Вокруг света без билета!
Именно таким способом некоторые чайковцы объездили полРоссии, а то и полмира. Молодые люди, именующие себя Нэртис и Эльса, с 2003 года колесят по дорогам нашей страны и за это время «намотали» двадцать тысяч километров. По меркам субкультуральных автостопщиков, объединяющихся в лиги и гильдии, это не так уж и много. Однако для нормального человека вполне достаточно, чтобы узнать об автостопе практически всё. Сегодня Нэртис и Эльса делятся своим бесценным опытом с нашими читателями.
Бросая вызов…
Сложно решиться поехать автостопом в первый раз… Кажется, что впереди тебя ждет лишь пугающая неизвестность. Новичка терзает множество вопросов: получится ли поймать попутную машину; какой попадется водитель; повезет ли он бесплатно; о чем с ним разговаривать; где ночевать, если за день не удастся добраться до места назначения?.. Существуют нехитрые правила, которые помогают сделать путешествие более‑менее безопасным и позволяют преодолевать даже тысячу километров за одни сутки.
К автостопу необходимо готовиться заранее, особенно, когда дорога предстоит неблизкая. Например, созвониться с друзьями и родственниками, предупредить, что будете в их краях. Пусть готовятся приютить скитальцев хотя бы на одну ночку. Одежда должна быть простая и прочная: этим требованиям прекрасно отвечает джинса. Стоит позаботиться о небольшом походном рюкзаке, в котором есть палатка, спальный мешок, аптечка, котелок, топор, немного провизии и нет лишних вещей. Если вы всё же застряли вечером на трассе, лучше найти укромный уголок недалеко от обочины и разбить лагерь, потому что шансов остановить «порядочную» машину в темное время суток практически нет. С одной стороны кажется, что одиноко стоящая палатка или ночной костер — это весьма уязвимо. Но с другой, мало кто решится подойти близко: может быть, в лагере хозяйничают несколько джекки чанов или джеймсов бондов! (Кстати, отправляясь в путь, неплохо иметь при себе хотя бы газовый баллончик.)
«Стопить» лучше всего старенькие автомобили, дорогие иномарки или грузовики. Водители машин среднего звена, как правило, не останавливаются или не хотят везти бесплатно. В транспорте тоже необходимо соблюдать меры предосторожности. Нельзя критиковать музыку, играющую в салоне, какая бы противная она ни была. Во время общения с водителем стоит опираться на общечеловеческие нормы, говорить о том, что ему интересно, избегать «острых» тем… Важно изначально объяснить шоферу: денег на проезд нет, — тогда у вас не останется взаимных претензий.
Тем не менее, взять с собой определенную сумму всё же придется. Вопервых, на случай форс‑мажорных обстоятельств, вовторых, даже в автостопе нужно чтото кушать, и проще это делать, покупая еду на собственные средства.
Нэртис и Эльса советуют выходить на трассу в светлом расположении духа, не бояться своих фантазий и не ждать чегото плохого. Их опыт показывает, что мысли имеют свойство претворяться в жизнь. Не ставьте себя в жесткие временные рамки, лучше иметь пару деньков в запасе и ехать, не боясь кудато опоздать. В этом случае получите гораздо больше удовольствия от вашей «асоциальной авантюры».
Романтика большой дороги
Объездив страну от Северного Урала до Карелии и Крыма, повидав места, о которых давно мечтали, наши герои убедились, что автостоп действительно хорош как альтернативный способ передвижения. Встречаясь во время своих путешествий с другими автостопщиками, они узнали, что многие ездят только ради того, чтобы «намотать» как можно больше километров. Это так называемые «людиспидометры». Вот и получается, что одни годами бессознательно сидят у себя дома, а другие также бессознательно колесят по всему миру! Члены всевозможных автостопных лиг и гильдий соревнуются друг с другом, кто быстрее доедет до такогото города. «Гуру» и «мастера» автостопа пишут о нем книги и стараются представить его как модную субкультуру… Побывав на тусовке «матерых автостопщиков» в Москве, Нэртис и Эльса были неприятно удивлены обилием людей с явными физическими и психическими отклонениями!.. «Когда автостоп пытаются превратить в субкультуру или сделать из него еще один экстремальный вид спорта, он теряет весь смысл и перестает быть автостопом», — считают чайковцы. По их мнению, нет никакой романтики в том, чтобы бесцельно обивать пыльные трассы. Автостоп — это настоящее испытание для человеческого организма, это огромные нагрузки, которые особенно чувствуются, когда приходится проезжать по тысяче, а то и больше, километров в сутки. Мчась в машине, ты ничего не видишь, кроме дороги, лесов и полей… За окном мелькает один и тот же заурядный пейзаж. «Мы же ездим для того, чтобы встретиться с определенными людьми, посетить красивые, важные для нас места, — рассказывают Нэртис и Эльса, — однако на фоне усталости, напряжения, какихто опасностей впечатление от этих мест оказывается «смазанным». Это происходит еще и потому, что ты долго едешь и постепенно приближаешься к пункту назначения. Окружающая обстановка постоянно меняется и готовит тебя к тому, что скоро ты окажешься там, где мечтал. Карелия и Крым перестают быть диковинкой, когда ты уже на подступах к ним. Об автостопах хорошо вспоминать, глядя на фотографии. Приятно потом осознавать, что ты действительно был в этих местах. Например, добравшись до Крыма и впервые увидев море, мы не испытали наслаждения, потому что изнывали от жары и долго не могли найти ничем не пахнущую питьевую воду! Однако удовольствие от моря мы всё же получили, когда на обратном пути совершенно случайно увидели дикий пляж: именно там посчастливилось испытать прекрасное чувство слияния с природой и наслаждения собственным существованием».
Очарованные странники
Достаточно покатавшись по российским дорогам, Эльса и Нэртис решили для себя, что самый лучший вариант автостопа — автостоп «день через два». То есть, какоето время ты находишься в пути, а потом останавливаешься в понравившемся месте, разбиваешь лагерь, обследуешь округу, и через пару дней, довольный собой и жизнью, снова выходишь на трассу.
«В нашей стране грех не заниматься автостопом, — уверены молодые люди. — В России представлены почти все географические и климатические комплексы. Если хочешь увидеть пальмы — езжай в Сочи. Хочешь посмотреть гейзеры — вот тебе Камчатка. С другой стороны, автостопом не оченьто и поездишь, потому что за Уралом пролегает совсем не много дорог».
Сегодня сознанием людей, их потребностями и даже географическим положением управляют с помощью денег. Автостоп не является «халявным переездом», он просто помогает вырваться из глобальной системы порабощения. Однако путешествуя таким образом более трехчетырех лет, рано или поздно перенасыщаешься… Сейчас Нэртис и Эльса собирают команду для сплавов по рекам Урала с целью посещения интересных природных и исторических мест, ведь наша земля хранит в себе тайны древнейших цивилизаций. Только сейчас историки и археологи начали осознавать, что некогда на Урале существовала очень мощная культура. «Природа не ограничивает нас рамками времени, — говорит Нэртис. — Путешествуя среди забытых святилищ и мест поклонений, человек способен вернуться в воображении на тысячу лет назад, чтобы приобщиться к своим духовным истокам».
Чем бы сегодня ни занимались наши герои, полезный навык автостопа останется с ними. Отправляясь в очередную поездку, им не надо будет лишний раз отирать вокзальные стены, договариваться с таксистами и занимать деньги на билеты…
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее