Венгрия с первого взгляда


Рубрика: Новости
Среда,20.03.2013
Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда Венгрия с первого взгляда
Уважаемые читатели, сегодня мы вновь предлагаем вашему вниманию очерки пермского поэта, писателя и краеведа Яна Кунтура. На сей раз они посвящены путешествию автора по Венгрии. В настоящее время в будапештском издательстве «Napкut» готовится сборник стихов и прозы Яна Кунтура в переводе на венгерский язык, планируется ряд презентаций книги: в Будапеште и других крупных городах, таких как Эгер, Сегед, Веспрем, Зирц и др.
Будапештский вокзал Келети, как и весь архитектурный ансамбль вокруг, возник в конце ХIX века и вобрал в себя все черты блистательного и романтичного периода предпоследних десятилетий Австро-Венгерской империи Габсбургов, когда уже был запущен историей расцвет промышленности и науки, а мир казался еще таким незыблемым. Келети так же торжественнен, гармоничен и классически спокоен, короче, мягко говоря – великолепен. Это образец того направления европейской эклектики, которое называется неоренессанс и является в подлинном, а не переносном значении настоящим дворцом науки и промышленности, ведь железные дороги того времени были одним из самых передовых и прогрессивных начинаний.
Строился Келети с 1881 по 1884 г. Его создатели – два замечательных выпускника Вен-ского политехнического института. Проектом в целом руководил архитектор Дьюла Рохлиц, создавший в Венгрии немало интересных объектов. А перекрытиями и сводом занимался инженер-строитель Янош Фекетехази – создатель нескольких мостов через Дунай и Тису и куполов ряда общественных зданий Будапешта (оперного театра, университета и др.) В проектировании внутреннего интерьера участвовал также известный художник того времени Мор Тан.
Да уж, в Венгрии вокзалы строили художники, и в этом я полностью убедился, когда застыл перед центральным входом, украшенным работами выдающегося скульптора Венгрии рубежа ХIХ-ХХ веков Алайоша Стробли. Вообще, вход этот представляет из себя что-то наподобие триумфальной арки, увенчанной на сорокаметровой высоте той самой белой скульптурной группой работы Дьюлы Безереди, которую я видел издалека в прошлый раз. Это какая-то аллегория, изображающая полуобнаженную крылатую даму, видимо, олицетворяющую научно-технический прогресс, в окружении тритонов и гиппокампусов. Само пространство псевдоарки решено необычно: нижний ряд – как дорический портик с вписанной в него ажурной решеткой и резными дверями; над ним, отделенный балюстрадой и четырьмя красивыми статуями в национальных костюмах, идет ряд высоких и узких дворцовых окон; а венчает все – огромное полуциркулярное окно с расходящимися лучами-решетками от белых круглых часов в центре, поддерживаемых сфинксами. Но главным украшением фасада этого «храма» науки являются помещенные в ниши большие реалистичные статуи «святых» Нового времени – английского изобретателя грузовых локомотивных перевозок и «отца» европейских железных дорог Джорджа Стефенсона и шотландского механика, усовершенствовавшего паровой механизм, Джеймса Ватта – это в честь него названа единица мощности Вт.
А около ступенек портала под зонтом незатейливый дедок в бейсболке предлагал прохожим национальную венгерскую выпечку кюртёшкалачи (трубные калачи). Изначально их стряпали на ярмарках или для большого количества гостей из сдобного теста, которое спиралью толщиной в палец накручивалось на деревянный штырь, обмакивалось в сахарный сироп с тертым грецким орехом или корицей и запекалось над живым огнем. Потом меня угощали им: вкусно и остроумно.
Внутри Келети Паяудвара тоже много примечательного. Стены также стилизованы под аркады и несут ряд больших полукруглых окон. Боковые выходы выделены как ризолиты и украшены рельефами, резьбой, кариатидами. Пестрые лавочки и отдельные торговцы, от фруктов и сладостей до книг и одежды, резко контрастируют с классической благообразностью и строгостью стен, как бы снижая их пафос.
Я снова решил выйти в тот же правый северный проход… ну как же я не разглядел этого в первый-то раз! Здесь оказалась не просто проходная территория, изначально бывшая элитными кассами, залом ожидания и сравнительно недорогим рестораном, но еще один шедевр искусства – «Павильон Лотца» с розовыми колоннами, торжественной позолотой, резными дверями и оригинальными светильниками, но самое главное – фресками знаменитого венгерского живописца Кароя Лотца, расписавшего здания Парламента, Национального и Этнографического музеев, Музея прикладного искусства, оперного театра, университета изобразительных искусств, базилики Святого Иштвана, дворца Шандора, с которыми мне еще предстоит встретиться.
Для своей эпохи Келети был самым передовым и прогрессивным в Европе. Он был полностью электрофицирован, оснащен устройствами дистанционного перевода стрелок и разворота паровозов. Сильно пострадал Восточный вокзал, как и лежащие на его оси VII, VIII, XIV районы города, во время Второй мировой войны от бомбежек, но был полностью восстановлен.
Через этот вокзал прошло множество знаменитостей, ученых, политиков, деятелей искусства, ведь он был единственным, связывавшим Будапешт со всей восточной Венгрией, Балканами, Украиной, Россией (сейчас работают направления: Берлин – Гамбург – Мюнхен (Германия), Варшава (Польша), Прага (Чехия), Братислава – Кошице (Словакия), Грац – Вена (Австрия), Цюрих (Швейцария), Белград – Сараево – Загреб – Бар – Любляна (быв. Югославия), София (Болгария), Бухарест – Сибиу – Арад – Тимишоара (Румыния), Львов – Киев (Украина), Брянск – Калуга – Москва (Россия). А теперь проходил я, и не известно, что ждет меня, я уже перестал загадывать и планировать – будь, что будет…

На старых открытках привокзальная площадь Бароша выглядит зеленой и очень привлекательной, здесь сходятся три крупных магистрали Тёкёли, Ракоци и Керепеши и несколько мелких улиц. Но сейчас вид ее просто отвратительный – громадная строительная площадка. А здания-то какие вокруг! Здесь собралась живописная эклектика во всей своей красе. И хотя все они прокопченные, облупленные, то есть какого-то общего грязно-серого тона, сквозь это проступают мотивы и неоренессанса, и неоготики, и необарокко, и боз-арта, и даже неомавританского стиля. Много барельефов, статуй, медальонов, маскаронов. Особенно эффектно остроугольное в плане здание с высоким конусом эркерной башенки. Много здесь (и, как оказалось, вообще по всему городу) обнаженной женской натуры. Что, возможно, тоже по-своему романтически характеризует венгров как людей чувственных и сладострастных. Впоследствии я обнаружил, что вообще весь Будапешт, вся его историческая часть, заполнен памятниками имперской эклектики и модерна, но нет среди них двух похожих друг на друга – все настоящие оригинальные памятники искусства.
И еще, ну так, к слову: этот привокзальный VII район, к северу от Келети, хоть и входит в число центральных, но считается одним из самых социально неблагополучных. Здесь больше всего в городе проживает городской бедноты и цыган, выходцев из сельских восточных районов Венгрии. Не случайно, что и самая скандально известная венгерка – Чичолина – родом как раз отсюда.





Автор: Ян Кунтур

Просмотров: 2143


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам