НОЦиональный эксперимент


Четверг,18.10.2007
Без меня меня женили…
В ближайшие два года НОЦы появятся на отдельных территориях Пермского края — пока в качестве эксперимента. 1 сентября 2008 г. школы для старшеклассников откроются в Перми, Добрянке, Нытве и Чернушке, а 1 сентября 2009 года — в Губахе, Березниках, Чусовом и Чайковском.
О том, что администрация Чайковского муниципального района приняла решение участвовать в очередном образовательном эксперименте (несколько лет назад чайковские школьники одними из первых приняли на себя удар по внедрению единого государственного экзамена), многие узнали лишь этой осенью, хотя на краевом уровне вопрос обсуждался еще в 2006 году. Из письма министра образования Пермского края Николая Карпушина, которое пришло в четвертую школу 17 сентября, родители и учителя с удивлением узнали, что: «Управлением общего и профессионального образования была проведена подготовительная работа к участию школы в подпроекте: организованы семинары с педагогами школы, проведено заседание рабочей группы, состоялось обсуждение концепции проекта на заседаниях всех методических объединений педагогов района; организована разъяснительная работа с населением и родителями учащихся; даны публикации в средствах массовой информации». Не приходится сомневаться в том, что в отчетах, отправляемых чайковским Управлением ОиПО в Пермь, все так и написано. Однако учителя и родители открыто заявляют: ничего из вышеперечисленного сделано не было. А мы, в свою очередь, добавляем: публикации в СМИ начали появляться только в октябре.
Сразу после получения письма из Перми директор школы № 4 Ольга Юрьевна Култышева обратилась к председателю Совета директоров школ Владимиру Дайбову с вопросом: совещалось ли с Управление образования с Советом, прежде чем принять решение о вступлении в программу или же распорядилось будущим детей кулуарно? Нет, не совещалось: до недавнего времени Совет директоров тоже находился в полном неведении! Хотя, наверное, чиновникам стоило заранее просчитать социальные риски и выйти с предложением к общественности, а уж потом готовить заявку на участие. Можно было учесть опыт города Губахи, где тоже развернулся проект «Новый образовательный центр»: там трижды менялся имущественный комплекс, на базе которого планировалось создавать НОЦ. Причиной тому — волнения родителей и нежелание переводить детей в другие школы.
В пекло — поперед батьки
По официальной версии, Управление образования «зацепилось» за эксперимент, чтобы сделать в школе № 4 капитальный ремонт и оснастить ее современным оборудованием за счет средств краевого бюджета. Но ведь в 2008 году на капитальный ремонт уходит школа № 3! Таким образом, в одном микрорайоне закрываются сразу два образовательных учреждения, и более тысячи двухсот детей, обучающихся там, остаются «под открытым небом». Скольких из них смогут принять гимназия и десятая школа? Отнюдь не многих. Остается СОШ № 11, которая находится совсем в другой части города! «Каково будет добираться туда малышам? — спрашивает Ольга Юрьевна Култышева. — А попробуйте нашего хулигана довести до нее, — он потеряется по дороге. Мы в своем микрорайоне порой не можем «выловить» детей, пропускающих занятия. А это всегда добавляет работу прокуратуре, потому что каждый месяц туда подаются сведения о тех ребятах, которые прогуливают уроки. Кроме того, нет никакой гарантии, что учащиеся первых, пятых и выпускных классов смогут учиться в первую смену, как положено по санитарным правилам».
И тут возникает резонный вопрос: а не следовало ли местной власти как минимум повременить со вступлением в программу? Ведь есть второй вариант: понаблюдать, как будет протекать создание НОЦов на других территориях, оценить, нужно нам это или нет, если да, то учесть ошибки «первопроходцев» и смело двигаться вперед.
Например, городу Перми грех не участвовать в эксперименте: там довольно часто при переходе в десятый класс учащиеся меняют одно образовательное учреждение на другое (с углубленным изучением предметов, на гимназии или лицеи). В отличие от Чайковского, школы в Перми никто не закрывает — всё делается гораздо менее болезненно как для детей, так и для родителей и педагогов. Пермский НОЦ образовывается на базе лицея № 2, который уже семнадцать лет функционирует как профильное учебное заведение старшего звена, то есть ребята поступают туда только после девятого класса. Однако такая практика характерна не для всех территорий Пермского края. В Чайковском переход в старшее звено другой школы чаще всего случается не по доброй воле ученика, а потому что педагоги просто «попросили» его (самое печальное, что критерием этого «искусственного отбора» далеко не всегда служит успеваемость по предметам). Если ребенок намерен поступать в вуз, он будет вынужден перейти в другое учебное заведение, чтобы получить аттестат о полном среднем образовании.
Скоро сказка сказывается…
12 октября на Консультативном совете начальник Управления ОиПО Наталья Сафонова рассказала директорам школ, детских садов и представителям общественности о причинах участия Чайковского муниципального района в эксперименте: «В процентном соотношении выпускники девятых классов по сравнению с одиннадцатиклассниками имеют значительно худшие результаты экзаменов. Эта ситуация типична и для России, и для Пермского края. Мы привыкли мерить результативность школы по выпускникам одиннадцатых классов, поэтому девятым классам уделяется гораздо меньше внимания.
Последние годы учреждения начального и среднего профессионального образования предъявляют все больше претензий по качеству подготовки выпускников среднего звена. Соответственно, и специалисты из них получаются далеко не высокого класса. Они не отвечают требованиям, которые выставляет им работодатель, и в итоге пополняют ряды безработных. В связи с этим учащемуся девятого класса в зависимости от того, какой способ жизнедеятельности он в конечном итоге выберет, предстоит вместе с родителями с достаточной степенью ответственности определить свою образовательную траекторию. Он должен будет сделать выбор в пользу какой-либо профессии, чтобы в дальнейшем успешно реализовать свой индивидуальный образовательный план в различного типа учебных заведениях. Поэтому государством ставится задача: отделить школу третьей ступени от школы второй ступени. Таким образом, в конце девятого класса учащемуся и его родителям представится реальная возможность сделать первый ответственный выбор в своей жизни, а оставшиеся два года — во избежание ошибки — использовать для того, чтобы откорректировать дальнейший путь и поменять курс».
Согласно концепции, в Новых образовательных центрах будут созданы все условия для получения качественного образования: подобраны квалифицированные педагогические кадры, оборудованы специализированные лаборатории, мастерские, библиотеки, спортивные залы, современные классные кабинеты. Главное отличие НОЦа от обычной школы в том, что обучение будет вестись по индивидуальным образовательным программам, учащиеся смогут самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения.
…Да не споро дело делается
В письме-обращении к власть имущим родители учащихся СОШ № 4 пишут: «Сегодня учащиеся нашего города имеют возможность выбора образовательной траектории. У нас есть гимназия, лицей, профильные классы с углубленным изучением предметов, обучение по индивидуальным программам, которые успешно выполняют функции НОЦ. Мы против экспериментов, заложниками которых являются наши дети».
Как показывает практика последних лет, более пятидесяти процентов выпускников российских вузов работают не по специальности. За время учебы многие разочаровываются в выбранной профессии — даже «достаточно высокая степень ответственности» при ее выборе не дает гарантии, что с возрастом молодой человек не поменяет решение.
В содержании экспериментального проекта есть такая строка: если ученики не хотят переходить в НОЦы, им предоставляется возможность продолжить обучение в обычных школах, реализующих программы образования старшей ступени, которые должны остаться наряду с лицеями и гимназиями. Но если все чайковские школы станут девятилетними, учащихся автоматически лишат этого права. Кроме того, дети, проживающие в разных районах города, будут вынуждены ездить на Основной поселок, а это дополнительные, незапланированные расходы для семейного бюджета.
В сообщениях администрации Чайковского муниципального района сказано, что четвертая школа подходит под создание на ее базе НОЦа по нескольким критериям: здание находится в центре города, по наполняемости классов она не сильно загружена (там учится более шестисот человек). Но нельзя ли разместить НОЦ в другом месте? Например, недавно — в том же центре города — освободились два здания школы-интерната. Сейчас в учебном корпусе размещаются три разные организации, для которых при желании можно найти свободные помещения, тем более, что таковые имеются.
Вспомните, как с десяток лет назад на нашей территории один за другим закрывались детские сады — причина называлась та же: малая наполняемость групп. Но сейчас страна переживает «бум рождаемости», и в очередь за путевкой родители готовы вставать еще до рождения малыша. Теперь те дети, «из-за которых» в девяностые годы закрывались сады, учатся в старших классах. Значит, следуя железной логике чиновников, пора закрывать школы. А о будущем у нас как-то не принято думать, впрочем, как и учиться на собственных ошибках.
«Ну, тупые!»
(Михаил Задорнов)
Сегодня существует мнение, что образование старшеклассников должно быть специализированным: наука не стоит на месте и освоить все предметы более‑менее хорошо нашим учащимся не под силу. Однако не все согласны с такой точкой зрения. В 2006 году
«Газета. Ру» писала: «Последние исследования показали, что половина выпускников американских вузов не обладают элементарной грамотностью — вплоть до того, что не умеют считать. Эксперты связывают страшную статистику с отказом от фундаментального образования в пользу прикладного (ориентированного на конкретные знания — прим. автора). Причем, по их словам, то же самое может грозить и России.
По мнению президента Всероссийского фонда «Образование для всех» Сергея Комкова, падение уровня грамотности американских студентов является закономерным результатом реформы американской системы образования, проведенной командой Александра Кинга еще в начале 70‑х годов ХХ века и направленной на разрушение основ фундаментального образования в стране. «Выкорчевывание корней фундаментального образования, — подчеркнул он, — и привело к национальной трагедии США». Тот же результат Сергей Комков предрек курсу на первоочередное стимулирование прикладных наук, предлагаемому для России. «Если сегодня мы уйдем от основ фундаментального образования и все переведем на прикладные рельсы, то лет через 10‑15 точно такая же трагедия произойдет и у нас, — заявил он. — Только более масштабная, чем в США, которые, в отличие от нашей страны, частично гасят ее последствия за счет привлечения в страну мозгов со стороны. У России денег на это нет».





Просмотров: 1059


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам