Большое путешествие Большой Рыбы
Рубрика:
Новости
Четверг,04.10.2012
В сентябре этого года Большая Вогульская Рыба снова дважды проплывала около Чайковского. Но устраивать свое дефиле и приплясывать, топорща пестрые плавники на улицах города, у нее не было силы, так как пристала она к его причалам уже на обратном пути, сбросив всю свою икру людских желаний в Астрахани.
Что же такое эта Большая и с чем ее едят? Сам образ реконструирован из мифов угорских народов, когда-то населявших значительные территории Пермского края. Для них это великий дух‑хозяин вод. До сих пор в мифологии зауральско-обских манси и хантов существует могучее божество Ас-Ойка (Ас-ики) – Обский старик – хозяин Оби и всех ее притоков, пастух рыб. Такой же образ, вероятно, существовал и у угров, называемых русскими вогулами и остяками, и по эту сторону Урала.
Постепенно появилась вот такая фестивальная легенда: «Каждый год, когда сходит белый покров с таежных склонов древних гор, просыпается у самого-самого истока Большой Реки, что за Каменным поясом бога Нуми-Торума в самом сердце вогульских земель, Большая Рыба Большой Реки... И начинает свой долгий путь... Она собирает в свою свиту меньших рыб – хозяев притоков Большой Реки и дарует богатый улов почитающим ее рыбарям… Так доходит Большая Рыба до Великой Реки, обретая все большую силу… И чешуя ее отливает золотом, а плавники горят, как алые языки пламени. И ждет ее в конце пути Южное море-океан – мир предков, и уносит туда Большая Рыба Большой Реки все просьбы и чаяния людские, и каждому из них суждено сбыться...
Так говорят вечерами у родовых вогульских костров старики… Я слышал это от своего отца, а он от деда, а дед от прадеда. И вьется этот плетеный берестяной шнур от самого истока народа Большой Реки».
Что же такое эта Большая и с чем ее едят? Сам образ реконструирован из мифов угорских народов, когда-то населявших значительные территории Пермского края. Для них это великий дух‑хозяин вод. До сих пор в мифологии зауральско-обских манси и хантов существует могучее божество Ас-Ойка (Ас-ики) – Обский старик – хозяин Оби и всех ее притоков, пастух рыб. Такой же образ, вероятно, существовал и у угров, называемых русскими вогулами и остяками, и по эту сторону Урала.
Постепенно появилась вот такая фестивальная легенда: «Каждый год, когда сходит белый покров с таежных склонов древних гор, просыпается у самого-самого истока Большой Реки, что за Каменным поясом бога Нуми-Торума в самом сердце вогульских земель, Большая Рыба Большой Реки... И начинает свой долгий путь... Она собирает в свою свиту меньших рыб – хозяев притоков Большой Реки и дарует богатый улов почитающим ее рыбарям… Так доходит Большая Рыба до Великой Реки, обретая все большую силу… И чешуя ее отливает золотом, а плавники горят, как алые языки пламени. И ждет ее в конце пути Южное море-океан – мир предков, и уносит туда Большая Рыба Большой Реки все просьбы и чаяния людские, и каждому из них суждено сбыться...
Так говорят вечерами у родовых вогульских костров старики… Я слышал это от своего отца, а он от деда, а дед от прадеда. И вьется этот плетеный берестяной шнур от самого истока народа Большой Реки».
«Долгий путь Большой Рыбы реки Чусовой» — это фестиваль-путешествие по территории Волгокамья, фестиваль этнокультуры, исторической реконструкции, экологического и приключенческого туризма. Его главные цели — возрождение памяти об истории, народах и культурах Волгокамья, формирование единого культурного пространства, основанного на общем прошлом и межкультурном взаимодействии.
Первая идея такого большого фестиваля, благодаря которому можно объединить все Волгокамье и Урал, появилась в 2008 году у группы единомышленников, объединенных директором фонда «Нанук» Надеждой Окороковой. Не сразу появился знакомый теперь многим на Каме и Волге бренд фестиваля – большая каркасная фигура рыбы с кармашками-чешуйками для записок-желаний, передвигающаяся на своих четырех ногах. Сначала были тяжелые макеты из борщевика и дерева, благополучно уплывшие в Каспийское море вместе с начинкой.
Можно объяснить действие такой «модели исполнения желаний» с точки зрения шаманской практики. Каждый положивший записку, прежде всего, аккумулирует свою мысль, наделяет ее силой, а потом трижды обходит Большую Рыбу по часовой стрелке и ласково гладит ее, то есть завихряет положительный энергетический поток по спирали вверх. Чем больше людей сделает это, тем сильнее будет спираль энергии, уходящей к небу. Происходит объединение усилий-желаний, причем в радостном карнавально-игровом ключе. Мы сами творцы своего индивидуального счастья, главное, сильно захотеть, а уж если усилия объединяются…
В 2008 году состоялась первая реконструкция шаманского обряда на берегу Чусовой в Чусовских Городках – это и стало стартом фестиваля. С каждым годом менялись его ареал и детали. Стартовая точка отодвинулась вверх по Чусовой в Кын, где река перерезает Уральские горы. Теперь каждый год оттуда отправляется большой сплавной караван на катамаранах, в котором участвуют музыканты, реконструкторы, мастера народных ремесел, литераторы, художники, журналисты. Проходит он мимо почти опустевших поселений, в которых еще до 50‑х годов ХХ века жили последние чусовские вогулы, сейчас полностью ассимилированные. Первый раз сплав добрался до деревни Усть-Койва, где были большие гуляния, а сейчас доходит до города Чусового. Это первый, так сказать, экстремальный этап, связанный с этнокультурой, исторической реконструкцией, экологическим и приключенческим туризмом.
А второй, собственно фестивальный, продолжается уже осенью на большом экскурсионном теплоходе, везущем Большую Рыбу до Астрахани, где тоже совершается обряд, и заряженная энергией тысяч людей разных городов и селений капсула с желаниями отправляется в Каспий. На теплоходе, кроме туристов, едут народные мастера регионов Приволжья и Урала (в этом году даже с Югры) и творческие коллективы, в этот раз были Пермский театр берестяных масок, использующий для своих действий в несколько модернизированном этно-футуристическом ключе элементы угорских медвежьих игрищ, и аутентичный марийский народный коллектив из деревни Курки Свердловской области.
В каждом городе, где теплоход останавливался, Большую Рыбу уже ждали с хлебом-солью, на набережной устраивалась совместная культурная программа, в этом туре выступления прошли в Казани, Самаре, Саратове, Астрахани, а в Волгограде они вписались даже в гуляния, посвященные Дню города. Кроме этого, проводятся круглые столы на темы современного состояния и проблем народной культуры.
Вообще, как пишется на сайте Большой Рыбы, «фестивальные проекты дают возможность каждому «погрузиться» в историю, стать участником реальных и реконструируемых событий, обрядов, праздников, научиться делать вещи и украшения из «прежних времен», исполнять старинные песни и танцы, узнать историю Волгокамья «не по учебнику», понять, что такое Россия во всем ее этническом, культурном и историческом многообразии». То есть фестиваль – это наше «нет» глобализации и ассимиляции. Каждая, даже самая малая часть единого, достойна почитания и поддержки. Любая великая река – это не только поток материи в пространстве, но и поток времени-истории, объединяющий разные эпохи, способный стыковать, не нивелируя, а оттеняя и усиливая, разнородные самобытные элементы.
В этом году и мне удалось проводить Большую Рыбу на корабле «Кузьма Минин» в Мир Предков, а одновременно посетить и много интересных и до этого неизвестных территорий Поволжья. Жаль, что времени на их исследование было, с моей точки зрения, маловато, я даже дважды прыгал на теплоход с уже убранным трапом. Но и этого все-таки хватило, чтобы проявить свое индивидуальное ощущение места.
Ян Кунтур, специально для еженедельника «Частный Интерес». Продолжение читайте в следующих номерах «ЧИ»
Просмотров: 260
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: