Пенсия: есть над чем работать


Рубрика: Новости
Четверг,11.10.2012
Условия жизни стремительно меняются, действовавшие ранее нормы становятся не актуальны и перестают отвечать требованиям современного общества. В Российской Федерации в течение последних десяти лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы. К их результатам можно отнести увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости. Так, с 2002 года он увеличился в 6,5 раза в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году – 108,4 %, в 2007 году – 110,4 % и в 2012 году – 179,8 %.
Однако, несмотря на положительные результаты, в действующей пенсионной системе имеются и значительные негативные факторы. Это проблема досрочных пенсий, отсутствие сбалансированного тарифа страховых взносов для самозанятых граждан, а также действующие тарифы, не позволяющие в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами. Не последнюю роль играют и такие факторы, как большой объем скрытой заработной платы, наличие значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте и многие другие. В совокупности же это все неизбежно приведет к ухудшению пенсионной системы РФ, невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне, увеличению численности низкодоходных групп среди пенсионеров.

Развитие пенсионной системы РФ
В связи с этим, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Министерством труда России и Пенсионного фонда России совместно с заинтересованными ведомствами была разработана «Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» (далее по тексту — «Стратегия»). Ее целями являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, а также приведение ее к международным стандартам.
Разработчики «Стратегии» ставят перед пенсионной системой РФ в числе прочих следующие задачи: установление размера пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с установлением единого тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей, формирование трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами, повышение эффективности накопительной составляющей. Для достижения этих целей необходима модернизация действующей пенсионной системы.
Предлагаемая пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели. Первый ее уровень составляет государственная пенсия, которая формируется за счет страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета. Этот уровень должен обеспечить при нормативном страховом стаже размер пенсии, замещающий до 40 % утраченного заработка.
Второй уровень составляет корпоративная пенсия, которая будет формироваться работодателями на основании индивидуальных и коллективных договоров. Корпоративная пенсия составляет до 15 % от утраченного заработка.
Третий уровень — это частная пенсия, взносы которой гражданин уплачивает самостоятельно. Она может дать до 5 % утраченного заработка.
По прогнозам разработчиков «Стратегии», трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40‑45 лет коэффициент замещения около 70 % утраченного среднего заработка.
К достоинствам предлагаемой системы, несомненно, можно отнести отсутствие положений о повышении пенсионного возраста и замораживании индексации пенсий, что заставляло многих отнестись к идее преобразований с большой осторожностью.
 
Преобразования пенсионной системы РФ
Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
Для наиболее эффективного формирования, а также реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного обеспечения предлагаются основные принципы совершенствования тарифно-бюджетной политики, реформирования института досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере.
Основным для тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, размер которых влияет на приобретаемые пенсионные права, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей. В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается сохранить действующий в настоящее время тариф (22 % + 10 % с сумм, превышающих величину базы начисления страховых взносов) с проведением последующих мероприятий по повышению уровня облагаемого заработка, расширения охвата работающих обязательным пенсионным страхованием, приведения размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат, установления дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Нуждается в совершенствовании и тарифная политика в отношении самозанятых граждан. В настоящее время они не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. Для данной категории граждан предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат.

Актуарные расчеты — система математических и статистических закономерностей, устанавливающих взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Они отражают в виде математических формул механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях. К ним также относят расчеты тарифов по любому виду страхования: жизни, пенсий, от несчастных случаев, имущества, трудоспособности. Методология актуарных расчетов использует теорию вероятностей, данные демографии и долгосрочные статистические данные, финансовые вычисления.

Разработанная «Стратегия» подразумевает сохранение социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда. Ныне действующая система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива. Финансирование выплат работникам данной сферы осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда РФ, а не взносов работодателей, что не способствует заинтересованности последних в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности. Необходимо стимулирование работодателя к модернизации рабочих мест. Систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также необходимо усовершенствовать.
В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места, включенные в Списки № 1 и № 2 и «малые списки», к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер тарифа должен определяться исходя из актуарного оценивания.
С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц. Первая категория — это лица, имеющие «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ.
Вторая категория — лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию. Они приобретают право на включение периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.
И третья категория — лица, не имеющие специального стажа. Им работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии – право на корпоративную (добровольную) пенсию (досрочную и / или дополнительную) или иные гарантии и компенсации. Для реализации корпоративных пенсионных систем «Стратегией» предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на существующих в настоящее время условиях для лиц, выработавших половину и более требуемого стажа. Для иных работников указанной категории необходимо изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Стратегия направлена президенту РФ для изучения. В ближайшие два месяца этот документ будет обсуждаться на различных площадках, в том числе с привлечением представителей общественности. Стратегию предполагается реализовать в три этапа (2013‑2015, 2016‑2020 и 2021‑2030 годы).


Ожидаемые итоги преобразований
Реализация предлагаемых мер по совершенствованию пенсионной системы РФ позволит обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера – до трех прожиточных минимумов пенсионера, создать условия для повышения коэффициента замещения трудовой пенсией утраченного заработка не менее чем до 40 % для лиц, выработавших нормативный стаж, с возможностью его увеличения в рамках дополнительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов). Реализация «Стратегии» позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
 
 
При подготовке материала использована информация сети Интернет
 
 





Просмотров: 263


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам