Каждая премьера – это риск


Четверг,17.05.2007
Прокомментировать письмо и ответить на некоторые вопросы мы попросили главного режиссера Муниципального театра драмы и комедии Валерия Конева.
— Дочь автора письма задает очень хороший вопрос — за что бог рассердился на человека, когда хитрой была лиса? — говорит Валерий Анатольевич. — Вопрос очень точный, но в сказке есть ответ — легенда о том, что бог Ен рассердился на человека только потому, что человек хотел убить лису, хотя сам пришел к ней за спасением.
— Валерий Анатольевич, многие зрители, посмотревшие «Сказки древнего Прикамья», говорят о том, что в основу спектакля легли русские народные сказки… Кроме того, в спектакле нет ни одного положительного героя — все хитрят, и в этой хитрости нет развязки. Название спектакля «Сказки древнего Прикамья» интригует местной историей, местным эпосом и вызывает интерес даже у взрослых зрителей. Но на деле оказывается, что театр нам предлагает всем известные русские народные сказки для младшего школьного возраста. Кроме одной легенды о боге Ен, которую рассказывает автор.
— «Сказки древнего Прикамья» поставлены по мотивам сборника сказок Прикамья. Здесь идет совсем другая подача материала, есть интрига, характеры, присутствует дух язычества. Здесь известные русские сюжеты окружены прикамским флером. И потом, этот спектакль — дебют нашего замечательного актера Владимира Князева. Я всегда приветствую творческие амбиции артистов, но никто не защищен от ошибок.
— То есть Вы даете артистам свободу и приветствуете их творческие порывы?
— Я предоставляю свободу в выборе материала, но мы всегда смотрим, насколько этот материал актуален именно сейчас.
— Скажите, для детей ставить спектакли сложнее?
— Безусловно. Необходимо учитывать и то, что детская аудитория подразделяется на несколько возрастных периодов. Вообще, дети — это особая категория зрителей, и мы не всегда можем угодить всем детским возрастам. Вот, например, в сельской местности мы показывали спектакль «Сказка про Бабу Ягу и ее сына Цыпу», построенный целиком на поговорках и пословицах, на сложной лингвистической игре. Этот спектакль был рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста, а привели на сказку детсадовцев. Конечно, детишки были в восторге от яркого сценического зрелища, они реагировали на действия актеров, но не поняли сути, и смысловая нагрузка спектакля прошла мимо.
— Валерий Анатольевич, в одной из местных газет я прочла, что «Сказки древнего Прикамья» проходят «обкатку и находятся в дообработке». Разве может профессиональный театр экспериментировать на зрителях и выдавать заведомо непрофессиональный продукт? Ведь это все равно, что я напишу статью, а в конце сообщу читателям, что публикация недоработана, и в следующий раз постараюсь написать лучше.
— Мы создаем спектакль без зрителя. А что такое спектакль? Это совсем не то, что происходит на сцене. Спектакль — это встреча актера со зрителем. Каждая премьера — это своего рода риск, ведь мы не знаем, как примет спектакль публика. Актеры в процессе игры видят, что ждут от них зрители, им становится известен коридор восприятия и они дорабатывают спектакль, что-то в нем меняют. Актеру всегда нужен некий коридор поиска, ведь актер — это творец, художник, а не слепой исполнитель режиссерской воли.
— Вернемся к письму нашего читателя. Скажите, что случилось со сказкой про Винни-Пуха — ее давно уже нет в афишах?
— Эта сказка — наша неудача. Ее ставил приглашенный режиссер из Пензенской области. Поскольку у нас в театре дефицит детских спектаклей, мы пригласили этого режиссера поставить две сказки. Но когда он начал ставить Винни-Пуха, мы поняли, что второго спектакля не будет. Да и Винни-Пух прошел всего два раза, и затем был снят. Мы не стали дальше продавать этот спектакль, это было бы нечестно по отношению к зрителям.
— Неужели никто в театре не видел, какого качества выпускается спектакль? И потом, приглашенный режиссер получил гонорар, наш театр понес определенные убытки…
— Когда к нам приезжают приглашенные режиссеры, мы всегда обговариваем, на какую сумму они могут рассчитывать. В случае с закрытием Винни-Пуха наш театр понес минимальные убытки, а все костюмы и декорации пошли в переделку. Что ж, этот печальный опыт будет учтен.
— В последнее время в театре несколько раз отменялись спектакли. В связи с чем такое происходит?
— Отмена спектаклей произошла два раза. В первый раз стало плохо актрисе и ее увезли на «скорой». Во второй раз отмена произошла в связи с решением технического работника уволиться. Но все обошлось, человек продолжает работать и дальше.
— Какова средняя зарплата в театре?
— Артист в среднем получает 3 тысячи рублей. И маленькие зарплаты — проблема не только нашего театра, к сожалению, такая ситуация сложилась во многих театрах, ведь мы бюджетная организация, и у нас есть определенное штатное расписание и тарифная сетка.
— А разве в театре не предусмотрены дублеры?
— Предусмотрены. Но нет желающих работать за такие зарплаты. У нас многие совмещают должности, но человеческий ресурс не безграничен.
— Какие проблемы театра можно сегодня решить с помощью местной власти, ведь театр — муниципальный?
— Первая проблема — это отсутствие жилья. У нас замечательная труппа, но нет притока молодежи. Мы пытались своими силами решить проблему с молодыми кадрами — привлечь местную молодежь, у которой есть где жить. Но совместить, чтобы у актера было и свое жилье, и талант — довольно сложно. Про ипотеку при нынешних зарплатах говорить просто смешно. Вот если бы власть пошла на такой шаг, как выделение хотя бы служебных квартир… Вот на днях к нам на гастроли приезжают выпускники Пермского колледжа, и мы думаем, как бы уговорить хотя бы одного из актеров остаться у нас? И опять все упирается в отсутствие жилья. Решение этой проблемы упирается в политическую волю местной власти, которая каждый раз говорит, что она безумно любит театр.
— Валерий Анатольевич, Чайковский театр драмы и комедии завершил свой юбилейный 25-й сезон. Чем он был примечателен?
— Каждый театральный сезон интересен по-своему, и прежде всего — спектаклями. Прошедший сезон был важен обращением театра к драматургии первого российского комедиографа Д. Фонвизина — мы попытались переосмыслить старую пьесу «Недоросль» и взглянуть на нее с позиции сегодняшнего дня. Хотелось бы отметить еще два спектакля — «Иванов» и «Школа жен». Когда театр обращается к таким авторам, как Чехов и Мольер, в этом всегда есть определенный риск. У каждого из нас есть некое представление об авторе, о той эпохе, в которой разворачивается действие. Может ли театр исключать в процессе постановки зрительские ожидания? Думаю, что нет. Хотя, с другой стороны, театр призван удивлять зрителя, ведь именно в этом проявляются зрелость и мастерство. Например, в «Школе жен» мне, как режиссеру, хотелось, чтобы зритель увидел не того Мольера, которого он привык видеть на сцене и в кино — в камзолах и напудренных париках, а увидел бы Мольера живого, услышал его тексты, причем стихотворные тексты, которые отличаются необыкновенной живостью.
— Мы желаем Чайковскому театру дальнейших успехов в творчестве и благодарных зрителей.





Просмотров: 691


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам