Авария – дело техники
Смертельные аварии в России продолжают оставаться очень серьёзной проблемой. Многие ДТП происходят из-за технического состояния автомобиля, когда транспортное средство становится просто неуправляемым снарядом, сталкивающимся со всем, что попадается на пути.
Зимой и летом одним цветом
Не зря в правилах дорожного движения сказано, что водитель обязан «перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации». Одной из главных проблем остаётся неправильно подобранная резина. До сих пор можно встретить водителей, которые ездят на летней резине зимой или на зимней – летом, считая, что таким образом им удаётся экономить денежные средства. Некоторые и вовсе ездят на «лысой» резине, успокаивая себя тем, что еще один сезон шины выдержат. В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, прописаны нормы, при которых выезд на дорогу автомобиля считается недопустимым. В частности, «эксплуатация транспортного средства запрещается, если шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм». За нарушение данной нормы инспектор ГИБДД вправе составить протокол по факту управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена – согласно статье 12.5 КоАП РФ и выписать штраф в размере 500 рублей.
Так в чём же главная опасность использования шин, не соответствующих сезону? Для начала стоит отметить, что зимняя резина более мягкая, чем летняя. Сделано это для того, чтобы при отрицательных температурах она могла показать наилучшие эксплуатационные характеристики. Летняя же просто дубеет, в результате чего снижается сцепление с дорогой, а значит, и увеличивается тормозной путь, да и удержать автомобиль на нужной траектории становится сложнее. К тому же страдает комфорт передвижения, так как каждая кочка жёстко чувствуется пятой точкой водителя и пассажиров.
Не стоит хитрить и ставить на зиму шипованые шины только на ведущую ось. В случае с переднеприводным автомобилем корму на поворотах будет заносить, а при заднем приводе будет наблюдаться недостаточная или избыточная поворачиваемость. В любом случае, существенно возрастает риск ДТП, особенно при движении на высоких скоростях и заледенелых участках, которые в избытке наблюдаются на загородных трассах нашего района.
Но не менее опасно использовать зимнюю резину в летний период. При температурах выше +7 градусов она перестаёт выполнять свои функции. Из-за сильного размягчения резины при повороте или торможении шина деформируется, что приводит к риску заноса и увеличению длины тормозного пути. Сами по себе шипы на асфальте снижают сцепление с дорогой, а при езде по трамвайным путям машина будет вести себя как на льду с высоким риском сноса.
Любителям экономии стоит знать, что езда на зимней резине при положительной температуре существенно сокращает эксплуатационный период шины. Мягкая резина быстрее стирается, к тому же происходит потеря шипов. За счёт того, что приходится преодолевать большее сопротивление, увеличивается расход топлива. В итоге вся экономия нивелируется текущими расходами на бензин и необходимостью чаще покупать новую резину.
Сегодня на рынке представлено множество видов резины. От известных брендов до дешёвых безымянных шин. И многие продолжают голосовать кошельком в ущерб безопасности и здравому смыслу. Народная мудрость «скупой платит дважды», как правило, работает и в этой области нашей жизни.
Дорогие шины обычно отличаются использованием новых материалов и технологий. Это позволяет снизить вес шины, обеспечив лучшую динамику и экономию топлива автомобиля. Улучшается управляемость, снижается тормозной путь и уровень шума. В конце концов, увеличивается пробег шины, что позволяет экономить средства. Некоторые производители и вовсе готовы заменить повреждённую шину на новую по гарантии.
Как правило, производители «дешёвых решений» стараются экономить везде, где это возможно. И хорошо, если они выпускают шины по устаревшей лицензии, купленной у премиум-брендов. Но чаще всего применяются дешёвые материалы и методы сокращения расходов на производство за счёт покупки старого оборудования и отсутствия контроля качества.
Насколько качественными получаются шины с подобным подходом, нетрудно догадаться. Резина у дешёвых шин очень жёсткая, с некачественным кордом, который уже через сезон может разрушиться. Неправильно выполненный рисунок протектора лишь ухудшит поведение автомобиля на дороге, а из-за некачественного сырья резина легко деформируется под весом автомобиля, что негативно влияет на тормозной путь. Да и пробег подобных шин очень мал, поэтому и менять их придётся чаще.
Плачевная ситуация и с изношенными шинами. Популярный вид экономии у некоторых автовладельцев – покупка бывших в употреблении шин. В большинстве своём подобная резина уже изношена или близка к критическому состоянию, поэтому и стоимость её гораздо ниже рыночной.
Неглубокий рисунок протектора или полное его отсутствие ведёт к потери контроля над автомобилем. Резине просто не за что цепляться на дороге и без ESP (электронная система динамической стабилизации автомобиля) удержать машину на высокой скорости становится очень сложно. Существенно увеличивается тормозной путь, особенно на мокрой дороге, где возникает ещё и возможность аквапланирования.
При использовании изношенной резины очень высок риск того, что в один прекрасный момент шина просто лопнет, оставив автомобиль неуправляемым. Особенно это опасно на высокой скорости, во время обгона и в зимний период.
Большинство современных автомобилей оборудованы системой ABS (Anti-lock braking system). Она не позволяет блокировать колёса автомобиля во время торможения.
Почему-то сложился такой миф, что благодаря ABS существенно сокращается тормозной путь. На самом же деле ситуация чаще всего диаметрально противоположная. Наличие ABS позволяет сохранить управляемость автомобиля при резком торможении, обеспечивая отсутствие блокировки колёс.
В летний период автомобиль без ABS при нажатии педали тормоза в пол остановится быстрее без риска уйти в занос. В мокрую погоду или зимой ABS же не даст машине уйти с нужной траектории, снизив риск вылета на встречную полосу, но увеличив расстояние до полной остановки автомобиля.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее