Музыкальные эксперименты в Чайковском


Вторник,21.09.2021
Музыкальные эксперименты в Чайковском

Вот и закончилось двухнедельное обучение современных композиторов в XI Международной академии молодых композиторов. Мы решили узнать, как это было, и встретились с тремя креативными и талантливыми молодыми людьми. Знакомьтесь: Алексей Логунов, Вадим Генин и Адриан Лаукш.

 

С ребятами, увлечёнными сочинением современной музыки, мы побеседовали накануне большого концерта, на котором были подведены итоги XI Международной академии молодых композиторов. К этому времени они вносили в исполнение своих пьес музыкантами Московского Ансамбля Современной Музыки последние штрихи. В целом же каждый из них уже был готов показать своё творчество коллегам-музыкантам, преподавателям и зрителям. И каждый рассказал о своих впечатлениях, полученных за две недели интенсивного погружения в мир современного искусства.

 

Алексей Логунов приехал в Чайковский второй раз из Санкт-Петербурга. В прошлом году он был в качестве стипендиата, в этом уже в роли студента. «О том, что нужно было написать пьесу, было объявлено заранее. Между нами были распределены различные составы музыкантов, у каждого – своя уникальная комбинация. В моём случае это кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано», – начал свой рассказ Алексей. На заключительном концерте, посвящённом закрытию XI Международной академии молодых композиторов, он выступил автором пьесы, в которой отразил своё восприятие реальности в ночное время, когда окружающий мир находится в состоянии сна. По его словам, тема актуальная, ведь часто Алексей работает именно по ночам.

 

А сочинять он начал очень рано. Обучаясь в музыкальной школе по классу фортепиано, Алексей Логунов начал почти сразу создавать различные композиции. «Сначала мелодии записывались на магнитофон, затем и в нотном варианте. Они часто были весьма длинными, поэтому сначала мне помогали записывать их педагоги», – рассказывает молодой композитор. В музыкальном колледже Алексей увлёкся рок-музыкой – это направление и сейчас подпитывает его творчество. После окончания консерватории начался период метаний и поисков, с которым сталкивается, наверное, каждый выпускник. «Каждый молодой музыкант делает выбор среди многих путей и возможностей. В конце концов меня это привело в программу стипендии Фулбрайта (прим. ред. – стипендия, основанная на заслугах, обеспечивающая финансирование от двух до пяти лет для обучения в аспирантуре и докторантуре в университете США), и я уехал в США для обучения в магистратуре», – говорит молодой человек. Сейчас Алексей Логунов продолжает заниматься современной музыкой в Петербурге. И довольно успешно: его музыка есть на канале Youtubе, его нередко приглашают принять участие в различных фестивалях современной музыки, его рекомендуют профессора и коллеги-музыканты. «Чем больше есть в Интернете информации о композиторе, тем больше шансов, что кому-то может приглянуться его музыка. Никто не отменяет самопродвижение. Есть композиторы, которые развиваются с помощью массмедиа, соцсетей», – рассказывает он.

 

Музыка Алексея Логунова – преимущественно инструментальная: произведения для оркестра, ансамбля, солирующих инструментов. Экспериментальных работ, связанных с текстом, театрализацией, в его творчестве немного. «Многие мои произведения начинаются с конкретного образа. Я воспринимаю мир визуально: какая-то картинка, человек или сюжет, которые я могу увидеть, становятся отправной точкой для произведения. В то же время я композитор, которому свойственно созерцание, интровертность. Поэтому долго прислушиваюсь к себе, своему восприятию реальности», – делится особенностями своего творчества Алексей, который считает такие события, как музыкальная академия в Чайковском, чрезвычайно полезными для творческого роста композитора.

Чайковский, где Алексей Логунов побывал второй раз, показался ему – жителю мегаполиса – интересным и своеобразным. «Я вырос в 90-е, и моё знакомство с вашим городом будто вернуло меня в детство. Всё то, что в Санкт-Петербурге уже исчезло, – детские площадки советских времён, небольшие магазины, бетонные клумбы во дворах, – возвращает меня в то время. И это очень сильное впечатление. Ещё мне нравится отношение к культуре и городу, которое здесь ощущается на каждом шагу: удивительная Аллея сказок, ухоженные цветники, сохранённые советские панно и скульптуры. Это всё показывает любовь жителей к городу. Из таких деталей и складывается его неповторимый облик. Поражает и расцвет культурной жизни в относительно маленьком населённом пункте: музыкальные школы, училище с очень хорошим уровнем образования учащихся и студентов, современные концертные залы, поющий фонтан на центральной площади. Воспринимать это всё вместе – удивительный опыт», – отмечает положительные моменты нашего города молодой композитор. Об одной детали Алексей упомянул с особой теплотой: «В первый же день, как мы сюда приехали, один из многократных участников академии, а сейчас уже координатор программы, сказал, что нужно обязательно зайти в булочную и попробовать все изделия, потому что они здесь очень вкусные. И на протяжении двух недель, пока мы здесь находились, у меня сложилось впечатление: вне зависимости от того, что происходит по расписанию, я могу в любой момент прийти туда и встретить кого-то знакомого».

 

Вадим Генин приехал из Саратова и на музыкальной академии он впервые. Пока в качестве стажёра. Конечно, надеется приехать в Чайковский через год в роли студента. А в этом году он набирался опыта на уроках с профессорами академии, напитываясь атмосферой нашего города.

 

Вадим – очень творческий молодой человек. И сейчас он получает сразу два, казалось бы, противоположных по сути образования: заканчивает обучение в музыкальной академии и аспирантуре физико-математического факультета.

 

Вадим стал сочинять музыку в уже осознанном возрасте. Основам композиции его обучил в консерватории замечательный педагог, заслуги которого Вадим отмечает с особой благодарностью: «Он объяснил базовые моменты, общие как для классической, так и экспериментальной музыки. Раньше я считал, что остриё современной музыки – это соединение с поп-музыкой, роком, джазом. А оказалось, что современная музыка – своеобразная мясорубка, в которую может попасть всё что угодно. И в этом как раз ценность. В современной, экспериментальной, академической музыке есть личность автора, которая отличает его от всех остальных. Есть, конечно, какие-то критерии, но очень размытые».

 

Современной музыкой Вадим Генин увлёкся с 2019 года, когда ему посчастливилось принять участие в «Композиторских читках» в Казани. Именно там он понял, что есть узкий круг людей, занимающихся созданием современной музыки, к которым Вадим решил примкнуть. В коллекции молодого композитора около тридцати необычных композиций. Причём больше половины появились за последний год. По словам Вадима Генина, этому поспособствовала пандемийная ситуация в мире, когда многие вещи перешли в онлайн. «Благодаря ковиду я начал сочинять больше. К тому же появилась масса возможностей проходить различные курсы, не выходя из дома. Лаборатории, подобные той, что я прошёл в Чайковском, периодически организует Российский музыкальный союз, и в последнее время это происходит чаще. Уверен, что нужно как можно больше участвовать в подобных проектах, чтобы на тебя обратили внимание. В сфере современного искусства людей не так много. Поэтому необходимо нарабатывать портфолио. Тогда есть возможность, что твоя музыка может быть замечена и затем прозвучит, к примеру, в экспериментальном кино или на концертах современных ансамблей. Необходимо быть как можно более активным», – говорит Вадим о возможностях и перспективах современного искусства.

 

Музыка самого Вадима построена на различных экспериментах с действием, словом, необычной нотной записью, светом, мультимедийными возможностями. «Сейчас композитору нужно изобрести нотацию, способ записи своего произведения. Желательно придумать интересное название, которое давало бы ключ к трактовке, продумать действие, обстановку, в которой будет исполняться произведение. Звуку я уделяю не так много внимания», – рассказывает молодой композитор.

 

Но как бы ни отличалась современная музыка от классической, и там, и там всё начинается с идеи. «К идее надо постоянно возвращаться, нужно много чего воспринимать. Мне, к примеру, нравится брать что-то из науки, ведь я тесно с ней связан, а с другой стороны – из визуального современного искусства. Мне нравится переносить принципы современного искусства на музыку, адаптировать их. Идея приходит, ты за неё цепляешься, а дальше нужно над ней усиленно работать. Мне может прийти идея, к примеру, во время чистки зубов – мозг в это время свободен и восприимчив. У меня есть пьеса, идею для которой я взял из фильма «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Он говорит, что людей можно разделить на две группы: тех, кто сначала стрижёт ногти на левой руке, потом на правой, и наоборот. Люди первой группы сначала берутся за простые дела, а потом за сложные. Я решил построить на этом пьесу, чтобы музыканты выбирали, что играть сначала – простое или сложное», – говорит Вадим.

 

Обучение в академии молодых композиторов в Чайковском для него очень интересный эксперимент, который проходил в условиях сжатого времени и пространства: «Все события случались в четырёх зданиях, которые находятся в минуте ходьбы друг от друга: музыкальное училище, детская школа искусств, арт-центр и санаторий «Камские зори», где мы жили. Между событиями буквально не было промежутков. Я нигде ещё не встречал расписания, когда лекция, к примеру, заканчивалась в 11 часов и в это же время начинался мастер-класс или концерт. И мы везде успевали! Это очень интенсивно, продуктивно, хотя, мне кажется, дома мы поймём, как сильно устали. Факт такого рода интенсива может в будущем стать идеей для пьесы и, несомненно, повлияет на моё будущее творчество. А по ночам мы все вместе играли в «Мафию» на английском языке: пока город спит, просыпаются композиторы. Это останется в памяти надолго».

 

Адриан Лаукш узнал о музакадемии несколько лет назад. Он прочёл о ней в биографиях нескольких интересных ему современных композиторов. Даже зная о ней, он не задумывался, что хочет здесь оказаться. Но одно событие заставило его поменять своё решение и приехать в Чайковский из Кёльна. «В прошлом году я проходил обучение в академии во Франции, где встретился с художественным руководителем академии молодых композиторов Дмитрием Курляндским (прим. ред. – с этого года Дмитрий Курляндский почётный президент академии). Я был так впечатлён остротой мышления Дмитрия, тем, как он помогал мне с пьесой, что решил приехать в Чайковский и обучаться здесь как студент», – говорит Адриан.

 

Адриан Лаукш – необычайно музыкальный юноша, который всё детство провёл в атмосфере творчества: он обучался игре на скрипке, пел в церковном хоре по выходным. И первые его попытки сочинить свои произведения начались в довольно раннем возрасте. «Обычно в конце моих учебников, где были записаны музыкальные произведения, всегда была пустая страница. Я решил чем-то наполнить её. Незадолго до этого я познакомился с оперой Моцарта «Свадьба Фигаро», поэтому решил написать свою первую оперу. Первый опус состоял из нот, которые не имели никакого смысла, но желание сочинять появилось уже тогда», – с улыбкой вспоминает свои первые шаги на композиторском поприще Адриан. Не считая начального опыта, в его активе более пятидесяти музыкальных экспериментов.

 

Адриан очень крепко связан с классической традицией. Он работает с историческим материалом, преобразовывая его, используя различные мультимедийные средства, театральные возможности, электронику. Подход композитора к каждому произведению всегда индивидуален и необычен. Он писал пьесы для японского театра о своём отношении с католической церковью и на разные абстрактные темы. «Для меня в каждой пьесе важна идея, она всегда стоит перед музыкой. Но в отличие от композиторов-концептуалистов я по-прежнему уделяю огромное значение звучанию музыки», – говорит Адриан о своём композиторском опыте.

 

По словам молодого композитора из Германии, в музыкальной академии в Чайковском удалось создать безопасную и благотворную атмосферу. «Здесь музыканты открыты к экспериментам, мы можем попробовать какие-то новые вещи, которые не пробовали до этого. Пьеса, написанная для академии, будет исполнена в Чайковском, Москве, а затем, после внесения некоторых изменений, в Кёльне», – делится Адриан своими ощущениями и планами. Из общения стало ясно, что для Адриана важен не только сам факт написания пьесы и общения с профессорами, но и целостный опыт приключения, опыт поездки в Россию, который изменил его мировоззрение и, несомненно, повлияет на дальнейшее творчество.

 

Чайковский покорил немецкого гостя своей открытостью и музыкальностью. Адриан Лаукш получил удивительные впечатления от обучения в музакадемии, общения с коллегами и профессорами и особенно от концерта-открытия: «Я не ожидал увидеть большой зал, замечательный оркестр, детей с флагами разных стран, которые встречали нас, когда мы выходили на сцену. Это запомнится надолго! Для меня ценно знакомство с русской культурой. И я обязательно схожу в чайковский бар, о котором наслышан от товарищей!»

 

Каждый из этих молодых людей по-своему талантлив. Несомненно, каждый вносит нотку оригинальности и необычности в современную музыку. Что ж, будем наблюдать за её изменениями.


Вера Мухаметдинова

 

 

 

 

 

 



Информация:

Стипендиаты Международной академии молодых композиторов могут посещать все мероприятия, но не имеют возможности исполнять свои произведения. Они также не включены в план уроков с профессорами академии.

Стажёры имеют возможность заниматься с профессорами, но не работают над пьесой.

Студенты много занимаются с профессорами, при этом пишут пьесу специально для МАСМа, которая исполняется на заключительном концерте в Чайковском, а затем в Москве.

 


Мнения:

Виктория Коршунова, музыковед, директор Международной академии молодых композиторов, директор Московского ансамбля современной музыки:

– Классика – это прекрасно, это «золотой фонд» человечества, но у тебя уже есть какая-то радость узнавания при прослушивании классической музыки. Ты идёшь за тем, что ты знаешь. А в современной музыке, и вообще в современном искусстве, ты никогда не знаешь, что тебе покажут. Это всегда новый путь: тебе может не понравиться, но в любом случае у тебя он вызывает любопытство. Современное искусство интересно для тех людей, которые любопытны по своей природе. Молодые современные композиторы приветствуют в своей музыке элементы поп- и рок-культуры. Как развивается в современном мире электроакустическая музыка, это просто потрясающе! И молодёжь слушает такую музыку охотнее.



Просмотров: 983


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам