Только вперед!
Рубрика:
Новости
Четверг,07.02.2013
– Татьяна Васильевна, расскажите, пожалуйста, когда у Вас появилось желание стать педагогом?
– Если честно, у меня его никогда не было Но мне всегда очень нравилось общаться с детьми. В детстве я часто проводила время со своими младшими сестрами. До самого выпускного класса я не могла определиться с выбором профессии, и можно сказать, что мою судьбу решила мама. В то время в городе как раз открылось педагогическое училище, и она предложила мне поступить в него на учителя начальных классов. Не могу сказать, что я сразу же поняла, что это то, что мне действительно нравится. В этом я убедилась уже после, когда устроилась на работу в школу.
– Вы целенаправленно устроились в школу № 1?
– Да, я даже и не рассматривала других вариантов. Это школа, в которой я сама училась, так что можно сказать, что с ней связана большая часть моей жизни. Даже после окончания вуза, когда я стала учителем истории и обществознания, я осталась в своей любимой первой школе.
– Как сложилась ваша педагогическая карьера?
– Первые пять лет я проработала преподавателем начальных классов, а затем, во время обучения в вузе, стала вести уроки истории и обществознания у ребят из старшего блока (5‑11 классы). Поначалу мне было нелегко, потому что это дети другого возраста, у них другие интересы, а значит, мне пришлось менять методику ведения уроков. Рядом со мной в то время были мои наставники, которые во многом мне помогали: учитель начальных классов Р. Ф. Степанова и мой учитель истории Е. В. Иванова. Елена Витальевна всегда была для меня идеалом педагога. Но даже сейчас, когда работа со старшеклассниками не составляет для меня особого труда, я люблю проводить уроки у пятиклашек. Можно сказать, что это мой любимый возраст.
– Двое сыновей, дом, преподавание и должность заместителя директора – как Вам удается все совмещать?
– Когда я стала заместителем директора, поняла, что обязательно нужно планировать свое время не только на один день, но и на более длительный срок. Стоит понимать, что какое-то дело может занять не один день, а несколько. Также я всегда говорю себе: я сделаю все, что смогу сделать. Это вселяет в меня уверенность, и мне действительно многое удается. Все свои планы я заношу в ежедневник. Также отдельно веду список домашних дел.
– Участвовали ли Вы до этого в конкурсе «Учитель года»? Сколько времени заняла подготовка к нему?
– Нет, это мой первый опыт. Хотя в прошлом году я принимала участие в подготовке одного из конкурсантов. Но этот опыт несравним с личным участием в конкурсе. Конкурсантом быть сложнее, потому что ты понимаешь, что за тобой стоит школа. Это огромный груз ответственности перед людьми, которые помогали тебе. Здесь все зависит только от тебя. Ты должен выступить так, чтобы не подвести не только себя, но и команду.
Во время подготовки к конкурсу я спала по два часа, а все остальное время – 20‑22 часа в сутки – занимала подготовка. Я даже не представляла, что организм может выдерживать такие нагрузки. Казалось, он сам подталкивал меня к работе. При этом мне хватало энергии и сил, но зато в воскресенье я просто отключалась – так хотелось спать. Здесь стоит сказать большое спасибо моему супругу: на время подготовки он полностью освободил меня от домашних обязанностей. Я практически не делала лишних движений и была полностью сосредоточена на «Учителе года».
– Как Вы считаете, в чем было ваше преимущество перед другими конкурсантами?
– Я не могу дать ответа на этот вопрос. На каждом этапе я ощущала поддержку детей, родителей, коллег, аудитории и от этого чувствовала себя более уверенно. Удивительно, что на конкурсе мы общались не как соперники. Например, могли перед уроком зайти друг к другу в кабинет, пожелать удачи и поинтересоваться: нужна ли помощь.
– Какое конкурсное испытание показалось Вам самым сложным?
– Я очень переживала за беседу с родителями: вокруг столько посторонних людей, а мне нужно было говорить с ними о сокровенных вещах. Я боялась, что они замкнутся и беседа не получится. К тому же у меня была достаточно сложная тема: «Все ли мы понимаем наших детей?». Но мои страхи оказались напрасными, и мы плодотворно поработали.
Также достаточно сложной была подготовка к занятию с детьми. Я долго не могла уловить то, каким оно должно быть. Для меня было важно, чтобы ребята освоили на уроке способ преобразования текста в схему, рисунок, таблицу. Это то, что поможет им изучать другие темы. Работая с текстом «Греко-персидские войны», ребята создали очень интересные проекты.
– Получается, что на ваших уроках школьники не только изучают историю, но и применяют полученные знания и опыт на практике?
– Да. Сейчас уделяется большое внимание метапредметным результатам – способам деятельности, которые можно применять как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Поэтому часто я заканчиваю свой урок вопросом: где это может нам пригодиться в жизни? В одном из пятых классов мы как-то проходили тему «Хаос и порядок». По окончании урока я спросила ребят о том, какое открытие они сделали за время урока, и один ребенок сказал, что понял, как правильно наводить порядок. «Чтобы прибраться, нужно объединить предметы по определенным группам», – сказал он. Для него это стало открытием урока истории. Также мы часто обсуждаем с ребятами нравственные стороны того или иного исторического события, поступков участников событий.
– Расскажите, пожалуйста, какой урок за время педагогической карьеры был для Вас самым волнительным?
– Для меня самыми волнительными уроками стали первые уроки истории моих сыновей: Данила (14 лет) и Матвея (11 лет). Для меня это был своего рода экзамен, на котором я должна была показать себя в новой для них роли – роли педагога. Я очень боялась разочаровать детей. Но сейчас страха уже нет, и мне кажется, что они с удовольствием приходят на мои уроки, правда, иногда ворчат: «Что у нас за учительница по истории? Назадавала каких-то заданий!» или «Ну почему ты меня не спросила? Я же тянул руку! Всех спросила, а меня нет».
– И последний вопрос: каким Вы видите образ современного педагога?
– Есть качества, которые ценились в педагогах всегда, и они по-прежнему актуальны: доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Раньше я боялась, что на уроке мне зададут вопрос, на который я не буду знать ответ, а сейчас я предлагаю детям найти ответ вместе или же сделать это самостоятельно, а позже, на уроке, обсудить.
Сейчас у учеников такие огромные возможности получить информацию. Поэтому задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Современный педагог должен быть на «ты» с компьютером и общаться в том числе и в социальных сетях. Это язык детей, и мы должны его использовать. Например, я часто общаюсь с учениками в социальных сетях во время работы над презентациями, докладами или проектами.
Также учитель должен хорошо выглядеть, не вымещать на детях свои проблемы и плохое настроение. Дети это ценят. От педагога должен идти позитив. Он должен понимать, что жизнь детей ничуть не легче, чем у взрослых.
– Если честно, у меня его никогда не было Но мне всегда очень нравилось общаться с детьми. В детстве я часто проводила время со своими младшими сестрами. До самого выпускного класса я не могла определиться с выбором профессии, и можно сказать, что мою судьбу решила мама. В то время в городе как раз открылось педагогическое училище, и она предложила мне поступить в него на учителя начальных классов. Не могу сказать, что я сразу же поняла, что это то, что мне действительно нравится. В этом я убедилась уже после, когда устроилась на работу в школу.
– Вы целенаправленно устроились в школу № 1?
– Да, я даже и не рассматривала других вариантов. Это школа, в которой я сама училась, так что можно сказать, что с ней связана большая часть моей жизни. Даже после окончания вуза, когда я стала учителем истории и обществознания, я осталась в своей любимой первой школе.
– Как сложилась ваша педагогическая карьера?
– Первые пять лет я проработала преподавателем начальных классов, а затем, во время обучения в вузе, стала вести уроки истории и обществознания у ребят из старшего блока (5‑11 классы). Поначалу мне было нелегко, потому что это дети другого возраста, у них другие интересы, а значит, мне пришлось менять методику ведения уроков. Рядом со мной в то время были мои наставники, которые во многом мне помогали: учитель начальных классов Р. Ф. Степанова и мой учитель истории Е. В. Иванова. Елена Витальевна всегда была для меня идеалом педагога. Но даже сейчас, когда работа со старшеклассниками не составляет для меня особого труда, я люблю проводить уроки у пятиклашек. Можно сказать, что это мой любимый возраст.
– Двое сыновей, дом, преподавание и должность заместителя директора – как Вам удается все совмещать?
– Когда я стала заместителем директора, поняла, что обязательно нужно планировать свое время не только на один день, но и на более длительный срок. Стоит понимать, что какое-то дело может занять не один день, а несколько. Также я всегда говорю себе: я сделаю все, что смогу сделать. Это вселяет в меня уверенность, и мне действительно многое удается. Все свои планы я заношу в ежедневник. Также отдельно веду список домашних дел.
– Участвовали ли Вы до этого в конкурсе «Учитель года»? Сколько времени заняла подготовка к нему?
– Нет, это мой первый опыт. Хотя в прошлом году я принимала участие в подготовке одного из конкурсантов. Но этот опыт несравним с личным участием в конкурсе. Конкурсантом быть сложнее, потому что ты понимаешь, что за тобой стоит школа. Это огромный груз ответственности перед людьми, которые помогали тебе. Здесь все зависит только от тебя. Ты должен выступить так, чтобы не подвести не только себя, но и команду.
Во время подготовки к конкурсу я спала по два часа, а все остальное время – 20‑22 часа в сутки – занимала подготовка. Я даже не представляла, что организм может выдерживать такие нагрузки. Казалось, он сам подталкивал меня к работе. При этом мне хватало энергии и сил, но зато в воскресенье я просто отключалась – так хотелось спать. Здесь стоит сказать большое спасибо моему супругу: на время подготовки он полностью освободил меня от домашних обязанностей. Я практически не делала лишних движений и была полностью сосредоточена на «Учителе года».
– Как Вы считаете, в чем было ваше преимущество перед другими конкурсантами?
– Я не могу дать ответа на этот вопрос. На каждом этапе я ощущала поддержку детей, родителей, коллег, аудитории и от этого чувствовала себя более уверенно. Удивительно, что на конкурсе мы общались не как соперники. Например, могли перед уроком зайти друг к другу в кабинет, пожелать удачи и поинтересоваться: нужна ли помощь.
– Какое конкурсное испытание показалось Вам самым сложным?
– Я очень переживала за беседу с родителями: вокруг столько посторонних людей, а мне нужно было говорить с ними о сокровенных вещах. Я боялась, что они замкнутся и беседа не получится. К тому же у меня была достаточно сложная тема: «Все ли мы понимаем наших детей?». Но мои страхи оказались напрасными, и мы плодотворно поработали.
Также достаточно сложной была подготовка к занятию с детьми. Я долго не могла уловить то, каким оно должно быть. Для меня было важно, чтобы ребята освоили на уроке способ преобразования текста в схему, рисунок, таблицу. Это то, что поможет им изучать другие темы. Работая с текстом «Греко-персидские войны», ребята создали очень интересные проекты.
– Получается, что на ваших уроках школьники не только изучают историю, но и применяют полученные знания и опыт на практике?
– Да. Сейчас уделяется большое внимание метапредметным результатам – способам деятельности, которые можно применять как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Поэтому часто я заканчиваю свой урок вопросом: где это может нам пригодиться в жизни? В одном из пятых классов мы как-то проходили тему «Хаос и порядок». По окончании урока я спросила ребят о том, какое открытие они сделали за время урока, и один ребенок сказал, что понял, как правильно наводить порядок. «Чтобы прибраться, нужно объединить предметы по определенным группам», – сказал он. Для него это стало открытием урока истории. Также мы часто обсуждаем с ребятами нравственные стороны того или иного исторического события, поступков участников событий.
– Расскажите, пожалуйста, какой урок за время педагогической карьеры был для Вас самым волнительным?
– Для меня самыми волнительными уроками стали первые уроки истории моих сыновей: Данила (14 лет) и Матвея (11 лет). Для меня это был своего рода экзамен, на котором я должна была показать себя в новой для них роли – роли педагога. Я очень боялась разочаровать детей. Но сейчас страха уже нет, и мне кажется, что они с удовольствием приходят на мои уроки, правда, иногда ворчат: «Что у нас за учительница по истории? Назадавала каких-то заданий!» или «Ну почему ты меня не спросила? Я же тянул руку! Всех спросила, а меня нет».
– И последний вопрос: каким Вы видите образ современного педагога?
– Есть качества, которые ценились в педагогах всегда, и они по-прежнему актуальны: доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Раньше я боялась, что на уроке мне зададут вопрос, на который я не буду знать ответ, а сейчас я предлагаю детям найти ответ вместе или же сделать это самостоятельно, а позже, на уроке, обсудить.
Сейчас у учеников такие огромные возможности получить информацию. Поэтому задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Современный педагог должен быть на «ты» с компьютером и общаться в том числе и в социальных сетях. Это язык детей, и мы должны его использовать. Например, я часто общаюсь с учениками в социальных сетях во время работы над презентациями, докладами или проектами.
Также учитель должен хорошо выглядеть, не вымещать на детях свои проблемы и плохое настроение. Дети это ценят. От педагога должен идти позитив. Он должен понимать, что жизнь детей ничуть не легче, чем у взрослых.
Просмотров: 626
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: