Преобразования в образовании
Рубрика:
Новости
Четверг,11.02.2010
От всего фонда, выделенного школе на оплату труда, 70 % должно идти на зарплату учителям и 30 % — на зарплату руководителям образовательного учреждения и обслуживающему персоналу. Границы базовой части установлены в четких пределах, но внутри этих пределов школа может сама устанавливать свою норму базовой части.
Как сказала начальник районного управления образования Наталья Сафонова, методика, по которой на сегодняшний день производится расчет заработной платы чайковских педагогов, утверждена постановлением главы района, хотя в ее основе лежат документы, присланные из краевого министерства. Все принципиальные моменты этой методики сохранены в оригинале, а уже на их основе каждая конкретная школа разрабатывала собственную методику, с учетом своих особенностей.
Таким образом, в разных школах нормативы как базовой, так и стимулирующей частей могут существенно отличаться друг от друга. А это значит, что учителя разных школ заранее оказываются в неравном положении. При этом все работники образования оказались в зависимости от наполняемости школы в целом и классов в част-ности. А все потому, что фонд оплаты труда, выделяемый школе на годовую зарплату, напрямую зависит от количества детей, обучающихся в данной школе, а зар-плата учителя — от количества детей, обучающихся в его классе.
За первые четыре месяца реализации программы были выявлены ее слабые места, требующие корректировки. Так, например, в школах, официально признанных неэффективными (в плане количества обучающихся там детей), выдержать краевой норматив соотношения 70 % от общего фонда зарплаты — учителям на 30 % — руководителям и вспомогательному персоналу, очень трудно. Поэтому им разрешено было снизить процент зарплаты учителям, с тем учетом, что в коррекционных, вечерних и сельских школах большие траты связаны с содержанием школы, очень много вспомогательного персонала, а детей учится очень мало.
Зарплата руководителей образовательных учреждений с января также будет рассчитываться по-другому. Теперь она будет зависеть не только от средней зарплаты учителей в этом учреждении, но и от объема работ, которые необходимо произвести директору для управления образовательным учреждением, так как нагрузка директора маленькой школы отличается от нагрузки директора большой школы.
Кроме того, как пояснила начальник отдела кадров Управления общего и профессионального образования Татьяна Гребенкина, в методику начисления зарплаты воспитателям дошкольных учреждений тоже были внесены изменения. Уже до Нового года стало ясно, что базовая часть воспитателей групп раннего возраста должна отличаться от базовой части воспитателей старших групп. Прежде всего это связано с малой наполняемостью групп раннего возраста по причине только еще начинающейся адаптации малышей и их частыми болезнями. С первого января 2010 года базовая часть зарплаты воспитателя группы раннего возраста не зависит от количества посещающих его группу малышей.
Стимулирующая часть зарплаты распределяется в каждом образовательном учреждении самостоятельно, и перечень заслуг, за которые полагаются стимулирующие выплаты, также в каждой школе свой. В целом при расчете стимулирующей части учитывается результативность педагогической деятельности учителя, воспитателя или тренера, а также его участие в методической деятельности. В связи с субъективностью некоторых показателей результативности работы педагога, его права при расчете стимулирующей части могут отстаивать родители. Правда, непонятно, что делать, если активных и заинтересованных родителей в данной группе или классе просто нет.
Как сказала начальник районного управления образования Наталья Сафонова, методика, по которой на сегодняшний день производится расчет заработной платы чайковских педагогов, утверждена постановлением главы района, хотя в ее основе лежат документы, присланные из краевого министерства. Все принципиальные моменты этой методики сохранены в оригинале, а уже на их основе каждая конкретная школа разрабатывала собственную методику, с учетом своих особенностей.
Таким образом, в разных школах нормативы как базовой, так и стимулирующей частей могут существенно отличаться друг от друга. А это значит, что учителя разных школ заранее оказываются в неравном положении. При этом все работники образования оказались в зависимости от наполняемости школы в целом и классов в част-ности. А все потому, что фонд оплаты труда, выделяемый школе на годовую зарплату, напрямую зависит от количества детей, обучающихся в данной школе, а зар-плата учителя — от количества детей, обучающихся в его классе.
Первыми освоили, первыми внесли изменения
По словам начальника УОиПО Натальи Сафоновой, Чайковский муниципальный район одним из первых начал вводить новую отраслевую систему оплаты труда (НСОТ) в образовании. «В наших школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования педагогам начисляли заработную плату по НСОТ уже с первого сентября 2009 года, тогда как в крае данное нововведение вступило в силу только с 1 января 2010 года. В этом, — говорит Наталья Геннадьевна, — есть определенное преимущество, ведь на сегодняшний день мы можем внести в методику расчета заработной платы необходимые изменения и адаптировать ее к условиям, которые сложились в образовании именно в Чайковском районе».За первые четыре месяца реализации программы были выявлены ее слабые места, требующие корректировки. Так, например, в школах, официально признанных неэффективными (в плане количества обучающихся там детей), выдержать краевой норматив соотношения 70 % от общего фонда зарплаты — учителям на 30 % — руководителям и вспомогательному персоналу, очень трудно. Поэтому им разрешено было снизить процент зарплаты учителям, с тем учетом, что в коррекционных, вечерних и сельских школах большие траты связаны с содержанием школы, очень много вспомогательного персонала, а детей учится очень мало.
Зарплата руководителей образовательных учреждений с января также будет рассчитываться по-другому. Теперь она будет зависеть не только от средней зарплаты учителей в этом учреждении, но и от объема работ, которые необходимо произвести директору для управления образовательным учреждением, так как нагрузка директора маленькой школы отличается от нагрузки директора большой школы.
Кроме того, как пояснила начальник отдела кадров Управления общего и профессионального образования Татьяна Гребенкина, в методику начисления зарплаты воспитателям дошкольных учреждений тоже были внесены изменения. Уже до Нового года стало ясно, что базовая часть воспитателей групп раннего возраста должна отличаться от базовой части воспитателей старших групп. Прежде всего это связано с малой наполняемостью групп раннего возраста по причине только еще начинающейся адаптации малышей и их частыми болезнями. С первого января 2010 года базовая часть зарплаты воспитателя группы раннего возраста не зависит от количества посещающих его группу малышей.
Стимулирующая часть зарплаты распределяется в каждом образовательном учреждении самостоятельно, и перечень заслуг, за которые полагаются стимулирующие выплаты, также в каждой школе свой. В целом при расчете стимулирующей части учитывается результативность педагогической деятельности учителя, воспитателя или тренера, а также его участие в методической деятельности. В связи с субъективностью некоторых показателей результативности работы педагога, его права при расчете стимулирующей части могут отстаивать родители. Правда, непонятно, что делать, если активных и заинтересованных родителей в данной группе или классе просто нет.
Результаты нововведений
«Однозначно можно сказать, что на сегодняшний день зарплата учителей в школах выросла примерно на 23 %. В декабре она составила в среднем 10282 рубля. Конечно, эта сумма не совсем показательна, так как начисление зарплаты производилось по остаточному принципу от имеющегося фонда, и на конец года пришлось премирование педагогов, но, тем не менее, увеличение оплаты их труда произошло. И я считаю, что мы добились тех результатов, которые ставили перед собой при введении НСОТ», — сказала Наталья Сафонова. Зарплата руководителей выросла при этом на 13 %, их заместителей — на 11 %, вспомогательного персонала — не изменилась. В январе ожидается некоторое понижение зарплаты по сравнению с декабрем, но не более, чем на 2‑3 %.
Мнения
Надежда Григорьевна Яковлева, учитель немецкого языка, завуч:
Наталья Туляева, учитель русского языка и литературы:
— Моя зарплата с введением НСОТ не изменилась. Я вижу, что повышения не произошло и среди учителей, это однозначно. Среди них я наблюдаю сильное разочарование. Слишком много педагогам говорили о том, что теперь все изменится в лучшую сторону. Получается, что было много ожиданий, а результата нет. И все, что нам обещали, было просто игрой слов. Работникам образования просто стали по-другому считать зарплату, и еще добавилась головная боль в связи с зависимостью от стимулирующей части. Ведь результаты педагогической деятельности не проверяются ежемесячно. ЕГЭ, например, дети сдают только раз в год. Олимпиады тоже есть не по каждому предмету, и в некоторых классах просто может не быть способных детей. При этом, чтобы получить более или менее приличную стимулирующую часть, учителю приходится вести активную, напрямую не связанную с образовательным процессом, деятельность. Писать статьи, выступать на совещаниях, проводить активную методическую работу. Таким образом, если базовая часть нашей зарплаты не изменилась, то стимулирующая у многих стала меньше. После получения январской зарплаты я вижу, что среди учителей настроение становится все более апатичным. В Управлении образования о повышении зарплаты судят по средней заработной плате, а я считаю, что этого делать нельзя, так как каждый месяц зарплата меняется, происходит ее перераспределение. Вот забрал ученик документы из школы, просто потому, что переехал на другую улицу или в другой город, а учитель из-за этого получать стал меньше. А почему он должен от этого страдать? Работать хуже он не стал, а качество образования при меньшем количестве учеников в его классе может даже улучшиться. Поэтому я не вижу перспектив улучшения качества образования в связи с введением НСОТ.
Наталья Туляева, учитель русского языка и литературы:
— С этого года уже началось подушевое финансирование в школах и детских садах. А в нашей школе произошло сокращение детей на 1 класс-комплект, поэтому понижение зарплаты почувствовали на себе практически все педагоги. Лично я в январе, по сравнению с декабрем, получила на 2000 рублей меньше. Нам на производственном совещании рассказали, как теперь будет производиться оплата нашего труда, и у большинства моих коллег сложилось впечатление, что такое мог придумать только тот, кто в школе никогда не работал. Теперь все школы заинтересованы в полной комплектации своих классов, нас буквально вынуждают рвать между собой детей, и я не понимаю, как в такой ситуации можно говорить о повышении качества образования. Мы сравнили свои зарплаты до сокращения штатных единиц весной прошлого года с тем, что получили в январе, и могу сказать, что больше получать мы не стали. А те, у кого сократилась нагрузка, стали получать еще меньше. Все говорят о повышении, но как оно может произойти, если фонд оплаты труда в целом остался неизменным? Старая система оплаты труда меня устраивала больше, в ней было больше стабильности и защищенности.
Просмотров: 707
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: