Пера Маа раскроет тайны
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,15.11.2007
«Примечательно, что одной из первых коллекций нашего музея, послуживших в 1963 году основой создания остальных экспозиций, стала коллекция археологии, — рассказала директор Чайковского краеведческого музея Раиса Романова. — Во время возведения Воткинской ГЭС перед строителями шли археологи и определяли места обитания древних людей, проводили раскопки. Материалы этих исследований поступили в народный музей, среди них оказалась и коллекция палеонтологии — останков древних животных, обитавших на территории Чайковского района со времен палеолита, — каменного века.
В нашем районе раскопки велись еще до революции 1917 г. Некоторые экспонаты, найденные на могильниках и стоянках древних людей, сегодня находятся в столичных музеях. Кроме того, здесь работала Камская археологическая экспедиция. Часть материалов, найденных ею, хранится в Пермском государственном университете, часть передана в наш краеведческий музей».
Когда торжественные речи и поздравительные слова были исчерпаны, началась презентация выставки.
Экспозиция «Пера Маа — земля, хранящая тайны» организована в рамках музейного проекта «Культурный слой», также стартовавшего на территории нашего района 8 ноября. Его цель — приобщение молодого поколения к историко-культурному наследию Пермского края. Проект включает в себя ряд мероприятий с участием краеведов, представителей педагогического сообщества нашего города, научных сотрудников г. Перми, школьников и студентов.
Идея организации в Чайковском археологической выставки появилась весной 2007 года. В связи с этим в наш город приехал заведующий отделом археологии Пермского краевого музея Эдуард Чурилов, а также директор Пермского краевого музея Ольга Юдина. Началась подготовительная работа. В середине октября экспозиция, находившаяся в Перми, была демонтирована и перевезена к нам. Вскоре из краевого центра прибыл художник Владимир Нецветаев и вместе с Эдуардом Чуриловым приступил к монтажу выставки. Кроме того, Эдуард Викторович читал научным сотрудникам Чайковского краеведческого музея долгие, но очень интересные и познавательные лекции по теме «Археология». Экспозиция «Пера Маа — земля, хранящая тайны» пробудет в нашем городе не менее полугода. В течение этого времени в рамках проекта «Культурный слой» планируется провести большую краеведческую игру для школьников, конкурс детских рисунков, посвященных выставке, и по ее завершении выпустить памятный альбом или набор открыток.
Экспозиция состоит из двух залов, где широко представлены археологические памятники северного, среднего и южного Прикамья.
Первый зал посвящен периоду от раннего палеолита до раннего железного века. Здесь своими глазами можно увидеть находки со стоянок и могильников первобытного человека, жившего еще в каменном веке. Его поселения были обнаружены по берегам Камы и ее крупных притоков — Чусовой, Сылвы. Главным занятием палеолитического человека — неандертальца или homo sapiens — была охота на стадных и крупных животных: северных оленей, лошадей, мамонтов. Орудия — ножи, скребки, резцы изготавливались из камня: кварцита, сланца, кремня, горного хрусталя. Уже тогда у людей начали появляться религиозные представления и зародилось искусство.
Около 12 тыс. лет до н. э. в Прикамье произошли серьезные изменения климата, растительного и животного мира.
В эпоху мезолита, среднего каменного века, главными объектами охоты стали лось и лесной олень. В это время были изобретены лук и стрелы, острога, лодка, приручена собака, появилась наскальная живопись. Известен Писаный камень на реке Вишере, где были обнаружены первые рисунки, выполненные древним человеком.
В эпоху неолита — нового каменного века и энеолита — медно-каменного века складывается и развивается комплексное лесное хозяйство: сочетание охоты на рыбу и на лесных животных. Кама и ее притоки становятся путями, по которым осуществляется связь прикамского населения с соседними регионами. Благодаря этому сюда попадают медные орудия труда. На поселении Красное плотбище Чайковского района найдены наиболее древние медные орудия: нож, обломок шила и два копья. Одно из них представлено в экспозиции «Пера Маа». Им не охотились, а использовали исключительно в обрядовых и ритуальных целях. Главным достижением того времени по праву можно назвать изобретение керамической посуды.
На смену эпохе камня приходит эпоха металлов — бронзовый век. В этот период на Урал попадают загадочные племена турбинцев — вольных кочевников, искусных металлургов и воинов-коневодов. Ученые до сих пор не могут найти ответа, откуда они пришли и куда исчезли с Пермской земли. Турбинцы владели самой передовой по тем временам технологией отливки бронзовых изделий, их боевое снаряжение было наиболее совершенным для той эпохи. У них существовал культ солнца, который впоследствии переняло население Прикамья.
Первые железные изделия появляются на Урале в начале 1 тысячелетия до н. э. — в этот период формируется ананьинская культура. Ананьинцев считают самыми древними предками современных финно-язычных народов: коми, коми-пермяков, удмуртов и марийцев.
В основном племена занимаются охотой и скотоводством, поэтому объединяются с целью защиты своих пастбищ от набегов кочевников из южных степей. В Прикамье появляются первые городища — поселения, укрепленные валом и рвом, выделяются прослойки вождей и воинов. Ананьинцы — это хорошие воины, и наиболее почитаемым животным у них был конь, образ которого местные жители связывали с культом огня и солнца. В это время уже существовали специальные места для поклонений и жертвоприношений. На выставке представлены материалы из уникального Гремячинского святилища-поселения времен ананьинской культуры, находящегося на территории Пермского края.
Во втором зале экспозиции можно узнать, что в 4‑3 веке до н. э. на территории Прикамья формируется Гляденовская культура, названная так по одноименному святилищу-костищу, расположенному вблизи г. Перми. Гляденовские племена считаются далекими предками коми-пермяцкого народа.
В мирную и спокойную Гляденовскую эпоху росло население Прикамья, постепенно осваивались более северные земли.
Материалы прикамских костищ дают уникальную возможность для реконструкции космогонических и религиозных представлений того времени. Костища — это святилища. Они так названы потому, что на их территории находят огромное скопление костей животных, принесенных в жертву или съеденных во время ритуальной трапезы. Наиболее почитаемым зверем становится лось, его жизнь подносили в дар богам только в исключительно редких случаях.
Идол, вокруг которого происходило главное действо, символизировал Мировое древо. Оно заключало в себе представления человека того времени о структуре мира, который, по его мнению, был разделен на три части. В верхнем мире, располагавшемся на ветвях древа, обитали птицы и находилось солнце. В среднем жили люди. Нижний, подземный, населяли змеи, бобры, рыбы, а также все создания, умеющие рыть ямы и норы. В экспозиции широко представлены металлические фигурки людей и животных, наконечники стрел, бусы, ритуальная посуда, вотивные изделия (вотивный предмет — посвятительный дар божеству, приносимый из благодарности или по обету, например, камень, сосуд, табличка, статуэтка и др., в зависимости от состоятельности посвящающего), обнаруженные на Гляденовском и Юго-Камском костищах.
В 4‑6 веках н. э. в период большого переселения народов в Прикамье появляются воины-кочевники. Отношения между местными и пришлыми племенами складываются далеко не мирные, в связи с чем увеличивается количество городищ, усиливаются их оборонительные сооружения.
Пришельцы принесли с собой специфический погребальный обряд захоронения под курганами. В них находилось от одного до тринадцати погибших в бою воинов. В экспозиции представлены предметы, найденные в могильниках того времени: различные мечи, украшения, фигурки животных, в том числе медведя, который был священным животным народов Зауралья.
В 6‑9 веках в результате взаимного изменения местных и пришлых племен появляется ломоватовская культура. При ведущей роли скотоводства в ломоватовский период дольно значительное место принадлежало земледелию и охоте. Именно шкурки пушных зверей служили основным предметом торговли с южными соседями, от которых в Прикамье попадали самые разнообразные товары. Для этого периода характерно большое количество кладов, содержащих посуду и монеты иранского, византийского и среднеазиатского происхождения.
Ломоватовская культура — «золотой век» пермского звериного стиля, своеобразного искусства мелкой пластики. Его изделия делились на три вида: птицевидные фигурки, многофигурные бляшки, на которых в основном изображались представители всех трех миров, и украшения, носившие функции оберегов. Интересно, что обереги изготавливали женщины, ведуньи. Считалось, что они в большей степени, чем мужчины, связаны с подземным миром и потусторонними силами. Одним из самых сильных оберегов являлось изображение водоплавающей птицы (утки), так как только она могла находиться во всех трех мирах: летать, ходить по земле, нырять под воду. С уткой были связаны и легенды о возникновении земли. В экспозиции «Пера Маа» представлены подлинные изделия пермского звериного стиля.
К 10 веку на основе ломоватовской культуры формируется родановская. Ее представители — непосредственные предки коми-пермяков. Ведущей отраслью хозяйства родановцев становится пашенное земледение, о чем свидетельствуют представленные в экспозиции находки железных сошников, мотыг, жерновов, зерен пшеницы, проса, ржи, овса…
В 12 веке на территорию «дальней земли» проникают новгородские ушкуйники — полукупцы-полуграбители. В 15 веке начинается полновесный процесс колонизации севера Пермского края русскими.
На этом экспозиция «Пера Маа — земля, хранящая тайны» подходит к концу.
По словам руководителя проекта «Культурный слой», старшего научного сотрудника отдела археологии Пермского краевого музея Татьяны Востриковой, в будущем за счет экспонатов, хранящихся в фондах, в Чайковском краеведческом музее планируется создать собственную экспозицию уникальных археологических находок, обнаруженных на территории нашего района.
Просмотров: 1283
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: