, мы все-таки сумели выбраться на сушу по поваленным деревьям и редким кочкам и продолжить путь.
Далее был брод и через саму Сылву — в ее верховьях. Ширина реки здесь составляет около десятка метров, глубина — не более двух. Все удовольствие от пересечения водного препятствия с набитыми рюкзаками портил лишь противоположный глинистый берег. В принципе, сплав можно было бы начать и отсюда, но ниже по течению река начинает сильно петлять, а наматывать лишние километры никому не хотелось. Быстрее было дойти пешком до приемлемого участка.
Сылва — река непуганых рыб
До Сылвы добрались дня через три. Река спокойная и полноводная, совсем не то, что мелкая и вредная Койва, скрючившаяся между тесных грязных берегов, заросших кустами. Поразило обилие рыбы, которая плескалась в прозрачной воде возле самого борта катамарана, мгновенно занимая туристов разговорами о рыбалке.
Тем временем подошел к концу и сплав по Сылве. Далее водных участ-
ков уже не планировалось. Оставался заключительный пеший переход до самой южной точки Пермского края, расположенной в Октябрьском районе. Дабы не тащить дальше в рюкзаке катамаран, который теперь был для группы бесполезен, погрузили его в машину, отправлявшуюся в Пермь из ближайшей деревни. И пешком, а правильнее сказать бегом, на юг.
Финиш
Заключительный отрезок пути занял несколько дней. И вот 28 июня 2009 года трое туристов достигли той самой точки, в которой путешествие длиной более тысячи километров подходило к концу. Это место на границе с Башкортостаном абсолютно ничем не примечательно — просто точка на опушке леса. Найти ее с точностью до нескольких метров удалось исключительно благодаря навигатору — карта была бы практически бесполезна.
А затем — звонок в такси, благо, связь здесь ловила, погрузка в машину, переезд на автовокзал в Октябрьский и дорога в Пермь.
Движение, как и предполагалось, было небыстрым. Разогнаться под дождем в болоте глубиной до полутора метров в окружении огромных завалов деревьев было как-то затруднительно. Эти самые завалы, через которые невозможно было перелезть, тянулись иногда на десятки метров. Да и лезть вверх под тяжестью рюкзаков не очень хотелось. А значит, единственный вариант преодолеть препятствие — обойти. Чем мы успешно и занимались на протяжении всего дня. Передохнуть довелось лишь тогда, когда группа поднялась на водораздел Вишеры и Косьвы. На север отсюда течет речка Ольховка (приток Улса, который, в свою очередь, впадает в Вишеру), а на юг — Сухой Тыпыл (сливаясь с рекой Ольвой, образует реку Тыпыл — приток Косьвы). Учитывая, что это самое высокое место в радиусе пары десятков километров, нетрудно догадаться, что воды здесь было куда меньше, чем прежде, — она не доходила даже до колена, ерунда. Да и бурелом закончился, сменившись стройными невысокими березками. Но, пройдя едва ли километр, группа вновь оказалась в непролазных дебрях североуральских лесов. Здесь на глаза попался скромный ручеек, который и был тем самым Сухим Тыпылом. Согласно карте и навигатору, всего через несколько километров он должен был превратиться в приемлемую для сплава реку. Именно так и оказалось. Дойдя до места, где Сухой Тыпыл показался нам вполне полноводным, разбили лагерь и отправились спать.
Как выяснилось на следующий день, решение вставать на воду было принято несколько поспешно. Глубина реки позволяла двигаться вполне свободно, но вот завалы от берега до берега через каждые пятьдесят-сто метров портили все удовольствие от сплава. Причем завалы эти нельзя было преодолеть ни с ходу, ни даже проводкой катамарана по воде с берега. Единственный вариант — выходить на сушу, брать катамаран на руки, обносить его вокруг завала и снова отправляться в путь по воде. Последовательность действий спустя десятка два повторений была отточена до совершенства. Но и этим мучениям был конец. Вскоре Сухой Тыпыл слился с Ольвой, став в несколько раз шире и глубже и образовав реку Тыпыл.
На следующий день вышли на Косьву. Ее русло в месте впадения Тыпыла — официальная граница Северного и Среднего Урала. И стоило нам пересечь эту границу, как на небе засветило солнце, вокруг запорхали бабочки, а в лесу появились тропинки. Чувствовалось, что та самая полумифическая «южная точка», к которой мы движемся, все ближе. Все путешествие по Косьве, включая прохождение Косьвинского порога, не отняло много сил и не сопровождалось чем-то экстраординарным. Вполне себе такой халтурный сплав под ясным небом в стиле эдакого корпоративного уик-энда с видом на вершины в заповеднике Басеги, разве что без алкоголя.
Край медведей и безумных женщин
Завершился очередной водный участок в том месте, где в Косьву впадает практически незаметный с воды ручей — речка Сухая. Отсюда нам предстояло уходить на юг уже пешком.
Пеший путь пролегал через очередной водораздел — на этот раз Косьвы и Усьвы. Особых препятствий здесь не было, если не считать очередной встречи с косолапым (теперь уже нос к носу) и довольно неудобного брода через речку Першу — приток Усьвы. Но и этот брод был, пусть с матом и проклятиями, но все-таки преодолен. А затем, едва ли не впервые за весь поход, — пешком по дороге. Грунтовой и разбитой лесовозами, но все-таки настоящей действующей автомобильной дороге. Путь лежал довольно далеко — к реке Койве. Проходя по мосту через Усьву, мы не могли не искупаться (погода была очень жаркой), чем, очевидно, внесли некоторое смущение в обыденную жизнь аборигенов, особенно из числа барышень, проезжающих через этот самый мост на автомобилях. К туристам они наверняка привыкли, особенно в мае, но вот к голым туристам под мостом — судя по всему, нет. Иначе как объяснить тот блеск в глазах и попытки выбраться из машины на полном ходу? К счастью, а может, и к сожалению, планы коварных мест-ных женщин не увенчались успехом, и мы с ними так и не познакомились. Вместо этого отправились дальше.
Спустя пару дней и огромное количество километров, точно подсчитать их теперь вряд ли удастся, мы наконец-таки добрались до Койвы. Речка, стоит сказать, довольно отвратительная. Узкое русло, поросшее кустами и влаголюбивыми ветвистыми деревьями, создавало большое количество неудобств при маневрировании. Время от времени напоминали о себе и коряги на дне, цепляя днище катамарана. Ну, и наконец, нет на этой реке хоть сколько-нибудь интересных в спортивном отношении участков. Правда, стоит оговориться, кое-где в русле реки все же лежит пара камней, которые в половодье создают на реке хоть какую-то видимость чего-то неспокойного, пугая новичков и первоклашек. Но к середине июня и от этого участка не осталось никаких следов.
Нас осталось трое
Здесь же, на Койве, произошел важный момент, внесший существенные коррективы в дальнейшее движение группы. В районе поселка Теплая Гора, где есть зона покрытия сетей операторов мобильной связи, Валера Бендер решил позвонить домой. В ходе разговора выяснилось, что у него возникли какие-то проблемы на работе, требующие его немедленного вмешательства. Благо, добраться из Теплой Горы до Перми можно без проблем в любое время дня и ночи. А потому было принято решение, что Валера нас покидает, и далее мы движемся уже втроем.
Именно так, втроем, добрались до железнодорожного моста через Койву, где наше путешествие по этой реке подошло к концу. Отсюда пешком по шпалам группа двинулась дальше на юг.
Дорога до Чусовой
Переход планировался до заброшенного алмазодобывающего карьера у истока реки Серебряной — притока Чусовой. На второй день пути был установлен рекорд маршрута — более сорока километров пешком под тридцатикилограммовыми рюкзаками за сутки. Дойдя до того самого карьера, мы обнаружили, что сплав отсюда, как планировалось, невозможен. Просто опоздали, высокая вода уже ушла. Значит — снова пешком. Шли несколько дней до тех пор, пока не добрались до поселка Серебрянка — встать на воду можно было только здесь.
Очередной сплав занял совсем немного времени. В Серебрянке встали на воду во второй половине дня, а уже следующим утром мы разбирали катамаран в поселке Кын, что на Чусовой. Опять же, все тихо и спокойно — ни гор, ни перевалов, ни снега, ни порогов, ни завалов. Все это давно осталось где-то далеко на Северном Урале. А теперь перед нами были лишь аккуратные тропинки, грунтовые дороги и магазины в попадавшихся на пути деревнях и поселках. Дорога дальше на юг вела к очередной реке — Сылве.
О роли бобров в спортивных путешествиях
Путь занял несколько дней. Где-то на подходах к той самой Сылве мы добрались до примечательного участка — бродов через реки Бизь и Большой Бизь. Первый был преодолен без проблем. Со вторым возникла накладка. Реку облюбовали бобры. Соответственно, посреди леса возникла плотина, а за ней — огромное затопленное пространство, посреди которого возвышались прямо из воды рябины и разные крупные кустарники. Все бы ничего, но от силы сто метров здесь пришлось преодолевать не менее получаса, поскольку топать по колено в воде не хотелось. Обрушив на бобров и их плотину все возможные проклятия, мы все-таки сумели выбраться на сушу по поваленным деревьям и редким кочкам и продолжить путь.
Далее был брод и через саму Сылву — в ее верховьях. Ширина реки здесь составляет около десятка метров, глубина — не более двух. Все удовольствие от пересечения водного препятствия с набитыми рюкзаками портил лишь противоположный глинистый берег. В принципе, сплав можно было бы начать и отсюда, но ниже по течению река начинает сильно петлять, а наматывать лишние километры никому не хотелось. Быстрее было дойти пешком до приемлемого участка.
Сылва — река непуганых рыб
До Сылвы добрались дня через три. Река спокойная и полноводная, совсем не то, что мелкая и вредная Койва, скрючившаяся между тесных грязных берегов, заросших кустами. Поразило обилие рыбы, которая плескалась в прозрачной воде возле самого борта катамарана, мгновенно занимая туристов разговорами о рыбалке.
Тем временем подошел к концу и сплав по Сылве. Далее водных участ-
ков уже не планировалось. Оставался заключительный пеший переход до самой южной точки Пермского края, расположенной в Октябрьском районе. Дабы не тащить дальше в рюкзаке катамаран, который теперь был для группы бесполезен, погрузили его в машину, отправлявшуюся в Пермь из ближайшей деревни. И пешком, а правильнее сказать бегом, на юг.
Финиш
Заключительный отрезок пути занял несколько дней. И вот 28 июня 2009 года трое туристов достигли той самой точки, в которой путешествие длиной более тысячи километров подходило к концу. Это место на границе с Башкортостаном абсолютно ничем не примечательно — просто точка на опушке леса. Найти ее с точностью до нескольких метров удалось исключительно благодаря навигатору — карта была бы практически бесполезна.
А затем — звонок в такси, благо, связь здесь ловила, погрузка в машину, переезд на автовокзал в Октябрьский и дорога в Пермь.
Просмотров: 517
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: