Взгляд из башни над Камой.


Четверг,24.07.2008
Шла на встречу с чувством ожидания и любопытства, как выяснилось, не зря! Само место расположения офиса «Камводпуть» заинтриговало сразу – посреди моста через шлюз возвышалась башня с огромными железными воротами внизу. Первая мысль: «Я вообще туда пришла, куда надо было? Может, перепутала что-нибудь?».
С некоторым сомнением открываю ворота, вижу охранника в военной форме. Он спрашивает: «Вы из газеты?». Понимаю, что ничего не перепутала и с облегчением отвечаю, да. Мне показывают куда пройти, и я поднимаюсь по крутой и узкой лестнице на самый верх той самой башни, что стоит посреди моста через шлюз.
Встречает меня главный диспетчер Александр Михайлович и его помощница, дежурный инженер-диспетчер, Любовь Лопатич. В небольшой комнате стоит компьютер, рация, лежит несколько ватманов, как потом выяснилось, с расписанием движения судов и подробной информацией о них. С двух противоположных сторон - окна на всю ширину комнаты, с третьей, напротив двери, выход на балкон. Потрясающий вид на Каму со всех сторон - мы находимся прямо над ней. Мой восторг не остался не замеченным, вижу удовлетворение в глазах главного диспетчера, а его помощница поясняет: «Да, у нас очень красиво здесь. Место для офиса Александр Михайлович сам выбирал». И мне становится понятно, что работу свою эти люди любят и делают ее с удовольствием.
                                «……….Работаем со шлюзом»
Пока я осматриваюсь в «башне» оживает рация, звучит позывной: «КП-6», и дальше «Я теплоход «Окский 47» подхожу к Ольховке».
Любовь Лопатич отвечает: «Теплоход «Окский 47», я КП-6 на связи. Давайте сверим порт-приписки, вашего судовладельца, откуда следуем и куда, рейс, наличие груза, осадку».
И снова голос по рации: «Владелец «Порт Касимов», следую рейсом Тарлавка-Соликамск, порожнен, наибольшая осадка 1 метр 60 см».
Данные сверены, все правильно и Любовь Лопатич передает по рации «Даю добро на шлюзование, переходим на третий канал, работаем со шлюзом».
Весь разговор для меня звучит шифровкой. Когда  рация замолкает, я прошу пояснить суть происходящего.
«Наша организация отвечает за безопасность движения флота, поэтому в каждый момент времени мы должны знать какие суда и в каком направлении двигаются» - рассказывает Александр Михайлович. - В случае необходимости даем им подробную путевую информацию по гарантированной глубине определенных участков реки, по погодным условиям и волновому режиму. Эта информация позволяет судоводителю не сесть на мель, оказаться в безопасном месте во время сильных волн, а судовладельцам – контролировать передвижение своего судна».
В это время к воротам шлюза подходит пассажирский теплоход «Гоголь» плывущий по маршруту Казань-Пермь, переговорить с ним и, сверить данные по рации, диспетчер успела еще до моего прихода и поэтому ему сразу открывают ворота и запускают в камеру шлюза. «Теплоход, да и любое другое судно, - продолжает объяснять мне Александр Михайлович – должен в камере пришвартоваться, то есть надежно закрепиться одним из бортов за специальное приспособление на стене камеры шлюза. Необходимо это для того, чтобы во время наполнения камеры судно не начало «кидать» из стороны в сторону.» Примерно за пол часа вода в камере наполняется до того уровня, что будет за воротами шлюза с другой стороны, после чего «Гоголь» продолжает свой путь вниз по реке.
Весь процесс мы наблюдаем с балкона, прямо из офиса. Работа шлюза привлекает внимание и простых обывателей, с того же балкона видна компания молодых людей, стоящих на мосту и смотрящих, как наполняется камера шлюза, и открываются его ворота, пропуская теплоход.
У меня обзор явно лучше. От гордости расправляю плечи. Уходить не хочется, и мы с хозяевами садимся пить чай и продолжаем беседу.
                                Скорую помощь - по рации!
«Разрешение на выход в Воткинское водохранилище даем именно мы», - рассказывает уже Любовь Лопатич. – Но только после того, как убедимся, что у судоводителя есть вся необходимая путевая информация. Каждые два-три часа мы передаем нашему начальству в Перми информацию о проплывающих суднах и, таким образом, в центральном офисе всегда имеется полная картина  всех речных рейсов. По рации, мы в любое время суток выходим на связь с судоводителями. Бывает, что нас просят вызвать скорую помощь, если на судне кому-то стало плохо. Постоянное дежурство рядом с рацией и взаимодействие с судоводителями по самым разным вопросам и есть наша основная работа»
В таких условиях диспетчер должен быть предельно внимательным, от его грамотности зависит безопасность команды и пассажиров на судне. «Общение с судоводителем должно быть предельно информативным, сжатым, лаконичным. Не допускается никакого панибратства – только деловое профессиональное общение. Через каждый год или два мы ездим на аттестацию при Московской или Горьковской академии водного транспорта, проходим дополнительный инструктаж, проверяем свои знания».
Снова выхожу на балкон и вижу в камере катер, мне тут же объясняют, что это рабочие шлюза – водолазы, проверяют дно на наличие посторонних предметов, которые могут помешать продвижению через камеру крупного речного флота - иногда там оказываются бревна, якоря, и другие предметы.
                                           «Я убью тебя, лодочник!»
После теплохода видеть катер немного странно, он кажется слишком маленьким, а рыбацкие лодки вообще незаметными. Александр Михайлович, в прошлом капитан, делится переживаниями по поводу восприятия судоводителем проплывающих мимо его судна лодок: «С ними очень сложно бороться, они бесстрашные какие-то, не боятся ничего, хотя находиться рядом с теплоходом или грузовым буксировщиком  для них опасно, особенно рядом со шлюзом. В моей жизни было несколько случаев, когда только чудом эти лодочники остались живы. Однажды мы плыли вдоль реки, а через Каму проплывала лодка, в которой сидели двое мужчин, один на гармошке играет, другой гребет, и оба не замечают ничего. А ведь речной транспорт сразу не остановишь, так они в нас все-таки врезались, но под таким удачным углом, что их просто в сторону отбросило, а могли бы между баржами оказаться и не выжить!
По этому поводу есть что вспомнить и помощнице Александра Михайловича, Любови Лопатич: «Мы из окон своего офиса иногда такие картины наблюдаем интересные, специально не придумаешь. Подплывает как-то к шлюзу судно, толкает впереди себя баржу такого темного ржавого цвета и белой краской на ней огромными буквами, так, чтобы издалека было видно, написано: «Я убью тебя лодочник!». Вот так, творчески, команда на судне к этой проблеме подошла».
Аварий на Чайковском участке реки не было уже очень давно, ситуация с речными дорогами складывается явно благополучнее, чем с автомобильными. «Может, потому»,- говорят Александр Крусанов и Любовь Лопатич, - что на речных дорогах нет случайных людей. Мы все свою профессию любим и чаще всего приходим в нее по зову сердца».  





Просмотров: 726


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам