Чтобы дети жили


Рубрика: Новости
Четверг,15.11.2012
По предварительным данным, опубликованным на сайте следственного управления СКР по Пермскому краю, школьник спрыгнул с крыши десятиэтажного дома. Тело подростка обнаружили прохожие, которые вызвали бригаду скорой помощи. Прибывшие на место медицинские работники констатировали его смерть. При осмотре тела погибшего следов, указывающих на криминальный характер гибели мальчика, не обнаружено.
В настоящее время проводятся необходимые проверочные меро-приятия, направленные на установление всех обстоятельств гибели школьника, выясняются условия его жизни и воспитания и причины, побудившие покончить жизнь самоубийством. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
Новость об этой трагедии активно обсуждается в интернет-пространстве. Называются различные версии причин, толкнувших подростка на суицид, а также предпринимаются попытки обозначить круг виновных лиц. Мы решили оставить эту прерогативу следственным органам и встретились с заместителем главного врача краевой психиатрической больницы № 6 г. Чайковского, врачом-психиатром Мариной Алимовой, чтобы поговорить о причинах, которые могут толкнуть ребенка на добровольный уход из жизни, что этому предшествует, как распознать симптомы суицидального поведения и что можно сделать, чтобы не допустить трагедии.
В зоне особого внимания
«Переходный период – это очень непростой возраст в жизни ребенка, – говорит Марина Мясхутовна. – Возраст, когда ломаются стереотипы, меняется тело, психика, установки. Неудивительно, что подростку сложно адаптироваться в реальном мире. Он чувствует изменения, которые с ним происходят, не может самостоятельно с ними справиться и на подсознательном уровне пытается найти людей, которые его понимают и любят. Хорошо, если находит. Замечательно, когда дома – спокойно, а в школе – порядок и есть друзья. Но как только в этой цепочке выпадает какое-то звено, появляются проблемы. Причем если выпадает одно звено – это еще ничего, а если все сразу – результат может быть непредсказуемым…»
Как отметила Марина Алимова, желание уйти из жизни не формируется быстро. Для того чтобы оно возникло, «созрело», требуется немало времени. Всегда вначале страдает качество жизни, и человек начинает себя плохо чувствовать – психологически, психически, физически. Потом у него появляются мысли о нежелании жить, позже к ним присоединяются мысли о желании уйти из жизни и только потом – то, как он его осуществит.
По словам Марины Мясхутовны, почти каждый, кто всерьез задумывается о самоубийстве, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся жизненной ситуации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом «сигнализируют» о своих намерениях. Иногда это едва уловимые намеки, часто – изменившееся поведение. По статистике, три четверти тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть услышанными тем или иным способом.

– Можно ли считать одним из таких симптомов погружение в компьютер, интернет, социальные сети и видеоигры?
– Я бы сказала, что это один из явных признаков того, что ребенку некомфортно. Таким образом он пытается снять напряжение, уйти от мира реальности и проблем. За счет возбуждения центров в головном мозге, которое происходит при работе с компьютером, ребенок снимает напряжение, получает удовольствие, удовлетворяет свой сенсорный голод.

– Что делать взрослым в такой ситуации?
– Нужно обязательно обратить внимание на ребенка, если тот перестал гулять с друзьями, стал более замкнут, начал закрываться в своей комнате, смотреть странное на ваш взгляд кино, посещать какие-то непонятные сайты. Родителям нужно в обязательном порядке отслеживать, куда «ходят» их дети в сети, как и с кем они общаются. Также папы и мамы должны знать друзей ребенка и иметь с ними контакт, а при необходимости – уметь вывести их на откровенный разговор. Этого будет достаточно для того, чтобы понять, в какой жизненной ситуации находится их собственный ребенок!

 – Хорошо, с родителями и друзьями все более или менее понятно. На что еще следует обратить внимание?
– Третий весьма значимый компонент, из которого складывается благополучие или неблагополучие ребенка, это школа. В современных образовательных учреждениях на плечи детей ложится колоссальная нагрузка. Сегодня внедряется большое количество школьных программ различных уровней сложности – мне, как психиатру, детей жаль. Далеко не все школьники, даже при наличии интеллектуальных способностей, могут по этим программам обучаться – в силу индивидуальных особенностей личности и темперамента. Давно известный и общепризнанный факт: так называемые дети-гении не всегда учатся отлично, так как у них особое мышление. Для таких детей нужна особая программа.
И многие дети не успевают в учебной деятельности только лишь из-за темпа мышления, им нужно чуть больше времени, чтобы понять конкретную тему. В итоге что получается? Один раз не понял, потому что не успел, другой, а потом все это выливается во вполне конкретную проблему – не усвоил материал предмета. Она нарастает как снежный ком, тянет за собой другие проблемы и в конечном счете может привести к печальным последствиям.
Если родители видят, что их ребенку (особенно в младшем звене) сложно учиться по программам «Петерсон», «Школа 2100» и т. д., надо решать вопрос об обучении по традиционной программе. Зачем подвергать ребенка лишним стрессам? У него их и так достаточно…

– Кто должен следить за тем, насколько комфортно ребенку в школе? К кому детям и родителям следует обращаться за помощью?
– У каждого класса имеется классный руководитель. Именно он, согласно положению о классном руководителе, должен наладить контакт с ребенком и найти к нему подходы, видеть, что он собой представляет, какие у него имеются проблемы и есть ли они вообще. Заметьте, я не говорю, что он должен их решать, он просто должен их ВИДЕТЬ, чтобы иметь возможность предпринять какие-то дальнейшие действия. Кроме того, классный руководитель должен работать и с родителями, если дети «сложные». В случае, если педагог знает, что ребенок растет в неблагополучной семье, должна быть индивидуальная программа работы с ним и с родителями. Или же в такой ситуации педагог, видя проблему, может обратиться к сотрудникам психологического центра с просьбой помочь.

– Разве этим не должны заниматься школьные психологи?
– Раньше во всех школах были психологи, а сейчас их практически нет, а функцию психологического консультирования возложили на центр «Камертон». На мой взгляд, избавляться от психологов – меро-приятие неосмотрительное и недальновидное.

– Какие методы профилактики суицида можно использовать в школах?
– Их масса – было бы желание у администрации школы этим заниматься. Существует общая профилактика, направленная на улучшение уровня психологического климата и групповой сплоченности в школе. Выходя к педагогам с предложениями по этой тематике, мы, как учреждение здравоохранения, не требуем какой-то особой работы, да и вообще ничего сверхъестественного. Мы просто даем рекомендации, которые несложно выполнять, рассказываем о методиках, которые позволяют в тестовом режиме выявить скрытую депрессию и настроенность подростка на суицид.
Единственная цель, которую мы при этом преследуем, – чтобы дети чувствовали, что в школе к ним относятся справедливо. Чтобы они знали, что педагоги оценивают их знания, а не поведение, что к ним относятся как к личностям, которые имеют право на свое мнение, не подвергают психологическому давлению и не унижают. Все это, между прочим, прописано и в Конституции Российской Федерации, и в Конвенции о правах ребенка, и в Законе об образовании.
У нас в школах, думаю, это ни для кого не секрет, подобная практика психологического давления практикуется до сих пор. Унижать ведь можно по-разному. Можно оскорбить словом, обозвать, а можно просто демонстрировать свое пренебрежение ребенку, ставить двойки за поведение, выгонять с уроков. Один начнет сопротивляться, а другому этого будет достаточно, чтобы почувствовать себя глубоко несчаст-ным, плохим. Ребенку начинает казаться, что жизнь его закончилась: дома будут ругать за двойки и прогулы, в школе – не понимают…
Я считаю, что в школе должно проводиться психологическое просвещение пап и мам, а также работа с детьми и подростками по формированию позитивного образа «Я» с привлечением школьного психолога либо специалистов Центра «Камертон».
Школа как фактор невротизации
Как сообщила Марина Алимова, к моменту завершения обучения в школе многие дети страдают неврозами. «Работая в военкомате, мы знаем это не понаслышке: 61% призывников, «списанных» по состоянию здоровья, – наш контингент», – говорит Марина Мясхутовна. Причем невротических расстройств больше именно у мальчиков. «Девочки априори более устойчивы, – поясняет психиатр. – Женская психика более способна к адаптации – это заложено природой. Женщины более выносливы, чем мужчины. Кроме того, девочек рождается больше, у них больший процент выживаемости в период новорожденности. Мальчики слабее – у них одна Х‑хромосома, а у нас, женщин, две – мы твердо стоим на ногах».
Практически все юноши с невротическими расстройствами, по словам Марины Мясхутовны, имели проблемы в школе или в семье. «Военкомат пытается нас наказать за плохие показатели, мы же предлагаем что-то менять. Например, проводить регулярную профилактику неврозов в школе, в учебных заведениях, чтобы на детей не оказывалось такого психологического давления».
Разговаривать – правильно
Конфликтные ситуации возникают в каждой семье, и уж тем более в подростковом возрасте. Марина Мясхутовна рассказала о том, как родителям вести диалог в подобных ситуациях. Одна из самых главных рекомендаций – не начинать разговор с претензий. Сначала нужно успокоить ребенка, создать «зону комфорта», поддержать, а уж потом начинать воспитательные мероприятия. При этом никогда не следует начинать разговор с обвинения.
«Все, что начинается с «ты» в отрицательном смысле, – всегда воспринимается как обвинение и вызывает психологическую защиту, – говорит Марина Алимова. – Она у всех разная: кто-то закрывается, кто-то, наоборот, начинает проявлять агрессию, а кто-то просто уходит от ситуации (в том числе и из дома). Намного лучше начинать такие разговоры с «я»: «я узнала о том, что…», «я расстроена», «я недовольна, пожалуйста, объясни». А потом уже озвучивать соответствующие ситуации и «оргвыводы». Например: «Я должна тебя наказать, и наказание будет такое…»
И, наоборот, если родителю хочется поддержать ребенка, похвалить его, начинать фразу нужно с «ты»: ты – самый любимый, самый умный, самый-самый. Используя «ты» в положительном смысле, взрослые способствуют раскрытию ребенка, в отрицательном – провоцируют на защиту, пробиться сквозь которую бывает иногда очень сложно.
Тем же самым правилам в общении с детьми должны следовать и педагоги. «Конечно, школьные программы сейчас очень жесткие, насыщенные, но лишний раз похвалить ребенка я не считаю проблемой, – говорит психиатр. – Для многих даже маленькая похвала может стать огромным толчком к успеху. Далеко не ко всем детям применим принцип «чем больше строишь, тем больших успехов в жизни он достигнет». И хвалить надо, и понимать, и справедливо относиться, и спокойно разговаривать. Не всегда это получается, я все понимаю, учителя – тоже люди. Но ведь и накричать можно по-разному. Можно в такой негатив перевести ситуацию, что дети потом будут мстить: нарушать дисциплину, срывать уроки, разговаривать на повышенных тонах – делать то, что запрещено, и открыто демонстрировать свое неуважение. Это повод для педагога задуматься над тем, что же происходит».

Детям нужна похвала

Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчужденности, покинутости и стыда ни в коей мере не помогут ему стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать. Какой бы поступок ребенок ни совершил, он все равно должен слышать добрые и ласковые слова. Обязательно нужно советоваться с ним, говорить о своей готовности помочь. И это должно стать нормой жизни, а не одноразовой акцией. Вот примеры слов, которые ласкают душу ребенка:
— Ты самый любимый!
— Ты очень многое можешь!
— Спасибо! Что бы мы без тебя делали?
— Иди ко мне! Садись рядом, мы можем поговорить…
— Расскажи мне, что с тобой…
— Могу я с тобой посоветоваться…
— Я готов помочь тебе, если совсем что-то не получается у тебя…
— Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь, какой ты талантливый!
— Чтобы ни случилось, помни: я с тобой и готов помочь!






Просмотров: 589


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам