«Учись, студент!»


Рубрика: Новости
Четверг,30.01.2014
«Учись, студент!»

 

25 января российские студенты отметили свой «профессиональный» праздник. В связи с этим еженедельник «Частный Интерес» попробовал нарисовать портрет студентов разных лет: от 1980-х годов до сего дня, и провести небольшой сравнительный анализ системы профессионального образования СССР и современной России. С этой целью мы прибегли к помощи заместителя директора одного из специальных учебных заведений города, имеющего большой опыт преподавательской деятельности.

 

Шаг в пропасть

Начнем мы, пожалуй, сразу с переломного момента: начала девяностых годов прошлого века, когда произошел распад Советского Союза.

«Студент девяностых годов попал в достаточно интересную ситуацию, – рассказывает наш собеседник. – Поменялась страна, а вместе с ней и идеология, советские устои начали уступать место формированию чего-то нового – в том числе и в голове студентов. Кроме того, если при советской системе образования существовали достаточно широкие, интересные и четкие плановые задания по подготовке специалистов именно для государственных предприятий, то, начиная с середины девяностых годов, большая часть государственного сектора превратилась в сектор частный. Это повлекло за собой изменение направлений деятельности учебных заведений и требований к выпускнику, который теперь получал более узкую специализацию и при этом должен был уметь самообразовываться в дальнейшем. Или, закончив среднюю ступень образования, мог бы продолжить свое обучение на высшей ступени.

С распадом СССР ушла в небытие и система распределения выпускников. Если раньше выпускник вуза был обязан, как тогда говорили, «отработать» два-три года (хотя употреблять слово «отработать» – это, наверное, не совсем правильно, так как многие, попав на место по распределению, оставались там на всю жизнь), то выпускника середины девяностых – начала двухтысячных годов никакие крупные предприятия не ждали. Зато среди индивидуальных предпринимателей начали появляться люди, понимающие, что, если они правильно подберут себе выпускников именно той специальности или специализации, в которой находится их бизнес, они будут держаться на плаву. Эти самые «продвинутые», как их принято называть, руководители стали обращаться в учебные заведения с тем, чтобы им предоставили возможность пообщаться с наиболее грамотными студентами. Больше того, эти беседы, как правило, приводили к тому, что наши выпускники оказывались в этих самых конторах, и многие успешно в них трудились.

В девяностых годах и начале двухтысячных, когда ситуация на рынке труда была очень трудная, выпускники тех учебных заведений, в которых я работал, практически не оказывались на учете в центре занятости населения. Не все, конечно, устраивались по своей специальности, но сам факт того, что они после выпуска смогли перейти в другую сферу деятельности, говорит о том, что в образовательном учреждении их научили самостоятельно решать возникающие проблемы и дали для этого необходимую базу.

Таким образом, девяностые годы поставили перед образовательными учреждениями задачу подготовить специалистов, востребованных конкретной организацией и умеющих планировать свою работу».

 

Не все в деревне дураки

«Нынешнее поколение студентов выросло во времена компьютеризации всех сфер деятельности, – продолжает наш эксперт. – В отличие от своих последователей, студенты девяностых годов не имели возможности пользоваться столь широким спектром информационных услуг. Сегодня учащаяся молодежь не представляет свою жизнь без компьютерных технологий. Собственно говоря, если молодой специалист не владеет этими самыми технологиями, его никто нигде и не ждет. Поэтому все учебные заведения сегодня, так или иначе, обеспечены компьютерами для того, чтобы студенты могли получить все необходимые знания и навыки.

Плюсов во всей этой ситуации, конечно, больше, чем минусов. Но нельзя отрицать, что компьютеры, Интернет и мобильные телефоны сыграли свою негативную роль в плане интеллектуального развития современных студентов. Во-первых, они стали меньше читать, во-вторых, мне кажется, что у 70-75 % из них нет того широкого кругозора, который был у советских студентов. Хорошо это или плохо – сложно сказать. Как выражаются сами студенты, это как подойти.

Кто-то считает так: чтобы стать великолепным узким специалистом, ему достаточно получить лишь те знания, которые будут необходимы для работы. И потому нет смысла изучать, к примеру, русский язык и литературу, историю и географию... Сегодня есть те, кто совершенно серьезно заявляет: «Я не хочу знать, кто такой Достоевский, и тем более читать его произведения». Для людей советского периода это звучит, конечно, дико. И та неграмотность, которая сегодня заполонила все вокруг (в первую очередь это касается, конечно, русского языка), Россию не красит совершенно. Эта проблема стала головной болью не только чиновников от образования, но и многих других. Приняв множество западных реформ, они теперь кусают локти и хотят вернуть статус нашего студента обратно. Но вот ведь какая штука: студенты сильных вузов продолжают побеждать на международных олимпиадах, но таковых, к сожалению, в России не так уж много. Филиалы же закрываются один за другим, и, наверное, это правильно. Они должны быть закрыты, если перестали отвечать требованиям, предъявляемым к подготовке студентов.

К минусам повального распространения мобильных телефонов и прочих электронных устройств, помимо отрицательного влияния на здоровье, нужно отнести еще и то, что огромное количество времени студентами тратится впустую. Сегодня общение «ни о чем» заполонило студенческую среду, вытеснив при этом понимание того, что нужно ходить на лекции и работать на семинарских занятиях. А недавно вступившие в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании» позволяют студентам расслабиться еще больше. Теперь им разрешается исправлять свои неудовлетворительные оценки и пересдавать экзамены в течение всего учебного года. Объясняется это демократическими началами, защитой прав студентов и так далее… Но я считаю, что сроки пересдачи должны быть достаточно сжатыми. И вообще, все нормальные люди должны сдавать зачеты и экзамены во время сессии и не оставлять «хвостов».

 

Мы ищем таланты

В ходе беседы мы задали вопрос о проблеме, с которой достаточно часто приходится сталкиваться многим работодателям. Это необучаемость молодых сотрудников, их неспособность или нежелание прилагать усилия для собственного профессионального роста. И это на фоне претензий на достаточно высокий уровень заработной платы.

«Причина необучаемости представителей нынешнего молодого поколения, на мой взгляд, лежит в генетике, – считает наш эксперт. – У каждого человека есть свой потолок. Но не все способны оценивать себя адекватно. Сегодняшние студенты оказались в ситуации, когда они могут выбирать, где им учиться. Причем выбирать без учета своей школьной подготовки. После окончания средней школы перед ними открыты двери колледжей, техникумов, вузов… Понятно, куда они пытаются поступить в первую очередь. К примеру, имея в аттестате тройку по математике, они подают документы в вуз, да еще на техническую специальность. Для некоторых это заканчивается печально, потому что высшую математику в вузах никто не отменял. И через полгода-год такие студенты бывают вынуждены понизить образовательный статус учебного заведения. Кроме того, не все способны перестроить свой образ жизни после школы так, чтобы самообразовательная деятельность заняла ведущее место. Эта проблема тоже идет из устоев семьи. Если ребенку не привили желание самостоятельно развиваться, вряд ли он начнет, раздвигая локтями всех и вся, добиваться успехов.

Раньше в школе ученик нередко мог получить хорошую оценку по тому или иному предмету только благодаря прилежанию. А его одноклассник, на экзамене ответивший лучше первого ученика, очень способный, но пропускающий много занятий, получал либо такую же оценку, либо на балл ниже. Подобным образом некоторые преподаватели рассчитывали проучить или наказать прогульщиков. Так вот теперь времена пошли другие, и предпочтение нужно отдавать не тому, кто отличается большим трудолюбием и низкой эффективностью, а тому, кто, может быть, занимается меньше, но наделен талантом и может достичь высоких результатов в выбранной им сфере. Задача преподавателей – вовремя заметить такого человека и постараться сделать так, чтобы он максимально развил свои способности.

 

«Автомат» от фронтовички

Наш собеседник поделился с нами и некоторыми зарисовками из своей студенческой жизни времен СССР:

 – О своем обучении в Пермском педагогическом институте я могу сказать только хорошее. У нас был элитный факультет, мощнейшая кафедра. Нам читали лекции такие педагоги, перед которыми хотелось снимать шапку. Какого именно уровня специалистов из нас готовили, мы поняли, конечно, чуть-чуть позднее, – уже после окончания вуза. Это как раз к разговору о широте мировоззрения советских студентов, – все наше обучение строилось по этому принципу. Если ты услышал от преподавателя название какой-то книги, стыдно было не прочитать ее. Конечно, во времена СССР при подготовке молодых специалистов большое внимание уделялось идеологической составляющей – может быть, даже излишне большое.

инфо.png

«Причина необучаемости нынешней молодежи, на мой взгляд, лежит в генетике, – считает наш эксперт. – У каждого человека есть свой потолок. Но не каждый способен оценивать себя адекватно. Кроме того, не все студенты могут перестроить свой образ жизни после школы так, чтобы самообразовательная деятельность заняла ведущее место. Эта проблема тоже идет из устоев семьи». 

Тогда никто не попадал в вуз случайно. Чтобы поступить в институт, нужно было не просто сдать экзамены, а сдать их исключительно на четыре и пять – и неважно, откуда ты приехал. Поэтому очень быстро, буквально на первом курсе, проявлялись способности либо неспособности студента. Но тех, кто поступал в вуз и не оканчивал его, насчитывались лишь единицы. Было интересно учиться с теми, кто еще более продвинут и развит, чем ты. Мы тянулись друг за другом, хотели показать, чего еще мы добились, стремились улучшить свои результаты в учебе, – царила здоровая конкуренция. Получение оценки два становилось самой настоящей катастрофой. А двойка, заработанная второй раз, почти на сто процентов грозила отчислением и армией. Студентов нашего института могли отчислить с любого курса даже за поведение, если оно было непозволительным для будущего педагога.

Про строгость никто не любит говорить, но к нам относились строго. Придя на экзамен, студент не мог отсидеться, он должен был отвечать. «Автоматы» тоже, конечно, ставились. Но получить их было очень непросто. Вот один из примеров. Историю педагогики нам читала замечательная женщина, фронтовичка, рассказывала свой предмет как сказку. Все были в нее влюблены – до тех пор, пока не начались семинары. Здесь она применяла жесткую методику: спрашивала по порядку всех. Если кто-то получал двойку, исправить ее было нельзя. Семинары пересдавались только на экзамене. Если на пяти семинарах студент получал пять пятерок, ему «автоматом» ставилась пятерка за экзамен. Но получить пять пятерок у этой дамы было практически невозможным!.. Но нашлось-таки несколько человек, которые вывернулись наизнанку и заработали «автоматы».

 

инфо.png

«К минусам повального распространения мобильных телефонов и прочих электронных устройств, помимо отрицательного влияния на здоровье, нужно отнести еще и то, что огромное количество времени студентами тратится впустую. Сегодня общение «ни о чем» заполонило студенческую среду, вытеснив при этом понимание того, что нужно ходить на лекции и работать на семинарских занятиях», – говорит наш собеседник.

Кто нам нужен?

В завершении разговора мы попросили нашего собеседника прокомментировать одну невероятную историю, которая ходит в Интернете. Предлагаем ее вниманию читателей: «Недавно в нашем университете произошел такой случай. Пришел я на экзамен по физике (он проходил в поточной аудитории, так как сдавало его больше ста человек сразу). Преподаватель посмотрел на аудиторию и произнес: «Ну что, бездельники, кому нужны тройки, сдаем зачетки!» Толпа студентов потянулась к столу профессора. Я же остался сидеть, так как рассчитывал сдать экзамен хотя бы на четыре. После того, как все расселись обратно, он подошел к окну и со словами «такие инженеры нам на хрен не нужны» отправил зачетки в путешествие на свежий воздух...»

«С точки зрения подготовки специалистов для страны – этот преподаватель однозначно прав, – считает наш эксперт. – Кому нужны такие специалисты, которые готовы за деньги или на халяву получить троечку? Другое дело, что выбрасывание зачеток – это наверняка не совсем законный метод борьбы с нерадивыми студентами… А вообще подобный подход в наших учебных заведениях был бы весьма полезен».

 






Просмотров: 1861


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам