«Нет «трудных» детей, есть «трудные» взрослые!»


Четверг,28.06.2007


Елена
Валерьевна Желнова,
методист подростково‑молодежного клуба по месту жительства «Поиск», — единственный в нашем городе социальный педагог с высшей квалификационной категорией и более чем десятилетним стажем работы в этой должности. Сегодня в клубе, сотрудничая с другими специалистами, она создает для заринских ребят «островок надежды» — то место, куда бы они не боялись прийти, находясь даже в самой отчаянной ситуации.
— Елена Валерьевна, скажите пожалуйста, почему вы решили, что клуб должен иметь социально-психологическую направленность?
— Исследуя портрет аудитории — детей и родителей, которые приходят в «Поиск», — я поняла, что именно здесь необходимо создавать «островок надежды». Ребята в основном из неблагополучных семей, у многих проблемы в школе, непонимание дома. Им необходимо знать, что где-то им всегда рады, готовы помочь и не отвернутся в трудную минуту. Здесь они могут поделиться своими проблемами с другими и получить квалифицированную помощь, психологическую поддержку. Поэтому в следующем учебном году мы запускаем новую программу деятельности клуба. Она направлена на то, чтобы дать детям жизненно важные навыки, создать условия, необходимые для позитивной жизнедеятельности, и развивать их положительные личностные качества.
— Но, несмотря на то, что программа начнет работать только в сентябре, нововведения начались давно. Что вы уже успели сделать?
— Мы начали с создания уютной, домашней обстановки. Избавились от старых вещей, поработали над дизайном комнат и кабинетов, сделали их более яркими, привлекательными. Ведь очень важно, чтобы сама обстановка в клубе располагала к открытому, неформальному общению.
У нас открылся кабинет социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, на базе которого работает объединение неформального общения «Бумеранг», кабинет психолого-педагогической поддержки для ребят и их родителей. Здесь же существует объединение «Жилетка», куда подростки могут прийти и «поплакаться», пожаловаться на судьбу и получить квалифицированную помощь психолога. Принципы общения у нас — индивидуализация, гуманизация, доверие. Неважно, что ребенок совершил, самое главное — помочь ему, подсказать выходы из ситуации, объяснить, где он виноват, а где нет…
Первый год в клубе работает Молодежная правозащитная приемная и Служба примирения, где молодые люди обучаются навыкам бесконфликтного общения. Есть кабинет эстетики, гостиная, где проводится работа с родителями: собрания, тренинги, консультации. Сюда можно прийти всей семьей и вместе со специалистами разобрать существующий конфликт отцов и детей. На занятиях юных модельеров девочки из малообеспеченных семей будут перешивать старую одежду на новый лад. Это особенно актуально, когда родители не могут купить ребенку желаемую вещь. С сентября в «Поиске» начнет работать кабинет начальной военной подготовки «Спецназ».
— Но ведь клуб — это, в первую очередь, досуговое учреждение, в котором должно быть много кружков, секций… А кабинеты социального педагога и психолога есть в каждой школе.
— Есть, но дети боятся обратиться туда со своими проблемами, потому что распространятся слухи, пойдет резонанс, и школа отыграется на ребенке.
Клубная система — это очень хорошая форма работы с детьми во внеурочное время. В клубах развита территория свободного общения, здесь соблюдаются права как взрослых, так и подростков, молодежи. Это позволяет поговорить с ребятами на любую волнующую их тему. В школе такого нет. Если ты друг для детей, то враг для взрослых. Защищаешь учеников — учителя обижаются: «А кто будет защищать нас?» Отсутствие взаимопонимания между поколениями дает толчок к развитию подростковой преступности, безнадзорности… Я считаю, что нет «трудных» детей, есть «трудные» взрослые.
— Поясните, пожалуйста…
— Наши взрослые слабо просвещены в области психологии и педагогики. Сталкиваясь с плохим поведением подростка, мама и папа не учитывают возрастные особенности своего ребенка, в том числе и психологические. Пока он был маленький — его можно было стукнуть и заставить бояться… Теперь он стал взрослым, а его как прежде продолжают колотить и оскорблять. Взрослые сами провоцируют агрессию со стороны детей: они тоже начинают грубить, хлопать дверью, уходить из дома… Это особенно актуально, когда родитель не первый день пьяный, а в холодильнике уже целую неделю пусто. Как этот ребенок может быть «примерным», если у него в семье такая ненормальная обстановка?
У нас в клубе есть несколько семей, в которых мальчики были очень нервные, дерганые… После занятий, проведенных специалистами клуба с родственниками, они стали намного спокойнее. Оказалось, что те, последовав нашим советам, просто перестали обзывать молодых людей и начали завышать их самооценку…
— Значит, задача клуба — помочь подростку адаптироваться в сложной социальной среде?
— Да, сделать так, чтобы надежда его не оставила, дать ему возможность раскрыться, стать значимым в собственных глазах. Ведь сегодня заниженная самооценка у взрослых — причина алкоголизма, наркомании, преступности. В клубе ведется ранняя профилактика всех этих социальных недугов. Зачастую отсутствие опытных специалистов в школе усугубляет бедственное положение ребенка, так как ему не помогают решать личные проблемы. Проще проигнорировать и забыть о нерадивом ученике или спихнуть его в «вечерку».
— Однако в школе дети проводят большую часть своего времени. Что нужно сделать, чтобы система социально-психологической поддержки все-таки заработала в средних общеобразовательных учреждениях?
— Прежде всего, необходимо создать команду единомышленников, состоящую из социального педагога, психолога, врача, классных руководителей, учителей химии и биологии. Решать такие проблемы можно только сообща. Второе условие — это благоприятный психологический климат в коллективе. Третье — нужно изучить аудиторию: учитель обязан знать, что за ребенок пришел к нему, какая ситуация у него дома… В школе должна быть сильная социально-психологическая служба: компетентные психологи и социальные педагоги. Должен быть менеджер, способный расписать программу для каждого члена этой команды. Такая служба сможет работать не только с детьми, но и со всей семьей. Однако с помощью нравоучений не удастся добиться положительных изменений. Общение должно быть неформальным и компетентным. (Можно ведь и матом «неформально общаться»). Но если ты социальный работник, психолог, если ты проводишь профилактику вредных привычек, как ты можешь потом выходить на школьное крыльцо и курить? А это у нас сплошь и рядом. Детям нужен живой пример. Если я обливаюсь холодной водой, бегаю, слежу за собой, не курю, не пью, то, естественно, могу рассказать ребятам о преимуществах здорового образа жизни, потому что всё испытано на себе. Личный пример заряжает их на позитив. Тогда даже слов не надо. Они просто смотрят на человека и хотят быть такими же позитивными, жизнерадостными и оптимистичными. В концепции модернизации российского образования об этом очень много написано. Я желаю, чтобы каждое образовательное учреждение видело конечный результат своей деятельности. А это морально устойчивый, гибкий, имеющий активную гражданскую позицию выпускник.





Просмотров: 832


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам