Кто прав?
— Ничего хорошего, — сразу и категорично ответил наш собеседник. — Реформы делаются для того, чтобы стабилизировать ситуацию, улучшить, скажем, условия жизни народа, вот тогда это реформа. А эти реформы дают только трату денег налогоплательщика. Во-первых, неизмеримо увеличилось количество чиновников, во-вторых, эта реформа не улучшила, а ухудшила положение всех поселений. Потому что права-то поселениям передали, а финансированием их не подтвердили. Оно уменьшилось на всех уровнях. При той ситуации, которая сложилась, сельские поселения просто скоро умрут.
Вот если говорить о нашем Законе, мы, по сути дела, экспериментальная площадка, так? Семь субъектов федерации экспериментируют. Так если это эксперимент, надо пробовать все методы! Почему бы не попробовать другой вариант? Ведь если говорить честно, в Конституции РФ до уровня субъекта федерации все расписано четко, а дальше идет местное самоуправление, то есть то, что решает сам народ. А сейчас почему-то чиновники из Москвы считают, что знают о наших делах больше, чем, скажем, наши депутаты и вообще наши жители. Закон надо применять для каждой территории индивидуально, иначе возникнут всякие коллизии, как вот у нас…
— Ну, нельзя же для каждой территории придумывать отдельный Закон?
— Правильно, но раз мы — это как бы стартовая площадка, тогда и надо проработать все варианты. Вот до этого был принят Закон, что района не стало, стала прилегающая территория. Депутаты этот Закон приняли, а теперь получается, что вышестоящие чиновники взяли и отменили этот Закон. Ведь если бы у нас был район, то и вопросов бы не было. А сейчас выходит, что есть ненужный посредник, который абсолютно ничего не решает. Можно было сделать так, к примеру: не нарушать принятый Закон о местном самоуправлении, пусть остались сельские поселения, но в городе можно было создать отдел по работе с ними. И этот отдел справлялся бы отлично с этими вопросами.
— Так Вы считаете, что аппарат районной администрации лишний?
— Абсолютно лишний, ведь он не решает никаких вопросов, он просто пытается подменять работу городского поселения и работу сельских жителей.
— Подождите, а консолидированный бюджет?
— Да остался бы он здесь, в городе, и было бы прямое подчинение городского поселения субъекту федерации. Ведь посмотрите: раз прилегающие территории, значит, районной земли нет, а раз ее нет, зачем было менять этот Закон?
А сейчас вот этот бюджет, который по селу, он настолько мизерный, что ни одну проблему села он решить не может. То есть скоро мы подойдем к такому кризису сельхозпродукции, что… сельчане попросту погибнут.
Здесь трудно спорить с профессионалом, много лет занимавшимся управленческой деятельностью, но, кажется, столь необычно и остро вопрос взаимодействия властей в Чайковском и вообще построения самой структуры власти еще никто не ставил.
— Ну вот простой пример.
2007 год у нас — год молодежи, развития села и так далее. Ну, разве решат вопрос жилья несколько квартир? Пусть даже 50? Говорят, сделаем спортивные сооружения дополнительно, места отдыха, чтобы молодежь занять и будем строить жилье для молодежи. Так если у них не будет гарантированной перспективы на то, как они будут жить дальше, ничего не состоится. Если у них не будет гарантированной работы, пусть даже жилье появится и спортом они займутся, безработица все это сведет на нет.
Если нет на местах своего бюджета развития, значит, ничего не будет. Комплексные федеральные программы — это все не то, потому что попал ты в эту программу, будет хоть что-нибудь, не попал — ничего не будет, потому что нет своего бюджета развития.
Ведь сейчас что? Тот же Заикин говорит: мы сделали 30 тысяч квадратных метров жилья. Да они ничего не значат, эти 30 тысяч. Потому что они сделаны за счет инвестора, а не за счет бюджета, его увеличения и так далее! Сегодня есть инвестор, а завтра его не будет, вот и все! Территория остановится. И потом: строить жилье до бесконечности невозможно. Если нет производства, нет рабочих мест, будет как в Москве одно время — целые дома стояли пустыми. Главное сейчас — любыми путями создавать рабочие места! Малый бизнес, средний, что угодно! Но дать людям работу.
— Юрий Григорьевич, а что бы Вы сами предприняли сейчас, в данной ситуации, будь Вы у власти?
— Да много чего…
— Ну, например?
— Это разговор не сиюминутный. Вот когда вся эта катавасия началась, я пытался пробиться в наши СМИ, выступить по этому поводу. Нет, тогда оказалось, что этого не надо. Не надо было СМИ, я имею в виду. А вообще, встречаясь с людьми, с нашими жителями, я удивлен, что меня еще помнят, пытаются что-то обсудить со мной. Второй выборный срок меня уже нет в этих структурах, а даже молодежь еще помнит.
Я так скажу: в чем сила власти? В ее преемственности. А у нас ведь каждый решает начинать все сначала. Вот пришел Пройдаков. Я ведь хотел с ним сотрудничать. Почему не посоветоваться: дескать, Григорьевич, посоветуй то, посоветуй это. Почему нет? Я спрашивал у Белькова: зачем ты выкинул все программы, которые к тому времени работали. Ты же был мой заместитель в Думе. И программы были хорошие, если бы они продолжали работать, кому было бы хуже? Та же программа по строительству жилья. Меня семь регионов приглашали для консультаций именно по строительству. Я в этой отрасли, слава богу, 33 года проработал и знаю в этом толк.
А сейчас многие люди до сих пор спрашивают: Юрий Григорьевич, у нас сейчас глава Заикин, глава Востриков, глава Новиков. Зачем на территории целых три главы? Они до сих пор не понимают.
— Юрий Григорьевич, как Вы думаете, и долго продлится такая ситуация, экспериментальная, как Вы ее называете?
— Я думаю, это до выборов 2008 года. Потому что уже многие начинают что-то понимать. Я с помощником губернатора разговаривал, спросил, если Олег Чиркунов много раз утверждал: я только за экономию, за то, чтобы сократить чиновников! Так чиновников увеличилось в 10 раз! К примеру, сейчас на содержание аппарата тратится, ну… 70 миллионов. И пять территорий по краю, находятся в одинаковом положении. Умножим 70 на 5. Ведь на 350 миллионов немало сделать можно, хоть что-то решить!
Вот консолидированный бюджет, ну, пусть 1 миллиард, а в городе всего 280 миллионов. Да что это за бюджет? Да он никакой роли не играет. Город будет хиреть. Сколько бы мы там жилья ни построили, это не развитие, повторюсь. Это просто бизнес зарабатывает свои деньги, вот и все, а бюджета-то нет!
— Так что, закончим на печальной ноте? Вы считаете, бесперспективно все то, что делается?
— Я думаю, в 2008 году все это поменяется однозначно. Потому что дальше так быть не может. Раньше мы, главы территорий, приезжали к губернатору, и многие выступали так, что губернатору и возразить было нечего. А сейчас разве кто-то хоть пикнет? Да никто даже рот не откроет. А если не отстаивать то, что нам нужно, тогда не надо говорить, что у нас есть местное самоуправление. Тогда его у нас нет.
Юрий Григорьевич еще довольно долго рассказывал о незавершенных им программах в связи со сменой власти в городе. О той же программе газификации, о строительстве переезда в Завокзальный район, когда буквально накануне выборов этот вопрос уже был решен во всех инстанциях, но после того как он проиграл выборы Алексею Пройдакову, господин Глушков, глава «Чайковского текстиля», отказался от финансирования работ.
Много еще чего рассказал, причем достаточно взволнованно и горько, чувствовалось, думает он об этом до сих пор, анализирует и переживает.
Видимо, вопрос о преемственности власти, даже не власти как таковой, а о преемственности действий власти, действительно справедлив. Тоталитаризм ли у нас был в стране, власть партократии или сегодняшняя «демократия», самый живучий принцип руководства остался один: кто у власти, тот и прав.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее