Суд или мировое соглашение?


Четверг,22.03.2007

Мы продолжаем нашу рубрику «Советы потребителям», и сегодня наш разговор о том, как правильно написать претензию на некачественный товар или не выполненные в срок работы.

Как правильно написать претензию?

Претензия может быть составлена в произвольной форме, но в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавцом делается отметка о получении вашего заявления. Если по каким­либо причинам продавец отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.

Претензию отказываются принимать

Можно оставить претензию в присутствии свидетелей. Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда­то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.

Получив претензию, продавец должен известить вас о своих намерениях, например, предложить предоставить возможность провести экспертизу товара или согласовать дату начала ремонта, либо другим способом высказать свое мнение по поводу предъявленных вами требований. Если ответ продавца вас не устраивает, еще раз оцените правомерность своих требований и обращайтесь в суд.

На что имеет право потребитель, купивший некачественный товар?

Потребитель имеет право потребовать безвозмездного устранения недостатков, снижения цены, расторжения договора, возмещения убытков или иного способа восстановления справедливости. Есть и особый способ восстановления нарушенных прав потребителей — это компенсация морального вреда.

Что такое моральный вред?

Под моральным вредом понимают нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), которые посягают на принадлежащие гражданину от рождения или по закону нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т. п.) или нарушают его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), или нарушают имущественные права гражданина. По общему правилу, установленному ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также другими действиями, предусмотренными законом, суд может возложить на нарушителя обязанность компенсировать указанный вред в денежном эквиваленте. Поскольку права потребителя возникают из правоотношений, связанных с гражданским оборотом материальных благ (товаров, результатов работ и услуг), их относят к категории имущественных. И обязанность денежной компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя, может быть возложена на причинителя такого вреда лишь в силу прямого указания в законе на такую возможность.

Итак, закон прямо указывает, что в случае перечисленных выше нарушений у потребителя возникает право требовать компенсации морального вреда, которая однако возможна лишь при наличии вины причинителя вреда. Таким образом, для того чтобы получить компенсацию морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимо доказать не сам факт причинения морального вреда (физических и нравственных страданий), а вину изготовителя (исполнителя, продавца) в нарушении прав потребителя. Характер и объем причиненных потребителю нравственных или физических страданий, а также степень вины нарушителя могут влиять на размер компенсации. И это следует учитывать при предъявлении требования о компенсации морального вреда.

Кому предъявлять требования о компенсации морального вреда?

Требование о компенсации морального вреда, как и иные требования, связанные с восстановлением нарушенных прав потребителя, следует предъявлять непосредственно изготовителю (исполнителю, продавцу), то есть тому лицу, у которого приобретен товар, с которым был заключен договор на выполнение работ (оказание услуг). Требование оформляют в виде письменной претензии, где необходимо указать следующее:

— в связи с чем возникли правоотношения между потребителем и продавцом. Например, продажа определенного товара, заключение договора о выполнении работ (оказании услуг);

— в чем выразилось нарушение прав потребителя (ненадлежащее качество товара, наличие недостатков выполненной работы (оказанной услуги), нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг);

— доводы о наличии и степени вины изготовителя (исполнителя, продавца) в нарушении прав потребителя; последствия нарушения прав потребителя (в данном случае характер и объем причиненных потребителю нравственных или физических страданий);

— способы, которыми потребитель хочет восстановить свое нарушенное право (в данном случае — компенсация морального вреда);

— размер компенсации морального вреда (если изготовитель (исполнитель, продавец) согласится с наличием его вины в нарушении прав потребителя, но не согласится с указанным в претензии размером компенсации морального вреда, такой размер может быть оговорен сторонами).

Дело в том, что далеко не всегда исполнители в добровольном порядке соглашаются на выплату компенсаций. Но при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 п. 6 закона «О защите прав потребителей»).

В течение какого срока можно предъявлять претензии?

Требования, связанные с недостатками товара, выполненной работы (оказанной услуги), в том числе и требования о компенсации морального вреда, предъявляются в установленный гарантийный срок или срок годности. Если такие сроки не обозначены, то потребитель может предъявить требования, если он обнаружил недостатки, в разумный срок (законом установлен срок в пределах двух лет со дня передачи товара, принятия работы; при обнаружении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе срок составляет пять лет) либо в пределах более длительного срока, когда он специально установлен законом или договором. Претензию лучше направлять по почте заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу изготовителя (исполнителя, продавца). Если изготовитель отказался восстановить нарушенные права потребителя и компенсировать моральный вред, за защитой нарушенных прав следует обратиться в суд.

Как написать исковое заявление?

В первую очередь в иске необходимо изложить требования о компенсации морального и материального вреда и предъявить его в суд по месту жительства или пребывания истца (потребителя); по месту нахождения ответчика (юридическому адресу организации, месту регистрации индивидуального предпринимателя) либо по месту исполнения договора. В зависимости от стоимости приобретенного товара (выполненной работы, оказанной услуги), а также от размера имущественных требований (возмещение убытков, выплата неустойки) исковое заявление подают либо мировому судье (общая сумма имущественных требований менее 500 тыс. руб.), либо в районный суд (общая сумма имущественных требований более 500 тыс. руб.). Государственной пошлиной исковое заявление с требованиями о защите прав потребителя не облагается.

В исковом заявлении истец (потребитель) указывает наименование суда, в который он подает иск, сведения о себе (имя, адрес), сведения об ответчике (наименование организации, юридический адрес либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя). Далее излагаются обстоятельства дела. Исковые требования должны быть кратко изложены в конце искового заявления, где следует указать характер требования (компенсацию материального либо морального вреда) и требуемую сумму.

Какие документы
прилагать к иску?

В качестве доказательств обоснованности заявленных требований к исковому заявлению необходимо приложить следующие бумаги:

— документ, подтверждающий факт возникновения договорных отношений между истцом (потребителем) и изготовителем (исполнителем, продавцом). Это может быть, например, договор на выполнение работ (оказание услуг), договор купли­продажи, товарный чек либо иная бумага, подтверждающая оплату товара. Отсутствие такого доказательства существенно уменьшит ваши шансы обосновать исковые требования;

— документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, например, копию претензии, направленной изготовителю, ответ на претензию либо (в случае отсутствия ответа) уведомление о вручении заказного письма с претензией;

— документы, подтверждающие наличие ненадлежащего качества товара, недостатков выполненной работы (оказанной услуги), нарушение исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

Статистика выплат компенсаций потребителю

На практике размер взыскиваемой компенсации морального вреда варьируется в среднем от 500 рублей до 10 000 рублей (если причинение физических и нравственных страданий нарушением прав потребителя не подтверждено либо их характер и объем незначительны). Между тем, несмотря на имеющуюся возможность восстановить нарушенные права потребителя через суд, лучший выход в данной ситуации — заключение мирового соглашения при взаимных уступках с обеих сторон. Сам факт обращения потребителя в суд может подтолкнуть нарушителя прав потребителя на признание полностью или частично исковых требований.

Материал подготовлен
при содействии специалиста сектора
потребительского рынка администрации
 Чайковского городского поселения С. И. Мураевой






Просмотров: 799


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам